Возрождение культурно-зрелищных традиций садово-паркового искусства Петербурга на примере Международного фестиваля "Императорские сад

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:35, реферат

Описание работы

Создание садов и парков – это древнейшее искусство, насчитывающее более тысячи лет. Во всем мире оно давно сформировалось как самостоятельное направление художественного творчества и теснейшим образом связано с архитектурой, градостроительством, культурными традициями, религиозными и научными воззрениями, а также, с непрерывно меняющимися художественными вкусами. Это подтверждается невероятным разнообразием стилей садового искусства – от символических композиций Японии и Китая, двориков-патио Испании, террас итальянских вилл, до торжественных французских регулярных ансамблей, поэтического мира русских усадеб и современных урбанистических ландшафтов.

Файлы: 1 файл

Императорские сады России.docx

— 69.34 Кб (Скачать файл)

     В это время в Богородицке на месте крепости XVII в. строится новый дворец, вокруг которого А. Т. Болотов создал великолепный ландшафтный парк. В то время парк считался чудом целого края. В Гатчинском дворце-музее хранятся две картины, изображающие виды этого парка. Судя по рисункам, парк представлял собой хорошо   устроенный   ландшафтный   сад романтического типа. К сожалению, уже в первой половине XIX в. от парка и его сооружений ничего не осталось. Под влиянием произведения А. Т. Болотова в русских усадьбах конца XVIII в. появилось много новых «натурально прекрасных» садов.

     Идея создания собственных российских садов с предельной выразительностью отразилась в строительстве одного из лучших произведений садово-паркового искусства — Павловского парка.

    На примере парка Петродворца можно проследить приемы использования воды — канала, бассейна, фонтанов и каскадов. Необыкновенное разнообразие этих приемов превращает Петродворец в своеобразное водное царство, где шум падающей и плещущей воды неразрывно связан с образом этого парка.

    Грандиозные парковые регулярные ансамбли XVII—XVIII вв. составляют значительную часть мирового исторического наследия в области садово-паркового искусства.

     Однако в XVIII в. на смену ансамблям пришли парки совершенно нового стиля. В Европе к концу XVIII в. резко меняется отношение к пышным регулярным ансамблям, утверждавшим в искусстве принципы абсолютизма. Свободная и живописная планировка отвечала новым эстетическим воззрениям эпохи просвещения с ее тягой к естественности и свободе.

     В XIX в. появляется городской парк, имеющий все элементы городского парка, необходимые человеку для массового использования и отдыха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Русское садово-парковое искусство XIX— начала XX в.

    Период интенсивного строительства ландшафтных парков в России (1770—1850 гг.) можно разделить на две части: строительство парков романтического   и   реалистического   типов.

    На первых этапах развития парков ландшафтного типа естественная природа сильно идеализируется и естественный ландшафт в садах и парках отображается через призму выдающихся произведений лучших мастеров живописи эпохи романтизма.

   Содержание ландшафтного парка романтического типа трактуется как театральное зрелище, а сам парк превращается в ряд последовательно сменяющихся картин, декоративность которых основывается главным образом на эффектах солнечного или искусственного освещения, неожиданно открывающихся видов и на инсценировании ущелий, руин, водопадов и пр.

   Со второй четверти XIX в. ландшафтный тип парка постепенно начинает очищаться от влияния романтизма и сентиментализма и парковые ландшафты становятся более реалистическими. Благодаря этому главным элементом парка и сада становится непосредственно    сама    растительность.

   Под влиянием ландшафтов Павловского парка создается новый тип русского реалистического ландшафтного парка. Это направление в садово-парковом искусстве отражают Пушкинские парки и парки Гатчины под Ленинградом, подмосковные парки Кузьминки, Останкино, Царицыно, украинские парки Александрия, Тростянец, Качановка. 

    Благодаря акклиматизации растений парки и сады второй половины XIX в. обогатились в дендрологическом отношении, а многие из них превратились в дендропарки2 и дендрарии3.

    В этих условиях трудно стало создавать художественное единство ландшафта, о котором так заботились пар-костроители XVIII и первой половины XIX в. То же самое происходит в цветочном оформлении садов и парков. В цветниках начинают преобладать ковровые растения, из которых создаются замысловатые и сложные рисунки, появляются лепные украшения в виде ваз и других сооружений.

   Однако несмотря на богатство и красоту, царскосельские парки в 70-х годах XVIII в. подверглись коренной переделке с изменением их внешнего вида.

   На территории нашей страны в этот исторический период была создана целая сеть пейзажных парков. Среди них мировой известностью пользуется Павловский парк. Архитекторы Ч. Камерон, В. Бренна, А. Воронихин и художник П. Гонзаго сумели превратить Павловский лес в чудесное произведение садово-паркового искусства.

   В Павловском парке сочетаются элементы регулярной планировки с живописной композицией пейзажей при гармоничном объединении в единую систему различно решенных участков. В парке можно выделить семь как бы различных ландшафтных участков: Парадное ложе, долина р. Славянки, Белая береза, Большая звезда и Краснодолинные пруды, Старая Сильвия, Новая Сильвия, Район Дворца. Взаимосвязь этих ландшафтов решена в органическом единстве как в объемно-пространственном, так и в планировочном отношении.

   Архитектурно-планировочное решение строится по принципу нарастания от периферии парка, где он мягко сливается с окружающим пейзажем, к основному архитектурному сооружению парку-дворцу. По мере приближения к дворцу сеть дорожек становится гуще, богаче решается композиция насаждений. И все же не дворец определяет общее построение композиции парка. Скорее, это художественно полноценное сочетание естественных насаждений, открытых пространств и искусственных композиций.

    За годы советской власти значительно возросла площадь зеленых насаждений общего пользования в городах. Так, в 1927—1928 гг. площадь зеленых насаждений по 524 городам РСФСР составляла 9247 га, к началу второй пятилетки по тем же 524 городам она достигла 16 721 га (80 % прироста), а на 1 января 1941 г. по 544 городам РСФСР уже 24 655 га, или 6,8 га на каждого городского жителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 История садово-паркового искусства Петербурга.

    Петербург знаменит не только своей архитектурой и строительными достопримечательностями, но и своими великолепными садами и парками.

Быть в Санкт-Петербурге и не посетить Летний сад или Александровский  парк было бы большой ошибкой. Так  как Петербург находится в довольно влажной и относительно теплой зоне, то сады и парки не редкость. Большая концентрация садов и парков делает Петербург очень удобным для прогулок и отдыха.

 

   Строительство Санкт-Петербурга начиналось в XVIII веке не только с возведения крепостных и оборонительных сооружений, дворцов и жилых домов, но и с закладки обширных садов и парков, в проектировании которых участвовал сам император Петр Первый. Всемирно известные Летний, Михайловский сады, а так же сад Михайловского замка, расположены в историческом центре города и на сегодняшний день входят в уникальный архитектурно-художественный комплекс Русского музея. В их закладке

и проектировании принимали участие знаменитые архитекторы Ж.-Б.Леблон,

Б.Растрелли, К.Росси, А.Менелас.

 

    Устраивая на невских берегах новую столицу, Петр I и его преемники стремились преобразовать эти природные пейзажи, разбив здесь репрезентативные сады и парки, ничем не уступающие садам и паркам европейских столиц. Поставленная цель с успехом была достигнута.

Изначально еще при  строительстве Города Петра парки  и сады принадлежали особо богатым  и знатным помещикам, сады окружали особняки, а парки существовали только для прогулок королевских семей  и высшей знати.

Однако общедоступные  сады и парки на протяжении всего XVIII в. в Петербурге не создавались. Их роль выполняли природные рощи, долго сохранявшиеся в городе благодаря существовавшим запретам на самовольную порубку деревьев, нарушение которых жестоко каралось.

На 1820-1830-е гг. приходится появление первых  парков и садов в Петербурге.

    В 1823-1824 гг. на месте бывшего регулярного дворцового сада и прилегавшей к нему территории в Екатерингофе был разбит пейзажный городской парк, ставший самым крупным городским дореволюционным парком Санкт-Петербурга. Для ухода за ним учредили специальный штат, состоявший из смотрителя, садовника и шести низших служителей. 
Во второй половине 1830-х гг. на Петровском острове возник второй городской парк - Петровский (Б. Петровский), также разбитый в пейзажном стиле. 
     Расположенные в дельте Невы, изобиловавшие водами, что придавало им особую живописность, Екатерингофский и Петровский парки являлись настоящим украшением столицы и любимыми местами отдыха горожан.

Сведения о видовом  составе растений в первых парках и садах Петербурга неполные. В парках были высажены те же породы деревьев и кустарников, что и на улицах города, а также ясень, рябина, дуб, вяз, ива, спирея, бузина, боярышник, дерен, шиповник; частично сохранилась природная растительность этих мест, например сосновые рощи в Петровском парке. 

    С 1844 и до 1860 г. устройством новых садов и парков Петербурга занималось главным образом Правление 1-го округа путей сообщения и публичных зданий. Им были созданы большая часть Александровского парка и парк перед Вторым кадетским корпусом (М. Петровский).

Разбивка садов и парков Петербурга чаще всего осуществлялась подрядчиками на основе заключенных  с ними контрактов.

Главной отличительной чертой второго периода истории создания садов и парков Петербурга,  начавшегося примерно с середины 1860-х гг. и продолжавшегося до 1917 г., было сосредоточение всего садово-паркового хозяйства города в руках городского общественного управления.

Количество городских  насаждений, созданных во второй период, с середины 1860-х гг. до 1917 г., было почти в два раза больше, чем  в предшествующий. Расширилась и их география. В первой половине XIX в. городские скверы и бульвары возникли в центре города и восточной части Васильевского острова, парки и аллеи - в Петербургской и Нарвской частях. Теперь городские насаждения появились во всех районах столицы. Несмотря на количественный рост городских садов во второй половине XIX - начале XX в., их общая площадь была значительно меньше, чем площадь созданных ранее. В это время возник лишь один большой сад - Александровский, разбитый в 1872-1874 гг., и не появилось ни одного городского парка. В основном устраивались небольшие сады и скверы, озеленялись городские улицы.

    Всего к 1914 г. в садово-парковом хозяйстве Петербурга насчитывалось около семидесяти объектов общей площадью 153,53 га, включая и площадь городских древесных питомников, также созданных в второй половине XIX - начале XX в.

    Общедоступный характер парков и садов Санкт-Петербурга, рассчитанных на массовое посещение горожанами, во многом определял планировку и их облик. 
   В парках Санкт-Петербурга наряду с пешеходными прокладывались широкие дороги для экипажей и верховой езды. Сады и парки часто планировались довольно просто: по периметру шла главная окружная дорожка, от нее отходили две или более второстепенных. На их пересечении и в углах парка или сада устраивались площадки. 
Все городские сады Петербурга ограждались решетками, возле которых укладывался тротуар. Чтобы защитить сад от пыли, вдоль решетки с внутренней стороны высаживался в качестве живой изгороди кустарник: акация, боярышник, ива.

    В парках и садах и даже в небольших скверах было несколько входов и выходов, обеспечивавших транзитный проход публики.

Стремление к украшению  садов и парков Петербурга особенно усилилось со второй половины XIX в. Именно с этого времени в них стали устраивать фонтаны, чему в значительной степени способствовало появление водопровода, заменившего прежние приспособления для подачи воды. 
Начиная с 1870-х гг. в садах Санкт-Петербурга и скверах устанавливаются памятники государственным деятелям и деятелям культуры. Например, в Александрийском сквере был сооружен монумент императрице Екатерине II и ее сподвижникам, в связи с чем и сквер переименован в Екатерининский. Воздвигнуты памятники А. С. Пушкину и М. В. Ломоносову в одноименных скверах.

    Одним из первых в Петербурге был заложен Летний сад -в 1704 году в стиле голландского барокко. В Летнем саду располагается Летний дворец Петра 1. Еще из особых красот стоит отметить знаменитую ограду сада, фонтаны и скульптуры.

    Еще один знаменитый сад в центре Петербурга - Таврический сад. Находится он около Таврического дворца и был открыт в 1866 году. Площадь Таврического сада составляет 21,1 гектар.

     Третий наиболее значимый сад Санкт-Петербурга - Александровский сад. Сад занимает площадь в 10 га. Его окружают городские достопримечательности и памятники архитектуры: Зимний дворец, Дворцовая площадь, здание Адмиралтейства, здание Сената и Синода, Исаакиевский собор и Медный всадник. В центре Александровского сада прямо напротив адмиралтейства расположен "музыкальный" фонтан. Сад выходит сразу на две площади Петербурга — Дворцовую и Сенатскую.

Среди наиболее крупных парков Санкт-Петербурга стоит выделить Александровский  парк. Назван парк так в честь  императора Александра 1. Две части  Александровского парка устраивались одновременно двумя разными министерствами: финансов и внутренних дел.

Уже в советское время - в 1963 году, в парке открыли станцию  метро Горьковская.

     Московский парк Победы - название говорит само за себя. Парк был открыт в честь победы в Великой Отечественной Войне. Площадь парка 68 га. Расположен в Московском районе Санкт-Петербурга. Парк был заложен 7 октября 1945 года на месте кирпично-пемзового завода № 1, выполнявшего в годы войны роль крематория.

      Самый же пожалуй знаменитый своими развлекательными аттракционами является Центральный парк культуры и отдыха. Парк представляет собой множество островков и каналов, по которым можно кататься на лодке и катамаранах. Также в парке множество теннисных и волейбольных площадок. Строится новый стадион на месте старого. В ЦПКиО есть возможность взять напрокат ролики и велосипед.

Информация о работе Возрождение культурно-зрелищных традиций садово-паркового искусства Петербурга на примере Международного фестиваля "Императорские сад