Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 19:01, контрольная работа
Важнейшим элементом культуры является наука. Наука включает в себя как специфическую деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Результат научной деятельности, как правило, представлен в виде теоретических описаний, схем технологических процессов, сводок экспериментальных данных, формул. В отличие от других видов деятельности, где результат известен заранее, наука дает приращение знания, т.е. ее результат принципиально нетрадиционен
Введение………………………………………………………………………………………..3
1 Культура - определение, виды и составляющие…………………………………………...4
2. Вторая Научно-Техническая Революция…………………………………………………...7
3. Влияние 2 НТР на развитие мировой культуры…………………………………………...11
4. Заключение ………………………………………………………………………………....12
5. Список литературы …………………………………………………………………………13
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Филиал в г. Барнауле
Факультет |
Кафедра |
Учетно-статистический |
Кафедра истории экономики, политики и культуры |
«Влияние второй научно-технической революции на развитие мировой культуры»
Специальность Бухгалтерский учет, анализ и аудит
№ личного дела 10 УБД 10825
Образование Первое высшее
Группа 1бг-1
Дисциплина Культурология
Преподаватель М. И. Воробьева
Барнаул 2010
Введение………………………………………………………
1 Культура - определение,
виды и составляющие…………………………………………..
2. Вторая Научно-Техническая
Революция…………………………………………………..
3. Влияние 2 НТР на развитие мировой культуры…………………………………………...11
4. Заключение ………………………………………………………………………………
5. Список литературы …………………………………………………………………………13
Важнейшим элементом культуры является наука. Наука включает в себя как специфическую деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Результат научной деятельности, как правило, представлен в виде теоретических описаний, схем технологических процессов, сводок экспериментальных данных, формул. В отличие от других видов деятельности, где результат известен заранее, наука дает приращение знания, т.е. ее результат принципиально нетрадиционен. Например, от искусства, как другого важнейшего элемента культуры, ее отличает стремление к логическому, максимально обобщенному, объективному знанию. Часто искусство характеризуют как “мышление в образах”, наука же есть “мышление в понятиях”. Тем самым подчеркивают, что искусство опирается на чувственно-образную сторону творческих способностей человека, а наука на понятийно-интеллектуальную. Это не означает существование непроходимых граней между наукой и искусство, равно как между наукой и другими феноменами культуры.
Актуальность данной темы обосновывается тем, что:
Во-первых, тема научно-технической революции очень актуальна в наше время. Наука не стоит на одном месте, она постоянно развивается, и вместе с наукой развиваются люди.
Во-вторых, НТР очень сильно повлияла на улучшение быта людей. Действительно, быт человека улучшается. Человек стал намного меньше тратить физических сил, ручной труд заменяется машинным. Сельское хозяйство с появлением техники, стало намного лучше работать, если идёт хорошо работа на поле, люди могут видеть новые перспективы.
В-третьих, роль науки в жизни общества неуклонно возрастала на протяжении последних столетий. Соответственно, можно говорить и о возрастании мировоззренческого значения науки. Наука и НТР в целом продолжают и поныне оказывать огромное воздействие на формирование мировоззрения людей.
Проанализировав все выше перечисленные факторы, можно указать на актуальность данной темы.
1. Культура – определение, виды и составляющие
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, социалистическая культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей.
В рамках культурной статики культуру необходимо классифицировать на основании ее структуры: материальная, духовная, художественная и физическая Следует обратить внимание, что к культура.
Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека.
Состав материальной культуры:
- культура труда (техника и орудия труда, источники энергии, производственные сооружения, системы коммуникаций и энергетическая инфраструктура);
- культура повседневности – материальная сторона человеческого быта (одежда, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хозяйство, пища);
- культура топоса или места поселения (тип жилища, структура и особенности населенных пунктов).
Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.
Состав духовной культуры:
- религиозная культура (систематизированные религиозные учения, традиционные конфессии и деноминации, современные культы и учения, этнографическая религиозность);
- нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);
- правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система, законопослушание);
- политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);
- педагогическая культура (идеалы и практика образования и воспитания);
- интеллектуальная культура (философия, история, наука).
Понятию «духовная культура» относятся и материальные объекты, включающие в себя мир духовной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения, суды и пр.
По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю ее систему. Это такие виды культуры, как экономическая, экологическая, эстетическая и др. Более того, материальная и духовная культура практически всегда присутствуют одновременно в конкретном объекте культуры и отнесение его к той или иной стороне зависит от процентного содержания материального и духовного. Это относится к художественной и физической культуре.
Одной из главной составляющей культуры является наука.
Науку 20 века характеризует прочная и тесная взаимосвязь с техникой, что является основой о современной научно-технической революции, определяемой многими исследователями в качестве основной культурной доминанты нашей эпохи. Новый уровень взаимодействия науки и техники в ХХ столетии не только привёл к тому, что новая техника возникает как побочный продукт фундаментальных исследований, но и обусловил формирование разнообразных технических теорий.
Общекультурное предназначение техники — освобождение человека от «объятий» природы, обретение им свободы и некоторой независимости от природы. Но, освободившись от жёсткой природной необходимости, человек на её место, в общем-то, незаметно для себя, поставил жёсткую техническую необходимость, оказавшись в плену непредусмотренных побочных последствий технической среды, таких как ухудшение состояния окружающей Среды, нехватка ресурсов и др.
Мы вынуждены приспосабливаться к законам функционирования технических устройств, связанных, например, с разделением труда, нормированием, пунктуальностью, сменной работой, мириться с экологическими последствиями их воздействия. Достижения техники, особенно современной, требуют неизбежной расплаты за них.
Таким образом, функционирование науки как элемента культуры, обусловлено различными факторами как культурного так и природного происхождения. Сама же наука в результате своего исторического развития превращается в культурообразующий фактор развития человечества, что несет в себе противоречивые последствия: ускорение культурно цивилизованных процессов, с одной стороны, и духовное опустошение культуры, с другой. Поэтому особое внимание сегодня следует обратить на важнейшую проблему гуманизации науки, которая широко обсуждается в мировой печати.
XIX в. был веком формирования
индустриальной цивилизации. Конец
XIX - начало XX вв. ознаменовался второй
научно-технической революцией (НТР),
давшей миру телефон, телеграф, радио,
электричество, самолет, автомобиль, конвейерную
систему производства и другие достижения науки в техники.
Безусловно, все эти и другие технические
новшества оказали влияние на социально-экономическое
развитие человеческого общества и его
культуру.
Вторая НТР обусловила существенные изменения
в материально-технической базе капиталистического
общества, приведшие к переходу капитализма
свободной конкуренции к монополистическому.
Современный этап научно-технического прогресса - эпоха НТР - это коренное преобразование производительных сил общества на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства и всей жизни общества(именно «коренное»,почему и употребляется слово «революция»). Наука превращается в непосредственную производительную силу, тесно переплетается с техникой и производством (поэтому и называется не отдельно научная, техническая или промышленная, а научно-техническая революция), и это изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, оказывает воздействие на все стороны жизни.
Роль науки в жизни общества неуклонно возрастала на протяжении последних столетий. Соответственно, можно говорить и о возрастании мировоззренческого значения науки. Наука и НТР в целом продолжают и поныне оказывать огромное воздействие на формирование мировоззрения людей. Причем как сами научные достижения, например, экология и синергетика, так и их применение в традиционных направлениях научного поиска (кибернетика).
Научные достижения оказывают как положительное, так и отрицательное влияние, о чем свидетельствует современная экология. Мировоззренческое значение имеют и новые научно-методологические средства, как, например, системный подход. Есть все основания думать, что и в обозримом будущем мировоззренческое значение науки будет возрастать.
НТР приводит к усилению давления
на природную среду, которому она уже неспособна противодействовать.
К экологически негативным последствиям
НТР следует отнести исчерпание природных
ресурсов и рост капиталовложений в горнодобывающую
промышленность, загрязнение природной
среды, затопление территорий в результате
строительства электростанций, обмеление
и исчезновение рек, гибель не только отдельных
представителей флоры и фауны, но и целых
видов растений и животных и т.д.
Рассматривая такое многогранное
явление, как наука, можно выделить три
его стороны: 1) отрасль культуры;
2) способ познания
мира; 3) специальный институт
( в понятие института здесь входит не
только высшее учебное заведение, но и
научные общества, академии, лаборатории,
журналы и т.п.).
Как другим сферам человеческой деятельности, науке присущие специфические черты: универсальность, фрагментарность, общезначимость, безличность, систематичность, незавершенность, преемственность, критичность, достоверность, внеморальность, рациональность, чувственность. Для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значения науки.
Последняя треть XIX в, в передовых странах Европы, Америки и Азии отмечается завершением развития капитализма в его классической форме и переходом в монополистический этап развития. Свершается вторая научно-техническая революция, в основе которой лежит изменение энергетической базы. Осуществляется электрификация промышленности, транспорта и быта. Основой процесса электрификации послужило изобретение немецким электротехником В.Сименсом (1816-1892) динамо-машины, электрической железной дороги, американским инженером Т. Эдисоном (1847-1931) генератора, и другой электроаппаратуры. Важное значение во второй промышленной революции имело изобретение двигателя внутреннего сгорания немецкими учеными (1858-1913) и Н. Отто (1832-1891).
Важным было также существенное изменение в организации производства. Американский инженер Ф.У. Тейлор (1856-1915) создал систему научной организации труда на конвейере, в основе которой лежал принцип беспрерывного и поточного производства стандартизованных изделий, что обеспечило гигантский рост производительности труда. Произошли перемены в структуре производства: преимущественное развитие получили производство средств производства и тяжелая промышленность – металлургия, машиностроение, добывающая промышленность.
Информация о работе Влияние второй научно-технической революции на развитие мировой культуры