Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 11:11, курсовая работа
Также актуальность данной темы заключается в тесном проникновении массовой культуры во все сферы жизни общества. Массовая культура в последнее время получает все большее распространение, и все сильнее ее критикуют, хотя у нее есть и положительные черты, такие как донесение до общества новой (полезной) информации, появление направлений «развлекательной» культуры и пр. Современный человек уже не представляет своей жизни без средств массовой информации.
Рассмотрим вкратце понятие массовой культуры – это культура, преобладающая среди большинства людей в данном обществе. Массовая культура настраивает общество на определённую волну, создаёт стереотипы, зачатую играя на примитивных инстинктах человека. Массовая культура превращает искусство в товар, приобретает образ коммерции или индустрии.
Введение................................................................................................................4
Теория массовой культуры. Особенности и направления массовой культуры.................................................................................6
. Массовая культура как явление единства человеческого сознания................................................................................................-
. Типы и функции массовой культуры. Концепция Ортега-и-Гассет..................................................................................................10
Влияние СМИ на формирование массового сознания...................15
Стили изложения информации в СМИ............................................-
Основные функции СМИ.................................................................17
Заключение.........................................................................................................22
Список использованных источников и литературы..................................24
Говорить о стилях изложения информации, можно на примере языковых стилей в рекламе. Ведь она является одним из способов коммуникативного воздействия на сознание человека.
Итак, следует сказать,
что стиль рекламы «многослоен»
Что понимать под языковыми стилями?
Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Важнейшие общественные функции языка следующие:
Для реализации этих функций
сложились и оформились отдельные
разновидности языка, характеризующиеся
особыми лексико-
Чаще всего стили сопоставляются на основе их лексических особенностей, так как именно в области словарного состава заметнее всего проявляются различия между ними. Однако наличие у всех стилей литературного языка значительного количества общего лексического материала, с одной стороны, с другой – необходимость учитывать все структурные части данного стиля, а не только одну лексическую сторону заставляют привлекать для его характеристики и другие стороны языковой системы. Стиль рекламы сочетает в себе черты публицистического, научного, научно-популярного, отчасти разговорного и делового стилей. Такое сочетание вполне естественно и вытекает из самой природы рекламы, из ее основных функций – сообщения и воздействия. Так, в рекламе рассчитанной на специалистов, используются элементы научного и делового стиля, в рекламе товаров массового потребления уместны элементы разговорного стиля. Реклама рационального питания, бытовых услуг, культурного отдыха, где большую роль играют воспитательные, и просветительные задачи приобретает черты научно-популярного или публицистического стиля.
Это мы говорили о рекламе, но ведь СМИ информируют нас не только о каких-либо товарах, ведь за целый день вещания канал показывает большое количество передач, цель которых не только сообщать, но целью их является развлечение. Ведь можно найти огромное количество людей, которые хотели бы узнать уровень своих знаний («Кто хочет стать миллионером?»), или посмотреть на жизнь людей в необычных условиях («Последний герой»), или познакомиться со способами выявления новых звезд на нашей эстраде («Фабрика звезд»). Так, что говоря о телевидении, радио и новых СМИ следует к вышеперечисленным трем функциям языка добавить четвертую, а именно – развлекательную, которая в большей степени характеризует направленность современных СМИ на создание и поддержание массовой культуры.
Среди функций СМИ следует выделить следующие:
1. Информационная функция (сообщение о положение дел, разного рода фактах и событиях);
2. Комментарийно-оценочная функция (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);
3. Познавательно-просветительная функция (передовая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей);
4. Функция воздействия
(влияние СМИ на взгляды и
поведения людей достаточно
5. Гедонистическая функция
(любая информация
Основная задача – СМИ передача информации потребителям, которая происходит различными путями (газета, радио, телевидение).
Разнообразие изданий и программ, составляющих систему средств массовой информации, явилось результатом возникновение и преобразования разных типов газет, еженедельников, журналов, каналов радио и телевидения в совокупности составляющих их программ. Основной дифференциации послужило стремление разнообразить проблемно - тематическую направленность, обратится к разным слоям аудитории, сосредоточиться на освещении жизни различных регионов сфер деятельности, областях интересов, представить аудитории позиции разных общественных сил. Эти дифференцирующие факторы действуют постоянно и определяют процессы видоизменения системы СМИ в зависимости от характера содержания каждого из факторов.
Возникновение или выделение нового слоя аудитории привело к формированию целой группы изданий «деловых» СМИ; развертывание деятельности нового политического объединения способствует основанию издания, выражающего его точку зрения (например, «ЛДПР»).
При этом на информационный рынок выходят издания и программы как резко различающиеся (по тематике, масштабу аудитории, позициям), так близкие между собой в тех или иных вопросах. Таким образом, возникают различные направления в формировании общественного мнения в СМИ.
Современную урбанистическую культуру невозможно представить себе без телевидения. Телевизор стал неотъемлемым атрибутом жизненного мира современного человека, а телевидение превратилось в мощный общественный институт. Юристы рассматривают правовые вопросы функционирования телевидения, экономистов интересует телевидение как экономический институт, социологов - как институт, направленный на интеграцию или дезинтеграцию общественной жизни.
Рассмотрим телевидение как институт, оказывающий существенное влияние на общественные процессы, их структуру и динамику.
Именно так определяли суть социологического направления в теории массовых коммуникаций его основоположники У. Шрамм, Г. Лассуел, П. Лазерсфелд, Р. Мертон, Б. Берелсон, и др. Специфика подхода к СМИ, по мнению этих исследователей, состоит в изучение их структурно - функциональных взаимосвязей с общественными системами, гарантирующими гуманное равновесие между свободой и контролем, обусловленное в конечном счете осознанно - ответственным отношением к использованию СМИ на благо социального согласия.
Телевидение, как и другие СМИ, служит политическим, социальным и экономическим интересам тех, кто господствует в обществе. Где-то такое служение обеспечивается откровенным вмешательством правительства (с помощью цензуры и других средств контроля), где-то боле тонкими экономическими (коммерческими) механизмами. Однако, находясь под контролем тех или иных социальных сил, телевидение само выполняет функцию социального контроля, воздействуя на общественное сознание, формируя общественное мнение, внедряя в массовое сознание определенные идеи, ценности, нормы, образцы поведения и др.
Функционирование современного казахстанского телевидения имеет большие сходства с американским (европейским) телевидением, в отличии от бывшего советского. Рассмотрим основные теоретические концепции и эмпирические исследования американских ученых влияние СМИ, а в частности телевидения на общественное сознание.
Вопросы, связанные с
эффективностью воздействия СМИ
на общество, волновали исследователей
еще в 50–60-е гг. Один из основоположников
коммуникативистики У. Шрам в трактовках
эффективности этого
- либо преувеличение
пропагандийских и
- либо утверждение
их исключительно
Гербер Шиллер, автор таких известных трудов, как «Массовые средства информации и американская империя» (1973), «Средства массовой информации и культурное господство» (1976), рассматривает американские СМИ как средства манипулятивного воздействия, направленного на поддержание и сохранения статус-кво.
Значительный вклад в изучение механизмов воздействия на общественное сознание внесли ученые Анненберской школы, осуществившие под руководством Дж. Гербнера большую серию исследований содержания телевизионных передач и воздействия телевизионных образов на аудиторию. Ими была предложена модель влияние телевидения, основанная на концепции символического интеракционизма. Центральная идея концепции состоит в том, что телевидение создает символический образ реальности, который формирует восприятия жизненного пространства индивидом. В прежние времена эту функцию выполняли мифология, фольклор и религия, превращавшие представления и ритуалы в формы символической социализации и контроля. В нашу эпоху такую миссию стало выполнять телевидение.
Основное место в
«телевизионном мире» занимают представители
средних и высших слоев, люди с
престижными профессиями и
Ученые констатируют, что «главное направление», культивируемое телевидением, имеет свои вполне определенные политические характеристики - позиция середины, умеренного нейтралитета и невмешательства в идеологические конфронтации между радикалами и консерваторами.
Одним из механизмов манипулирования общественным сознанием, который использует телевидение, является привлечение внимания к определенным проблемам. Только та проблема, которая освещена телевидением, становится достоянием общественного внимания.
Несоответствие между реальным и «телевизионным» мирами проявляется наглядно в освещении, например, темы преступности и насилия в программах американского телевидения. Хорошо известно, что насилия и преступления составляют значительную часть телевизионного эфира. Однако изображение преступлений на телевидении не соответствует реальной статистики преступлений. В телепередачах большее место занимают преступления против человека, а в обществе - преступления против собственности. В телепередачах преступления, по меньшей мере, в 10 и более раз распространены, чем в реальной жизни.
Наиболее интересным
выступает процесс влияния
Здесь необходимо заметить,
что в современном
Телевидение дает портреты только людей из высшего и среднего классов, а персонажи из среды рабочего класса практически отсутствуют. Женщины изображаются преимущественно как источник эмоциональной жизни для мужчин, или в связи с приобретением товаров и услуг, или в процессе поддержания и демонстрации своей привлекательности. В профессиональном плане они занимают подчиненное место по отношению к мужчинам и обладают меньшей властью. Брак играет значительную роль в достижении более высокой ступени в структуре занятости. Нет персонажей, которые представляли бы большинство женщин, т.е. имеющих низкооплачиваемые, считающиеся чисто женскими профессии - канцелярия, сфера услуг.
Телевидение показывает, что решение проблем лежит исключительно на личностном уровне. Оно опирается на модель порядка, а не конфликта. Предлагаемые решения проблем являются воображаемыми, так как они скрывают основной внутренний конфликт между ценностями и идеалами (например, счастьем и достижением) и институтами современного индустриального общества. Эти институты характеризуются процессами приватизации, рационализации и бюрократизации. Все это может сильно затруднить достижение идеальных целей. В свою очередь идеалы отражают основные моральные принципы, которые редко оспариваются.
Хотя телевидение имеет внешние «ограничители» (в виде цензуры и коммерческого спонсорства), в гораздо большой степени оно является жертвой ограничений, которые оно само на себя наложило, определив, что их главной целью является привлекать и развлекать как можно более широкую аудиторию.
Таким образом, в работе было рассмотрены такие явления как массовая культура, средства массовой информации и стили изложения информации в СМИ, типы и функции массовой культуры.
Массовая культура – это новая культура, которая появилась совсем недавно. Она вторглась во все сферы жизни общества. Это самая глобальная и спорная культура за всю историю человечества.
Информация о работе Влияние СМИ на формирование массового сознания