Возникновение протестантизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:10, реферат

Описание работы

ПРОТЕСТАНТИЗМ, религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической традиции. Слово "протестант" впервые было использовано на рейхстаге в Шпейере (1529) для обозначения участников, подписавших Protestatio, документ, в котором открыто высказывалось несогласие с решением рейхстага запретить ряд реформ внутри церкви. Позднее "протестантами" стали называть всех, кто вышел из повиновения папе в ходе переворота 16 в., вошедшего в историю под именем Реформации. С тех пор протестантизм раздробился на многочисленные семейства церквей и не связанных друг с другом сект, и слово превратилось в собирательное понятие, за которым не стояло какое-либо конкретное вероисповедание.

Содержание работы

Введение
1. Возникновение протестантизма. Реформация
2. Особенности протестантского вероучения, организации и культа
3. Основные направления протестантизма
4. Современные протестантские церкви в России
5. Религиозное содержание протестантизма
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Протестантизм2.docx

— 56.34 Кб (Скачать файл)

    Объединение церквей евангельского исповедания  было достигнуто на основании Соглашения евангельских христиан и баптистов  в 1944 году. В 1945 году было заключено соглашение с представителями церквей пятидесятников, названное "августовским соглашением", в 1947 году достигнуто соглашение с христианами в духе апостолов, а в 1963 году в союз приняты меннониты.

    Пятидесятники исходят в своем вероучении из указания Евангелия о "сошествии  Святого Духа на апостолов" в пятидесятый  день после Пасхи. Меннониты самыми существенными чертами христианства считают смирение, отказ от насилия, даже если оно совершается ради общего блага, нравственное самосовершенствование.

    Союз  евангельских христиан-баптистов входит в состав Всемирного союза баптистов  со времени его основания в 1905 году и разделяет семь библейских принципов - теологических основ, выработанных Всемирным братством: "Священное Писание, книги Ветхого и Нового Заветов (канонические) являются основой Вероучения. Церковь должна состоять исключительно из возрожденных людей. Заповеди о Крещении и Вечере Господней (причащении) также принадлежат возрожденным людям. Независимость каждой поместной церкви. Равноправие всех членов поместной церкви. Свобода совести для всех. Отделение церкви от государства".

    Союз  евангельских христиан-баптистов - и в целом, и в каждой поместной церкви - считает своими задачами проповедь Евангелия, духовное воспитание верующих для достижения святости, христианского благочестия и соблюдения заповедей Христа в жизни, развитие и укрепление единства верующих согласно Первосвященнической молитве Христа, активное участие в социальном служении.

    Ныне  Союз Евангельских Христиан-баптистов  России издает два журнала "Братский вестник" и "Христианин и время", более десятка газет, выпускает  Библии, сборники духовных песен, другую христианскую литературу.

    Еще одна протестантская церковь, распространенная в современной России - это церковь адвентистов седьмого дня. Основателем этого течения считается американская пророчица Елена Уайт, которая руководствуясь своими "видениями", в которых "Господь открывал ей истины", развивала идеи адвентизма. Главным было указание из всех дней недели праздновать не воскресенье, а субботу, когда нельзя не только работать, но даже готовить пищу. Тем самым во главу угла ставилось выполнение четвертой библейской заповеди: "Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела..." (Исх. 20: 8 - 10).

    У адвентистов седьмого дня сформировалась догматика, обрядность, бытовой уклад, в которых особую роль играет так  называемая "санитарная реформа". Ее богословское обоснование заключается в утверждении, что тело есть храм Святого Духа и, чтобы не разрушать его, следует вести соответствующий образ жизни. Есть у них пищевые запреты, а также запрет употреблять чай, кофе, спиртные напитки, курить.

    Сегодня в нашей стране насчитывается  более 30 тысяч адвентистов Седьмого дня, они имеют около 450 молитвенных домов. Центральный орган этой церкви расположен в Тульской области в поселке Заокский, где у них работает духовная школа и семинария, радиотелевизионный центр. Церковь издает газеты и ряд журналов совместно с зарубежными адвентистами. Члены церкви помогают детским садам, больницам, престарелым. В Тульской области создан реабилитационный центр под руководством Валентина Дикуля, где помогают больным детям.

    Среди других протестантских течений, действующих  в современной России, следует  назвать христиан веры евангельской или пятидесятников. Название восходит к евангельскому рассказу о том, что во время празднования праздника  Пятидесятницы (50-й день после Пасхи) на апостолов сошел Святой Дух и они "исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках" (Деяния.2: 4). Верующие этого направления практикуют "говорение на иных языках" во время молитвенных собраний, веря в возможность вселения в истинно верующих Святого Духа. В России эта церковь имеет несколько течений.

    В 1992 году в нашей стране активно начала действовать религиозносоциальная организация под названием "Армия спасения". Движение возникло в Англии в прошлом веке, имеет строгую организацию Солдаты "Армии спасения" принося клятву на верность Богу, служения людям и Богу, отказ от алкоголя, курения, наркомании, других вредных привычек. Они занимаются евангелизацией и социальной работой. В Москве "Армия спасения открыла 18 бесплатных столовых, помогает беженцам и бездомным, оказывает гуманитарную помощь больницам, детским садам, другим нуждающимся.

    В настоящее время в России насчитывается  свыше одного миллиона верующих-протестантов, принадлежащих к десяткам различных  протестантских направлений. Одни из них  возникли в прошлом столетии, другие появились в самые последние  годы. Развитие рыночных отношений, изменение  идеологии государства способствует укреплению позиций протестантизма. Пользуясь поддержкой своих зарубежных международных центров, они ведут  активную миссионерскую работу по евангелизации населения, распространяют огромное количество религиозной литературы и другой продукции.

    5. Религиозное содержание  протестантизма

 

    Разделяя  основные особенности развитой религии, т.е. веруя в бытие Бога, бессмертие души, сверхъестественный и загробный  мир и т.п., протестанты так  же, как и католики и православные, представляют себе Бога в качестве триединого Бога - отца, Бога - сына и  Бога - святого духа. Иисуса Христа они  отождествляли со вторым лицом этой Троицы. Вместе с тем протестантизм  имеет свои особенности, отличающие его от православия и католицизма. Протестантизм очистил небо от целого пантеона божков, которые превратили католицизм и православие фактически в многобожие. Протестанты поклоняются  только триединому богу (у них нет  культа святых и богоматери), а особенно Христу, считая его истинной главой своих церквей в целом и  общин в частности.

    Вместе  с тем с католицизмом протестантизм  роднит многое: и филиокве (учение о том, что " святой дух " исходит не только от Бога - отца, как считают православные, но и от сына), и употребление при причащении опресноков, и органы, и крещение через обливание, и обычай сидеть во время богослужения и многое другое.

    В соответствии с общим учением  христианства протестантизм всех разновидностей стоит на позиции, что знание религиозной  истины дается человеку божественным откровением.

    В христианстве не вызывает сомнений положение  о том, что основным источником откровения является Библия. Но в Библии есть много  противоречивого. Все это подлежит истолкованию и разъяснению. Для  католицизма право такого истолкования принадлежит только церкви, причем настолько не приложено, что мирянам  даже запрещается без руководства  со стороны духовенства читать Библию. В порядке толкования последней  написали огромное количество произведений " отцы церкви " и богословы - схоласты, вынесли множество определений  и решений церковные соборы, а  римские папы обнародовали целую  библиотеку булл, всяких непогрешимо  истинных посланий. Вся эта литература вместе с тем, чему учат в проповедях и устных наставлениях служители  церкви, именуется Священным преданием. Таким образом, Священное писание  можно правильно понимать только в свете Священного придания. Вполне понятно, какую силу давало папству  такое решение вопроса. Чтобы  сбить папство с этой позиции протестантизму было необходимо лишить его монопольного права толкования Библии при помощи Священного придания и собственного произвола. Для этого он провозгласил право каждого верующего не только самостоятельно читать, но и толковать Библию.

    Что же касается Священного предания, то протестантизм  полностью отказал ему в значении источника откровения." Только Библия " - стало его основным девизом. Протестантизм выступает против идеи, что при истолковании Библии следует руководствоваться разумом. Допуская философское мышление в качестве своего рода приправы к вере, протестантизм считал все же лишь последнюю единственным критерием истинности восприятия библейского откровения. Вера, которую протестантизм поставил в центр своего учения, есть личное переживание, по существу не поддающееся разъяснению и контролю со стороны.

    Протестантское  учение нанесло удар католическому  духовенству и в той области, которая касалась влияния его  молитв на земные судьбы людей. Если верующий - католик считал достаточным помолиться с помощью священника Богородице либо какому - либо святому, чтобы избавиться от той или иной неприятности или, наоборот добиться жизненного успеха, то протестантизм утверждает, что человеческая судьба не зависит ни от молитв, ни от деятельности человека, так что вся тяжеловесная махина католического культа не имеет по существу никакого жизненного смысла.

    Культовые нововведения протестантизма шли в  основном по линии "удешевления" церкви и церковного ритуала. Почитание  библейских праведников оставалось незыблемым, но было лишено тех фетишистских по существу политических форм, какие  принял вообще культ святых в католицизме. Протестантизм отказался и от ряда других элементов культа - поклонения мощам, реликвиям, кресту, статуям и  иконам. Отказ от поклонения видимым  изображениям базировался в догматическом  отношении на ветхозаветном Пятикнижии, рассматривающем такое почитание  как идолопоклонство.

    Среди разных ответвлений протестантизма не было единства в некоторых вопросах, связанных с культом, внешней  обстановкой церквей и т.д. Лютеране, например, сохранили в своих церквах  распятие, алтарь, свечи, органную музыку; кальвинисты же от всего этого  отказались.

    Месса была отвергнута протестантами почти  всех направлений. Богослужение стало  вестись ими на национальных языках; оно состояло из проповеди, пения  молитвенных гимнов и чтения тех  или иных глав Библии, преимущественно  Нового завета.

    Наиболее  важные обряды, считавшиеся в католицизме  ядром богослужения - таинства подверглись  в протестантизме решительному пересмотру. Лютеранство оставило из семи таинств  лишь два - крещение и причащение, кальвинизм - одно лишь крещение. При этом трактовка  таинства как обряда, при совершении которого происходит чудо, в протестантизме приглушена. Лютеранство сохранило  некоторый элемент чудесного  в истолковании причащения. Оно заняло среднюю позицию между католицизмом, с одной стороны, и цвинглианством и кальвинизмом - с другой, в решении  вопроса о том, происходит ли при  совершении обряда чудо превращения  хлеба и вина в плоть и кровь  Спасителя. Что касается крещения, то протестантизм не принял позицию  анабаптистов, оставив в силе крещение младенцев. В виде компромисса он ввел " второе крещение " - конфискацию  подростков.

    Особое  значение имел отказ протестантизма от таинства священства. Протестантизм  отверг деление общества на духовенство  и мирян. Учение о том, что любой  человек может непосредственно  общаться с Богом, давало основание  у утверждению " всеобщего священства ".

    Все эти принципы были направлены против могущественного аппарата католической церкви.

    Протестантизм переносит центр тяжести религиозной  жизни с церкви на отдельную личность.

    Протестантизм с самого начала разбился на целый  ряд течений, церквей, толков и до сих пор на его почве продолжается отделение сект.

 

     Заключение

 

    Протестантизм - одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений  христианства, представляющее собой  совокупность многочисленных и самостоятельных  Церквей и деноминаций, связанных  своим происхождением с Реформацией - широким антикатолическим движением XVI в. в Европе.

    Протестантизм разделяет общехристианские представления  о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище), об Откровении и т.д. Вместе с тем, протестантизм выдвинул 3 новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет  Священного Писания (Библии).

    Согласно  учению протестантизма, первородный  грех извратил природу человека, лишил  его способности к добру, поэтому  он может добиться спасения не с  помощью добрых дел, Таинств и  аскетизма, а только благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа.

    Каждый  христианин, будучи избранным и крещенным, получает "посвящение" на общение  с Богом, право проповедовать  и совершать богослужение без  посредников (Церкви и духовенства). В протестантизме, таким образом, снимается догматическое различие между священником и мирянином, упраздняется церковная иерархия. Поэтому  в протестантизме отсутствует исповедь и отпущение грехов, а также  безбрачие священников и пасторов. Обмирщая Церковь, протестантизм упразднил  монастыри и монашество.

    Протестантизм упразднил и многие Таинства, оставив  только Крещение и Евхаристию, отверг учение о благодати. Кроме того, он упразднил молитвы за умерших, почитание  святых и многочисленные праздники  в их честь, почитание мощей и  образов. Молитвенные дома протестантов были освобождены от пышного убранства, от алтарей, образов и статуй, сняты  колокола. Богослужение протестантов предельно упрощено и сведено  к проповеди, молитве и пению  псалмов и гимнов на национальных языках. Библия провозглашена единственным источником вероучения, а Священное  предание отвергнуто. Библия была переведена на национальные языки, а ее изучение и толкование стало главной обязанностью каждого верующего. Принцип всеобщего  священства заложил основу демократического устройства общин (равенство мирян  и духовенства, выборность, отчетность и т.д.).

Информация о работе Возникновение протестантизма