Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы рассмотрение опасных факторов природной среды и современного подхода к обеспечению защиты от опасных факторов.
Задача курсовой работы разобрать методы защиты от опасных факторов природной среды.
Введение 2
I Теоретическая часть 4
1.1 Повседневные естественные опасности 4
1.2 Опасности стихийных явлений 5
1.2.1 Землетрясения 5
1.2.2 Наводнения 6
1.2.3 Штормовые ветры 7
1.2.4 Оползни 8
1.2.5 Карстовые явления 9
1.2.6 Просадки и провалы 9
1.2.7 Грозы 10
1.3 Антропогенные и антропогенно - техногенные опасности 12
1.4 Техногенные опасности 17
Постоянные локально-действующие опасности 17
1.4.1.Вредные вещества 17
1.4.2 Вибрации 18
1.4.3 Акустический шум 19
1.4.3.1 Инфразвук 19
1.4.3.2 Ультразвук 19
1.4.3.3 Неионизирующие электромагнитные поля и излучения 19
II Аналитическая часть 20
2.1 Возникновение и развитие научно-практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности человека 20
2.2 Меры защиты от стихийных бедствий 22
2.3 Общая стратегия борьбы с неблагоприятными антропогенными факторами 23
2.3.1 Строительство в природообустройстве конкретных территорий и решении общих экологических проблем регионов 25
2.3.2 Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера 33
Заключение 36
Список литературы 37
Защита и восстановление территорий населенных пунктов, зон отдыха, сельскохозяйственных и промышленных предприятий включает:
Все эти виды работ в той или иной степени связаны со строительством.
Удаление и накопление твердых бытовых отходов (ТБО) включает устройство свалок, полигонов хранения отходов, для чего (как для всех строительных объектов) проводятся инженерные изыскания, составляется проект, по которому выполняются работы. Утилизация ТБО связана со строительством мусороперерабатывающих предприятий, что относится к области промышленного строительства. Твердые производственные отходы (ТПО) накапливаемые в отвалах, терриконах требуют упоминавшихся выше инженерной и биологической рекультивации.
Защита атмосферы, борьба с шумом, с влиянием электромагнитных полей включает в первую очередь решение соответствующих градостроительных и землеустроительных задач, Такие задачи связаны с рациональным размещением в городах и сельских районах жилых и производственных зон, транспортных путей, санитарно-защитных зон, озеленения населенных пунктов, правильным размещением зон отдыха, радио- и телевизионных станций, линий электропередач, сельскохозяйственных и лесных угодий и т.д., что реализуется на стадии землеустроительного проектирования и планировки населенных пунктов. Основным средством защиты атмосферы являются применение на промышленных предприятиях фильтров, пылеуловителей, а также технологических процессов, не вызывающих загрязнения атмосферы. Предпринимаются попытки создания "газовой канализации", т.е. сбора и переработки газовых выбросов промышленных предприятий (по аналогии со сбором и переработкой сточных вод).
Борьба с шумом включает также, кроме градостроительных мероприятий, создание различных шумозащитных устройств, которые тоже являются строительными объектами.
Возведение
и реконструкция защитных инженерных
сооружений в зонах населенных пунктов
и производственных предприятий
представляют чисто строительные задачи,
относящиеся к области
Таким образом,
строительные задачи возникают во всех
без исключения сферах природообустройства.
В основном это возведение различных
инженерных сооружений и проведение
защитных и восстановительных
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» основными задачами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) являются:
· разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
· осуществление
целевых научно-технических
· обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
· подготовка населения к действиям в ЧС; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
· осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
· ликвидация ЧС;
· осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
· реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации ЧС;
· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Согласно утвержденному Положению РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней подчиненности:
· федеральный,
· региональный,
· территориальный,
· местный,
· объектовый.
Территориальные
подсистемы РСЧС создаются в субъектах
РФ для предупреждения и ликвидации
ЧС в пределах их административных
границ и состоят из звеньев, соответствующих
административно-территориально
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих формированиях, утверждаем соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.
Функциональные подсистемы (ФП) РСЧС создаются Федеральными органами исполнительной власти для организации работ по защите населения и территорий от ЧС в сфере деятельности и порученных им отраслях экономики.
Организация, состав сил и средств, порядок деятельности ФП РСЧС определяются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации следствий стихийных бедствий.
Положение о ФП РСЧС реагирования и ликвидации следствий аварий с ядерным оружием в РФ утверждается Правительством РФ.
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы постоянно действующие органы управления по делам ГО и ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Техногенные опасности возникают из-за неисправностей и дефектов в технических системах, неправильного их использования, наличия отходов при эксплуатации. При этом критериями безопасности техносферы при загрязнении ее отходами являются предельно допустимые концентрации веществ и предельно допустимые уровни интенсивности потоков энергии.
Для защиты человека
от травмирования применяются
Непрерывное взаимодействие человека с живой и неживой природой реализуется через потоки масс веществ, энергии и информации. В тех случаях, когда эти потоки превышают предельно допустимые уровни своих значений, они приобретают способность причинять ущерб здоровью человека, наносить вред природе, разрушать материальные ценности и становятся опасными для окружающего их мира. Источники опасности имеют естественное, антропогенное или техногенное происхождение.
Мир опасностей в начале 21 века достиг своего наивысшего развития. Многообразие и высокие уровни опасностей, действующих на человека, характерны, прежде всего, для техносферы. Непрерывно нарастающие ухудшения здоровья и гибель людей от воздействия опасностей техносферы объективно требует от государства и общества принятия широких мер с использованием научного подхода в решении проблем безопасности жизнедеятельности человека в условиях техносферы.
Таким образом цели и задачи данной курсовой работы достигнуты. Из этого следует, что достижение приемлемого уровня безопасности в системе «человек-среда обитания» неразрывно связано с необходимостью глубокого анализа причин роста численности и уровня действующих в техносфере опасностей; изучение причин принудительной потери здоровья и гибели людей; разработки и широкого применения превентивных защитных мер на производстве, в быту и в регионах техносферы. Важную роль в сохранении здоровья и жизни людей в настоящем и будущем призвана играть информационная деятельность государства в области прогнозирования опасностей среды обитания. Компетентность людей в мире опасностей и способы защиты от них - необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности человека на всех этапах его жизни.