Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 13:48, реферат
Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало вос-торг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов подчинить себе, заставить делать то, что предлагает оратор. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, ве-ликими учеными и мудрецами, героями и властителями дум.
Великий человек оставляет после себя великие дела – и эти дела всегда воплощены им самим в текстах: как письменных, так и устных. Так, для того, чтобы стать государственным деятелем, надо непременно действовать Сло-вом, то есть воодушевлять своих сторонников, ниспровергать противников и убеждать весь народ в правоте своих идей. Любая профессиональная карьера связана с речевыми действиями – и так можно перечислить политиков, пред-принимателей (деловых людей), судей, преподавателей, священников, воена-чальников, чья деятельность непременно выражается в устном или письмен-ном Слове.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Требования, предъявляемые к оратору………………………………...5
2. Облик оратора………………………………………………………..…10
2.1. Внешность ……………………………………………………………11
2.2. Манеры………………………………………………………………..12
2.3. Позы…………………………………………………………………...13
2.4. Жесты…………………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………….19
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Требования, предъявляемые к оратору………………………………...5
2. Облик оратора………………………………………………………..
2.1. Внешность ……………………………………………………………11
2.2. Манеры………………………………………………………………
2.3. Позы………………………………………………………………….
2.4. Жесты…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….19
Введение
Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов подчинить себе, заставить делать то, что предлагает оратор. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учеными и мудрецами, героями и властителями дум.
Великий человек оставляет после себя великие дела – и эти дела всегда воплощены им самим в текстах: как письменных, так и устных. Так, для того, чтобы стать государственным деятелем, надо непременно действовать Словом, то есть воодушевлять своих сторонников, ниспровергать противников и убеждать весь народ в правоте своих идей. Любая профессиональная карьера связана с речевыми действиями – и так можно перечислить политиков, предпринимателей (деловых людей), судей, преподавателей, священников, военачальников, чья деятельность непременно выражается в устном или письменном Слове.
Ораторское искусство – это умение произносить публичные речи убедительно и действенно. Ораторика – область риторики, изучающая искусство и мастерство публичных выступлений. Каждый человек попадает в такие ситуации, когда ему требуется что – то публично рассказать, произнести краткое поздравление, объяснить какое – либо явление, одним словом, построить развернутую речь. В таких ситуациях проверяются знания, образованность, внутренняя энергия, воля, инициативность, умение найти нужные слова и выразить их в привлекательной форме.
Произношение публичных речей – дело ответственное, требующее честности, хорошего образования, выучки и опыта. Всякому делу можно научиться, но ораторское искусство, как и всякое искусство, связано с талантом человека. Каждому человеку важно понять, какой у него талант, в чем он может себя проявить, а такое проявление всегда связано и с определенными видами речи.
Целью данного реферата является рассмотрение облика оратора.
Задачи:
1. Требования, предъявляемые к оратору
Какого человека можно назвать хорошим оратором? Часто спрашивают: был ли хорошим оратором Гитлер? Или является ли хорошим оратором тот или иной политик, складно и красиво передающий свои мысли, но не пробуждающий у людей подлинной веры? Действительно, история человечества и наша современность знает множество примеров, когда сила ораторского слова использовалась для того, чтобы установить свою власть, обмануть людей. Но успех таких «хороших ораторов» всегда оказывался временным, а история все расставляла на свои места.
Поэтому мы бы назвали с большой оговоркой «хорошими ораторами» тех людей, как Гитлер, Муссолини и других диктаторов, которые добивались только личного успеха и в конечном итоге обратили во зло для своих народов искусство красноречия. Кошанский определял такое искусство оратора как «злоупотребление красноречием».
Вот почему следует еще раз вспомнить формулу Квинтилиана: «чтобы быть хорошим оратором, надо быть хорошим человеком». Настоящий оратор думает не о временном успехе своей речи, а о том, как его «слово отзовется» впоследствии. Для него невозможна формула «после нас – хоть трава не расти» («после нас хоть потоп»), он размышляет о том, какими будут долговременные последствия его слов.
Но быть хорошим человеком – хотя и основное, но слишком общее и расплывчатое требование. Чтобы быть подлинным оратором, нужны талант, природное дарование. Вот как об этом писал Цицерон: «Первое и важнейшее условие для оратора есть природное дарование… Ведь для красноречия необходима особого рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение – обильным, запоминание – верным и прочным».
Вы спросите: а что делать, если нет природных дарований, если Бог «обидел способностями»? Мы бы ответили: не надо ни преувеличивать, ни преуменьшать своих возможностей. Но у каждого человека есть свой речевой талант, и надо понять, в чем он состоит, постараться раскрыть свои возможности. Ведь один человек может писать стихи (и он будет поэтом), другой чувствует, что он может работать в сфере производства и управления (он будет писать документы, вести деловые переговоры), третий хочет писать статьи в газеты (он будет журналистом). Итак, какую профессию ни возьми – каждая связана с развитием определенных речевых способностей.
Итак, второе требование – пойми, в чем твой речевой талант, и развей его.
Развитие таланта предполагает работу над собой, которая состоит в повышении знаний и образованности оратора. «Красноречием можно овладеть лишь сравнившись в знаниях с образованнейшими людьми» (Цицерон). «Знание других наук» полагал одним из средств приобретения красноречия Ломоносов. Аудитория не будет слушать того оратора, который плохо знает предмет своей речи и не умеет рассуждать логически и последовательно.
Следующее требование к оратору касается своеобразия его личности. Всякий оратор ценится как человек, обладающий собственным взглядом на предмет, она занимает твердую позицию и отстаивает ее. Отстаивание позиции не предполагает прямолинейного упрямства, напротив, мудрый ритор ведет себя разумно и тонко: он умеет и промолчать, и выслушать оппонента, но и отстоит свою точку зрения.
При индивидуальном своеобразии можно говорить и об универсальных качествах, которые должны быть присущи оратору. Качества характера и свойств личности оратора называются в риторике ораторскими нравами. К ним относятся честность, образованность, скромность, предусмотрительность, ответственность, решительность и некоторые другие.
Честность – это открытое и справедливое отстаивание своей позиции. Никто не захочет слушать человека нечестного, скрывающего свои истинные намерения.
Образованность – это знание предмета речи, потенциальная широта воззрения на разбираемую проблему. Если аудитория уверена в образованности оратора, она доверяет его мнению.
Скромность – умаление личного достоинства, которое оттеняет свойства предмета, утверждает знание, а ораторской гордыне и жажде славы отводит второстепенное место.
Предусмотрительность – способность предвидеть развитие событий, не позволяющая совершать неразумных импульсивных поступков. Хороший ритор, предвидя действие чужих и своих речей – подобно хорошему полководцу – отступает и «отсиживается» в засаде, а затем переходит в наступление лестным и искусным словом.
Ответственность – приготовление и готовность ответить за произносимые мысли и слова. Ответственность связана с чувством стыда – возможного осуждения и даже позора за неудачно сказанную речь. Безответственность, напротив, связаны с равнодушием к чужому мнению, неуважением к слушателям, она – следствие ослабления волевого начала в человеке.
Решительность – способность настойчиво и волево проводить свои идеи. Решительность связана с внутренней энергией, которая присутствует в каждом человеке, но может быть или ослаблена обстоятельствами, или, напротив, быть мобилизованной. Качество решительности, как и другие свойства оратора, - не только даны от природы, но и вырабатываются и формируются годами напряженное работы и воспитания.
Мы перечислили не все качества оратора, или ораторские нравы. Видимо, можно назвать еще много качеств, которые приблизят нас к облику идеального или совершенного оратора. Видимо и каждое время диктует свои нравы, свои взгляды на идеал человека и образцы его речи. Нам важно освоить все лучшее, что известно об ораторском искусстве и свойствах оратора, а затем применить эти знания к своей жизни.
Качества оратора как личности в сочетании со всеми другими требованиями к речи создают в представлении аудитории образ оратора. Образ оратора – это представление человеком себя в речи, вид, облик, «маска», которые сознательно планируются, а затем проводятся в жизнь. Образ оратора оценивается по трем параметрам личности: нравственный ли человек? знающий ли человек (интеллект, образованность)? привлекательный ли человек (эстетическая выразительность)? – иначе «нравится» ли человек?
В комплекс речевых средств входят – и это принципы оценки речи оратора: идеи, слова, построение слов, произношение, телодвижение, эмоция речи.
Не зря слово «образ» имеет связь со словами «образец», «образованность». Связь со словом «образец» означает, что каждый оратор стремится к определенному идеалу, образцу. Каждое время и каждая эпоха дает свои стилевые образцы, которым подражают ораторы. Хороший оратор (ритор в целом) всегда занят преобразованием, усовершенствованием жизни к лучшему, поэтому он отталкивается от существующих образцов и создает новое: новые идеи, новый стиль в словах и всем образе поведения.
Образованность же означает формирование внутреннего и внешнего облика человека. «Образуя» себя человек лепит из себя личность - своеобразный союз души и тела, единственный и ни на кого не похожий. Образование же происходит только через общение, через речь, словесное взаимодействие каждого из нас с миром.
Теперь приложим все сказанное к отдельным видам ораторской речи, какими являются:
- политическое красноречие (политическая ораторика);
- судебное красноречие (судебная ораторика);
- духовное красноречие (церковная ораторика);
- педагогическое красноречие (педагогическая ораторика);
- академическое красноречие (устная ораторика);
- военное красноречие (военная ораторика).
В сущности же видов красноречия или ораторики столько, сколько видов профессиональной деятельности. Обратите внимание на то, что перечисленные классические виды красноречия называют основные общественные профессии: политик (дипломат), юрист (судья, адвокат), священник, педагог (учитель, преподаватель), военный. Эти профессии требуют активной речевой работы.
2.Облик оратора
К счастью, для хороших
ораторов (не для плохих), мнение о них
составляется по внешним данным во время
выступления. Во всяком случае, хорошая
речь на добрую четверть воспринимается
чисто зрительным путем. Слушатели присматриваются
к оратору: как он стоит, какое у него выражение
лица, какая походка, что он делает с руками.
Слушатели хотят знать, что он представляет
сам по себе. Наивно, движимые любопытством,
они хотят сразу составить мнение об ораторе
– положительное или отрицательное –
и, сами того не сознавая, хотят решить,
будут ли их симпатии на стороне оратора
и воспримут ли они то, что он им скажет.
Выступить публично – это значит дать
слушателю возможность познакомиться
с вами, как говорится, и на радостей на
горе. Если не на радость, если внешние
данные не только не помогут, а скорее
навредят, то, надо думать, вы еще не овладели
всем необходимым для публичного выступления.
Но, прежде всего, следует подтвердить
основной принцип: подлинно движущая и
направляющая сила внешних данных и приемов
оратора заключается в его глубоком переживании
взаимного общения с аудиторией. Настоятельная
внутренняя потребность выполнить свой
долг перед слушателями даст для правильного
внешнего поведения гораздо больше, чем
нарочитые технические приемы. Всякие
ухищрения в осанке, манерах, жестах никогда
не создадут настоящего облика оратора,
воодушевленного мощной идеей и желанием
поделиться ею с аудиторией.
2.1. Внешность
"С лица не воду пить..."
С неказистой внешностью оратору приходится только мириться. Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле оказаться на должной высоте. Мужчина только выиграет от того, что не будет похож на картинку из последнего журнала мод.
Но когда придется
встать и взять слово, вы должны быть уверены,
что ваш внешний вид отвечает требованиям
слушателей и обстановки. Ваши товарищи
на вечернем собрании в клубе вряд ли ожидают,
чтобы вы предстали "перед ними, разодевшись
в пух и прах. Да и преподаватель не потребует,
чтобы для Очередного выступления на занятиях
студенты одевались по-праздничному. Но
неопрятность может дорого обойтись. Прическа
должна быть в порядке, руки и ногти —
чисты, обувь — начищена, платье или костюм
— тщательно отглажены и аккуратно застегнуты.
Даниэль Уэбстер, о котором говорили, что
"никто не обладает таким величественным
видом, как Уэбстер", был. поборником
безукоризненной внешности. Ему и в голову
не пришло бы появиться перед аудиторией
не застегнутым на все пуговицы. В наше
время требования не так строги. Но мужчинам,
пожалуй, более удобно выступать в обычном
костюме, если погода не слишком жаркая.
Не допускайте эксцентричности в одежде:
и без того все взоры будут устремлены
на вас. Женщины должны снимать шляпы с
широкими полями и вообще привлекающие
внимание головные уборы. Вуалетки не
нужны. Перчатки и сумки будут только мешать.
Ничто у вас или при вас не должно связывать
свободу движений. Не надевайте плотно
обтягивающих костюмов, стесняющих движения
плеч и рук. Мужчины должны быть чисто
выбритыми, освободиться от ненужных вещей,
оттопыривающих карманы, и убрать торчащие
из бокового кармана карандаши и ручки.
Женщинам рекомендуется по крайней мере
оставлять дома кричащие украшения. Скромность
в одежде предпочтительнее назойливого
шика. Не вызывайте удивления и зависти
— это помешает слушать, что вы говорите.