Введение в теорию коммуникации: объект, предмет, методология исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 01:14, лекция

Описание работы

Современное состояние гуманитарных и социальных наук невозможно представить без влияния на их развитие обобщающей науки о коммуникации — теории коммуникации (в англоязычной традиции - коммуникативистики). Безусловно, что само появление и сравнительно быстрый на Западе процесс институционализации коммуникативных наук были вызваны объективными факторами и закономерностями, происходящими в современных средствах связи, новых информационных и коммуникационных технологиях, массмедиа, рекламе.

Файлы: 1 файл

Введение в теорию коммуникации.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Методология —  это учение о путях научного исследования, изложение основных принципов, предпосылок, подходов, методов, обосновывающих и  объясняющих способы получения  научного знания, его приращения, развития и применения.

Различаются три группы понятий методологии.

  1. Понятия, фиксирующие результаты познавательной деятельности (идея, концепция, теория, гипотеза, факт и др.). Нас более интересует теория — концептуальная модель изучаемого объекта. Любая теория всегда абстрактна, состоит из понятий и связей между ними, объясняет объективную реальность. Теория — это системное и достоверное знание о предмете. Теория фиксирует в явлении существенное, общее, повторяющееся. Все теории о коммуникациях (и философские, и психологические, и социологические, и лингвистические) составляют содержание коммуникологии.
  2. Понятия, фиксирующие исходные предпосылки сознания исследователя, познающего субъекта (картина мира, образ социальной действительности, представления, подход и др.).

3. Понятия, описывающие  познавательную деятельность исследователя или ее отдельные аспекты (парадигма, метод, способ, эксперимент и др.).

Рассмотрим  методологические подходы и методы исследования, используемые в теории коммуникации. Во-первых, это общенаучные  методы исследования, используемые во всех науках: описание, группировка, типологизация, объяснение, прогнозирование, обобщение, умозаключение, индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнительно-исторический, идеально-типической реконструкции, диалектический метод и др.

Во-вторых,   основными методологическими подходами к изучению социальных коммуникаций являются: 1) информационно-технологический подход - анализ коммуникаций через понятие «информация» и процессы ее передачи; 2) семиотический подход - анализ содержания сообщения, языка коммуникации через понятие «знак», объективное значение (денотацию) и субъективное значение (коннотацию); 3) деятельностный подход, позволяющий исследовать социальные коммуникации при помощи понятия «деятельности» ее субъектов (деятельность для себя, для другого, совместно с другими, против других и т. д.); 4) системный, или структурно-функциональный подход - рассмотрение коммуникации как системы, состоящей из элементов и связей между ними, имеющей структуру и функции по отношению к системе; 5) на наш взгляд, научное исследование такого сложного объекта, как социальная коммуникация целесообразно осуществлять, используя методологию комплексного подхода, т. е. достижений целого ряда социогу-манитарных наук. Комплексный подход — это особая стратегия научно-исследовательской деятельности,  «комплексирование, т. е. особый вид познавательной деятельности, направленной на объединение наук, знаний и действий различных специалистов в целях многостороннего и целостного изучения сложно-организованных объектов.

Основные функции теории коммуникации: 1) гносеологическая (познавательная) — проявляется в том, что изучающие данную научную дисциплину должны понимать и знать сущность, природу, механизмы, структуру, значение коммуникаций и коммуникационных процессов в обществе, в организациях, в человеческом общении и т.д.;

2) методологическая — заключается в том, что по отношению к более частным научным коммуникативным дисциплинам, так или иначе изучающим коммуникационные и информационные процессы в обществе (связи с общественностью, история рекламы, журналистика, имиджелогия, основы межкультурной коммуникации и др.), теория коммуникации (коммуникология) является более фундаментальной наукой, метатеорией («теорией теорий »). В ее рамках разрабатываются методологические основы  для более прикладных и практических коммуникативных дисциплин;

3) гуманистическая — проявляется в том, что, несмотря на культурное многообразие, влияющее на практики повседневного общения, обобщающее знание о коммуникациях способствовало бы взаимопониманию между представителями разных языков, культур и субкультур;

4) критико-ориентирующая - заключается в том, чтобы уметь критически осмысливать содержание СМИ и средств массовой коммуникации в современном обществе;

5) прогностическая - состоит в том, чтобы на основании знаний о закономерностях функционирования социальной коммуникации в условиях глобализации прогнозировать основные тенденции развития массовой коммуникации, СМИ, коммуникационных каналов, институтов и потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы и здания для практического занятия:

Используйте материалы  лекции и ответьте на вопросы6

1. Что такое объект и предмет науки? Что является объектом и предметом теории коммуникации?

2. В чем различие теории коммуникации (коммуникологии) и коммуникативистики?

3. Назовите основные категории и понятия, раскрывающие специфику теории коммуникации.

4. Каковы основные общенаучные методы и методологические подходы, используемые в теории коммуникации?

5. В чем специфика предмета теории коммуникации? С какими научными дисциплинами  соотносится теория коммуникации и почему?

Раскройте значение основных функций теории коммуникации и объясните, зачем эту научную  дисциплину важно изучать специалистам международной и межкультурной  коммуникации, лингвистам.

Задание для самостоятельной работы:

Дайте определения общенаучных методов исследования. С этой целью используйте содержание § 5 «Общенаучные методы и приемы исследования» в главе 5 «Методология научного исследования» из книги Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов.: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448 с. (Серия "Высшее образование".).

Начните работу над глоссарием. Выпишите основные научные понятия и их определения, приведенные в лекции.

 




Информация о работе Введение в теорию коммуникации: объект, предмет, методология исследования