Планирование является
важнейшим средством повышения
эффективности образовательного процесса.
Планирование – это процесс определения
основных видов деятельности с четким
указанием конкретных исполнителей
и сроков исполнения взаимодействия управления школой,
педагогами, учащимися и их родителями
в ходе образовательного процесса. Сущность
планирования состоит в обосновании целей
и способов их достижения на основе выявления
детального комплекса работ, определении
наиболее эффективных форм и методов контроля
[19].
К основным направлениям
повышения эффективности реализации
организационно-исполнительской функции
нужно отнести реализацию личностно-ориентированного
подхода к организации деятельности;
научно и практически обоснованное распределение функциональных
обязанностей внутри аппарата органов
управления руководителями школы и членами
педагогического коллектива; рациональную
организацию труда; формирование относительно
автономных систем внутришкольного управления.
Эффективность использования организационных
форм управления школой, прежде всего,
определяется их подготовленностью, целенаправленностью.
Педсовет, совещание при директоре или
оперативные формы организации управленческой
деятельности достигают своей цели при
условии взаимной заинтересованности,
понимания необходимости выполняемой
работы и ее значимости [14].
Эффективность организационного
регулирования измеряется тем, насколько
рационально удается с его
помощью организовать процессы, подлежащие
управлению.
Контроль, является одним из средств повышения
эффективности, так как в результате контроля
выявляются не только недостатки, но и
положительный опыт, который в дальнейшем
получает распространение в деятельности
всей организации.
Эффективность характеризует
степень успешности функционирования педагогической
системы в достижении цели. Поскольку
цели могут быть различными (дидактические,
воспитательные, образовательные, управленческие),
существуют соответствующие составляющие
педагогической эффективности, которые,
в свою очередь, являются функциями двух
переменных – затрат (трудовых, временных,
материальных ресурсов) участников образовательного
процесса и результатов педагогической
деятельности, отраженных в определенных
показателях, которыми характеризуется
состояние объекта педагогической деятельности.
Результаты педагогической
деятельности, отражены в определенных
показателях, которыми характеризуется
состояние объекта педагогической
деятельности.
Для эффективного управления
школой руководителям необходимо знать,
что является критериями ее успешности или,
наоборот, чем вызваны проблемы, и отслеживать
динамику по этим критериям, анализируя
результаты и корректируя управленческий
стиль. Правильный выбор критериев эффективности
– важнейшее требование, так как неверно
выбранные показатели не позволяют достичь
результатов, которые определены целью.
Критериальный комплекс включает в
себя четыре группы критериев, конкретизированные
в их важнейших показателях и
индикаторах (признаках) (рисунок 7).
Рисунок 7 – Критериальный
комплекс.
Оценка эффективности
управления по выделенным показателям
осуществляется на основе сравнения
оцениваемого параметра с определенным
эталоном (нормативом).
Таким образом, рассмотрев
эффективность управления образовательным учреждением
и выделив критериальный комплекс, конкретизированный
в важнейших показателях, было показано,
что все функции менеджмента влияют на
эффективность управления. Контроль, является
одним из средств повышения эффективности.
Рассмотрим теперь структуру внутришкольного
контроля.
- Внутришкольный контроль
Внутришкольный контроль
является одной из важнейших управленческих
функций, которая непосредственно
связана с функциями анализа
и целеполагания: по мнению Ю.А. Конаржевского данные
без анализа мертвы, а при отсутствии цели
нечего контролировать. [9]
«Современное представление о
внутришкольном контроле базируется на
диагностическом подходе, то есть на
таком подходе, при котором осуществляется
выявление состояния системы или процесса
в его целостном виде путем изучения частей,
элементов, сторон и всей системы в целом»
[12].
Поскольку современная общеобразовательная
школа – это сложное, высокоорганизованное
учреждение, то для решения поставленных
задач контроль должен быть:
- Многоцелевой – то есть, направлен на проверку различных вопросов (учебно-воспитательная, методическая, экспериментальная и инновационная деятельность, совершенствование учебно-материальной базы школы, выполнение санитарно-гигиенических требований, соблюдение техники безопасности и др.);
- Многосторонний – означает применение различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту (фронтальный, тематический, персональный контроль деятельности учителя и т.д.);
- Многоступенчатый – контроль одного и того же объекта различными уровнями органов управления (работу учителя в ходе образовательного процесса контролируют директор, заместители директора, председатели методических объединений, представители Управления образования округа и т.д.).
Сущность и назначение внутришкольного контроля состоят в
следующем:
- оказание методической помощи педагогам в целях совершенствования и развития профессионального мастерства;
- взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса;
- система взаимоотношений, целей, принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи;
- вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития системы учебно-воспитательной работы на диагностической основе общегосударственным требованиям.
Структура внутришкольного
контроля образовательным процессом
в школе состоит из следующих
элементов:
1) Общие требования к организации контроля
в современном образовательном учреждении:
- плановость – перспективное, текущее и оперативное планирование контроля;
- многосторонность – создание системы проведения контроля, обеспечивающей его регулярность, оптимальность, всесторонность;
- дифференцированность – учет индивидуальных особенностей педагогов в процессе осуществления контроля;
- интенсивность – контрольная деятельность должна планироваться по учебным периодам и учебным неделям с одинаковой степенью регулярности ее проведения с целью предупреждения перегрузки руководителей и сотрудников образовательного учреждения;
- организованность – процедура проведения контроля должна быть четко определена, доведена до сведения проверяемых и должна быть строго соблюдена в соответствии с соблюдением требований законодательства;
- объективность – проверка деятельности педагогов на основе государственных стандартов, образовательных программ, а также программ контроля с указанием разработанных показателей и критериев, должна учитывать особенности условий, в которых трудится проверяемый, а также особенности его личности;
- результативность – наличие позитивных изменений в деятельности педагога, устранение выявленных в ходе контроля недостатков;
- компетентность проверяющего – знание им предмета и методики контроля, умение увидеть в ходе контроля достоинства и недостатки в работе, прогнозировать развитие результатов контроля, проанализировать с проверяемым результаты контроля таким образом, чтобы вызвать у него стремление к улучшению деятельности и скорейшему устранению недостатков.
2) Принципы эффективности внутришкольного
контроля:
- принцип стратегической направленности контроля;
- принцип соответствия делу (адекватность методов контроля его объекту и ситуации);
- принцип контроля по критическим точкам;
- принцип существенных отклонений;
- принцип действия (ориентация контроля на конструктивное изменение ситуации);
- принцип своевременности, простоты и экономичности контроля.
3) Цели контроля:
- компетентная проверка выполнения решений руководящих органов в области образования и нормативных документов;
- сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;
- обеспечение обратной связи в реализации всех управленческих решений;
- умелое, корректное и оперативное исправление недочетов в деятельности исполнителей;
- совершенствование управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения на основе развития их аналитических умений и навыков;
- выявление и обобщение передового педагогического опыта.
4) Задачи контроля:
- создать благоприятные условия развития образовательного учреждения;
- обеспечить взаимодействие управляющей и управляемой систем;
- создать информационный банк данных о работе каждого педагога, состояния учебно-воспитательного процесса, уровня воспитанности, развития учащихся;
- побуждать к устранению существующих недостатков и использованию новых возможностей;
- мотивировать педагогов на улучшение результатов труда.
5) Функции внутришкольного контроля:
- осуществление обратной связи, так как без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и показывает, как происходит выполнение поставленных задач, руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения;
- диагностическая, под которой понимается аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее избранными параметрами повышения качества и эффективности контроля;
- стимулирующая, которая предполагает превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя.
6) Основные компоненты контроля:
- первым компонентом контроля являются люди, выступающие в качестве его объектов и субъектов;
- условия, определяющие объем, широту и направленность контроля (к условиям, влияющим на процесс контроля, следует отнести ресурсы материальные, временные, кадровые);
- определение целей контроля, критериев, показателей и норм оценки контролируемых параметров;
- выбор методов контроля на основе заявленных принципов;
- выявление и констатация информации о существующем положении дел;
- оценка полученных результатов;
- сопоставлени<span