Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 21:59, аттестационная работа
Торжество Владимира над Ярополком сопровождалось торжеством язычества над христианством, но это торжество не могло быть продолжительно: русское язычество было так бедно, так бесцветно, что не могло с успехом вести спора ни с одною из религий, имевших место в юго-восточных областях тогдашней Европы, тем более с христианством; ревность Владимира и Добрыни в начале их власти, устроение изукрашенных кумиров, частые жертвы проистекали из желания поднять сколько-нибудь язычество, дать ему средства, хотя что-нибудь противопоставить другим религиям, подавляющим его своим величием; но эти самые попытки, эта самая ревность и вела прямо к падению язычества, потому что всего лучше показывала его несостоятельность.
В общем, по мнению наиболее выдающегося исследователя славянского язычества, академика Б.А. Рыбакова, языческие черты народной мифологии сохранились до сих пор в обрядах, поверьях, сказках, загадках и других произведениях народного творчества. За это время их воззрения претерпели существенные изменения. последующие взгляды, сюжеты и мифы не стирали предыдущие, а наслаивались на них и продолжали сосуществовать с ними. Таким образом, даже в эпоху наиболее развитых мифологических представлений в народном сознании сохранялась память о самых архаических пластах верований своих предков. Современный человек непонимает значение фраз, обрядов, праздников , которые использует не задумываясь об их значении.
Проявление язычества в современном российском обществе.
Славянское язычество имеет многообразные проявления в различных областях духовной культуры современной России - погребальной и свадебной обрядности, сферах, связанных с праздничной, календарной обрядностью, сельским хозяйством, экологией, национальным самосознанием, предсказаниями будущего, в народной медицине, в заговорах, в рекламе, политике, в изобразительном искусстве, литературе и поэзии. Эти проявления носят не всегда осознанный характер, но имеют широкое распространение в условиях как села, так и города. Особое место занимают проявления славянского язычества в христианстве, во многом определившие своеобразие русского православия - как на официальном, так и - в большей степени - на бытовом уровне. Одним из самых ярких примеров сохранения и возрождения славянского язычества, проявления его в культовой форме, является неоязычество, появившееся в постсоветский период.
Научная новизна данного результата состоит в определении широкого спектра проявлений восточнославянского язычества в настоящее время. Большинство работ, посвященных славянским верованиям, указывали в основном на сохранение их элементов в крестьянской среде, православии, на ) проявление в ересях - преимущественно в дореволюционные годы. Формы проявления языческого в современности определялись фрагментарно, в основном касаясь сохранившихся примет и суеверий.
Основными причинами, определяющими сохранение, воспроизводство и частичное возрождение языческого (в том числе славянского) в современности остаются причины, собственно и порождающие религиозное, мифологическое отношение к миру. Это существование необъяснимого (субъективно сверхъестественного), недоступного, необъясненного современной наукой, остающаяся зависимость от природных сил и потребность оградиться от их нежелательного воздействия (например, в сельском хозяйстве) - сохранение бессилия перед природой, бессилие перед неизбежностью смерти, перед многими болезнями и стремление обезопасить себя, близких, потенциальное потомство - потребность в психологической защите; неизвестность событий конкретного будущего и потребность в их предвидении;
Но кроме этого существует ряд специфических причин, определяющих сохранение именно восточнославянского языческого комплекса, а также причины, особенно характерные для настоящего времени:
• национальное самосознание, потребность определения себя и своего места в мире. Эту причину следует считать одной из главных в появлении неоязычества;
• осознание своей связи с природой, необходимости ее защиты; художественная ценность народного искусства, имеющего языческую праоснову, потребность в его дальнейшей художественно-эстетической разработке;
• остающееся (в неосознанной форме) отношение к труду как к благу, процессу творения,
• почтительное отношение к традициям, стремление к их сохранению;
• невостребованность, невосполненность большинства вышеперечисленных причин в христианской, затем в советской идеологии;
• заполнение духовного
вакуума, образовавшегося в последние
годы, снятие ограничений на исследование
и освещение различных
• осознание политическими, экономическими и другими организациями и объединениями усиления внимания к славянской языческой тематике и ее использование в рекламе, политике. Цели, преследуемые этими организациями, являются причиной интерпретации славянского язычества в русле их интересов.
Заключение.
Крещение Руси, состоявшееся в 988 г. отчасти означало лишь провозглашение христианства официальной религией и запрещение языческих культов( с точки зрения влияния на образ жизни и традиции, а не на грамотность и просвещение.) Однако языческие верования, связанные тысячами нитей с повседневной хозяйственной деятельностью, оказались чрезвычайно живучими. Еще многие столетия в народе тайно поклонялись языческим богам, приносили жертвы «бесом, болотом и кладезем». В результате 10 архаические верования и обряды сохранились в виде непризнанных и гонимых церковью языческих обычаев, праздников, культов. До наших дней мы празднуем языческие праздники. Язычество переплелось с православием и сейчас трудно определить ,где христианские праздники, а где языческие.
Информация о работе Влияние православия и язычества на культуру России