Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:35, контрольная работа
Еще в начале XIX в. историческая наука очень мало знала о древнем Востоке. Давно исчезли древние государства Востока, города их были разрушены, а развалины занесены песком и пеплом, забыты были и древние. За последние 100—150 лет проведены крупнейшие исследования по истории древнего Востока. Ценой упорного, кропотливого труда ученые различных стран, в их числе и советские, расшифровали письменность большинства древневосточных народов и прочли найденные документы.
ВВЕДЕНИЕ
Еще в начале XIX в. историческая наука очень мало знала о древнем Востоке. Давно исчезли древние государства Востока, города их были разрушены, а развалины занесены песком и пеплом, забыты были и древние. За последние 100—150 лет проведены крупнейшие исследования по истории древнего Востока. Ценой упорного, кропотливого труда ученые различных стран, в их числе и советские, расшифровали письменность большинства древневосточных народов и прочли найденные документы.
Таким образом раскрылась богатая, полная ярких событий история древнего Востока.
Почему в древности народы Востока обогнали другие народы мира, первыми создали государства и положили начало современной культуре?
На древнем Востоке раньше, чем в других странах света, начало развиваться земледелие. Переход первобытных людей от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию был огромным шагом вперед — это был переход от простого присвоения готовых даров природы к созданию своим трудом необходимых средств к жизни.
Когда труд земледельцев стал приносить больше продуктов, чем было необходимо им для прокормления, вожди и старейшины племен стали захватывать землю, принадлежавшую родовым общинам, и обращать в рабство сначала пленников, а затем и своих соплеменников.
Так в странах древнего Востока возникла эксплуатация людей, и стали складываться общественные классы. Вместе с появлением враждующих друг с другом классов возникали и государства — органы насилия рабовладельцев над рабами и свободной беднотой.(дет. энц)
В IV тысячелетии до н. э. в Месопотамии (что означает «междуречье» образовались древнейшие в мире государства: в долине Нила — Египетское, а в Междуречье Евфрата и Тигра — города-государства шумеров и Аккадское царство.
В разных районах страны из небольших поселков вырастали крупные городские центры: Ашшур, Мари, Ниневия и др. Но именно шумерский юг, где в первой половине III тысячелетия до н. э. уже существовала целая плеяда городов-государств: Эреду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Умма, Шуруппак, Иссин, Ниппур, Киш,— играл в этот период ведущую роль в истории Месопотамии. Здесь происходили основные исторические процессы, характерные для периода, который принято называть раннединастическим и который охватывал XXVIII—XXIV века до н. э.(ист. древ ост элект)
В данной работе рассмотрим ранние формы государственности и управление древними государствами Востока: Шумер и Аккад.
Общественный и
Одновременно с развитием производительных сил кардинальным образом меняются и производственные отношения. Быстрыми темпами идут имущественное расслоение и социальная дифференциация общества. Из материалов погребений явствует, что общинная знать сосредоточивает в своих руках значительные богатства и в этом отношении противостоит остальной массе рядовых общинников. Особую социальную, группу образуют рабы и близкие им по положению подневольные работники. В хозяйственных документах из Урука часто встречаются пиктограммы, обозначающие рабов и рабынь. Причем если в ранних документах фигурируют десятки рабов и рабынь, то в более поздних упоминаются уже сотни. Характерна и пиктограмма, обозначающая раба, которая может трактоваться как «человек гор, чужак», что указывает на захват рабов в походах из равнинного Шумера в горные области.
По мере усложнения социальной структуры происходит и обособление органов власти, среди которых видную роль играют храмы во главе со жречеством. (библиотекарь.ру)
Огромную роль в жизни Шумера играло
жречество, составлявшее высшие слои шумерского
общества. Храмы были центрами управления
сельским хозяйством. Сначала они не имели
собственной земли, и каждая деревня выделяла
участок земли, который обрабатывался
крестьянами-общинниками, а собранный
с него урожай отдавали храму. Постепенно
храмы присвоили эти земли и стали вести
на них самостоятельное хозяйство.
В Шумере
довольно рано была разрешена купля-продажа
земли, и это стало основой увеличения
храмовых земель. Часть земель сдавалась
в аренду. Широко применялся на храмовых
землях наемный труд безземельных крестьян.
Храмы организовывали прокладку каналов,
собирали налоги, управляли жизнью соседних
городов и деревень.
Более половины
населения составляли родовые общинники.
Общинные земли являлись исходной точкой
для развития частного землевладения
и купли-продажи земли. Рабов в Шумере
было мало — в основном пленные, либо купленные
чужеземцы. Различались рабы храма и рабы
частных лиц.
Общинники, потерявшие связь с общиной,
имели правовой статус клиента и, обладая
личной свободой, находились в экономической
зависимости от храмов и частных лиц. (БАТЫР
К)
Шумер не был единым государством.
На его территории находилось несколько
десятков самостоятельных городов
и областей. Наиболее известными были города Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук,
Киш.
Во главе города и области стоял правитель,
носивший титул «энси» («патеси»). Это
был верховный жрец главного городского
храма. В случае если власть правителя
выходила за рамки города, правителю присваивался
титул «лугаля». Функции их были одинаковы
и сводились к управлению общественным
строительством и ирригацией, храмовым
хозяйством; они возглавляли общинный
культ, предводительствовали войском,
председательствовали в совете старейшин
и народном собрании. Совет старейшин
и народное собрание избирали правителя,
давали ему рекомендации во всех важнейших
делах, проводили общий контроль за его
деятельностью, осуществляли суд и управление
общинным имуществом. (БАТЫР к.)
В начале раннединастического периода (XXVIII—XXVII вв. до н. э.) во главе города-государства стоял «эн» — верховный жрец (иногда жрица), возможно выбиравшийся на эту должность. Помимо жреческих функций и управления храмовым административным аппаратом в круг его обязанностей входило руководство храмовым и городским строительством, сооружением оросительной сети и другими общественными работами, распоряжение имуществом общины и ее экономической жизнью. Иногда употреблялся термин «лугаль», который мог быть эпитетом по отношению к «эн» и переводиться как «большой человек, господин, царь», а мог означать и другое лицо — военного вождя, осуществлявшего эту функцию во время военных действий. Однако чаще всего тот же «эн»- избирался военачальником и в этом качестве руководил действиями военных отрядов — основы будущей армии.
В дальнейшем во главе
шумерских городов-государств становятся
правители с титулом либо «энси»,
либо «лугаль». Термин «энси» примерно
переводится как «жрец-
Функции «лугаля» совпадали с функциями «энси», но, очевидно, это был более почетный и масштабный титул, обычно принимаемый правителями крупных городов, а иногда даже их объединений и связанный с военными полномочиями и большей полнотой власти.
На протяжении всего раннединастического периода функционировали совет старейшин и народное собрание из числа полноправных общинников-воинов, в полномочия которых входило избрание или низложение правителя (из числа членов совета и определенного рода), контроль за его деятельностью, принятие в члены общины, совещательная роль при правителе, особенно в вопросе о войне, суд на основе обычного права, поддержание внутреннего порядка, управление общинным имуществом.
С развитием имущественного неравенства и классового общества роль народного собрания уменьшается, совет же старейшин долго сохраняет большое значение, порой даже противопоставляя себя правителю и ограничивая его власть.
Однако постепенно усиливается
экономическая и военно-
Армия в этот период состояла из отрядов колесничих (в колесницы запрягались ослы или онагры), вооруженных копьями и дротиками, тяжеловооруженных пехотинцев-копейщиков в своеобразных «панцирях» (кожаных или войлочных плащах с металлическими бляхами), защищенных тяжелыми щитами в рост человека, легковооруженных пехотинцев с защитной перевязью через плечо, обшитой бляхами, с легкими копьями и боевыми топорами. Все воины имели шлемы и кинжалы. Армия была хорошо обученной и достигала нескольких тысяч человек (например, в Лага-ше 5—6 тыс.). (библ.ру
2.1 Месопотамия под властью Аккада в XXIV—XXII вв. до н. э.
Основателем Аккадского царства стал Саргон (Шаррумкен), имя которого переводится как «царь истинен». Предполагают, что он был человеком не царского и даже не аристократического происхождения. Он не называет имени своего отца, а легенды, окружавшие его имя, и более поздние документы называют Саргона то садовником, то приемным сыном водоноса, то слугой правителя Киша. Властью Саргон овладел, вероятно, в результате дворцового переворота, воспользовавшись разгромом кишско-го правителя в войне с Лугальзагеси. Итогом 55-летнего правления Саргона (2316—2261 гг. до н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с центром в Аккаде. Образование единого централизованного государства имело серьезные последствия для экономики, и прежде всего для главной отрасли хозяйства — земледелия. Создание крупной ирригационной сети в масштабах всей Южной и Средней Месопотамии, строительство дорог и гаваней, введение общегосударственной системы мер и весов привели к развитию в государстве товарно-денежных отношений, морской, речной и сухопутной торговли (с островами и побережьями Персидского залива, Индией, кочевниками западных степей и горцами Элама).
Утверждение единовластия
царя-деспота проходило в
Итогом политического развития Аккада в XXIV—XXIII вв. до н. э. явилось возникновение деспотии, представленной могущественной властью царя («шаррум»), Однако созданная Саргоном держава и сама деспотическая власть столкнулись с рядом затруднений. Уже в конце его царствования началось брожение среди «старейшин» (родовой аристократии), вспыхнул мятеж в войске (видимо, в ополчении общинников), отпали некоторые области (Субарту) и города (Вавилон и др.).
Преемник Саргона — Римуш предпринял решительные меры, направленные на уничтожение сепаратизма родовой аристократии Шумера. Были организованы три похода против мятежных правителей городов, сопровождавшиеся жестокими битвами и расправами. Особенно важным был третий поход против сильной коалиции городов — Уммы, Адаба, Лагаша. Их «энси» были убиты или пленены, перебито только в Умме и Дере около 13 000 человек.
При таком размахе карательных операций и шаткости внутриполитического положения организовать военные походы в чужеземные страны было затруднительно, к тому же некоторые из них (например, Эбла) резко усилились, и Римуш ограничился лишь двумя походами на Элам.
Во внутренней политике Римуш, как и Саргон, пытался заручиться поддержкой жречества, принося обильные дары храмам Ниппура, Лагаша, Ура. Но противоборствующая сторона оказалась сильнее, и вследствие заговора царь погиб от руки приближенных, убивших его каменными печатями. Брату Римуша — Маништушу также пришлось подавить ряд восстаний. Наря-zy с этим он совершил два похода в Элам. Один из походов был предпринят по морю к восточному побережью Персидского залива.