Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:46, курсовая работа
После анализа творчества А.И. Куинджи установлено, что одним из выдающихся шедевров его живописи стала картина « Ночь на Днепре». Картина до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Картина написана в 1880 году Х1Х в. Необыкновенно эффектная передача лунного света, цветовые контрасты, композиционная декоративность полотен Куинджи ломает старые живописные принципы. Прославленная картина «Ночь на Днепре» кисти А.И. Куинджи сегодня хранится в Государственном Русском музее г. Санкт-Петербурга, в Государственной Третьяковской галерее хранится повтор картины.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………5
1ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИМПРЕССИОНИЗМА В ЖИВОПИСИ А.И.КУИНДЖИ
А.И.Куинджи и русские импрессионисты Х1Х в……………………………...7
Техника живописи А.И. Куинджи………………………………………………10
2 «НОЧЬ НА ДНЕПРЕ»- ЛУЧШИЙ ОБРАЗЕЦ ЖИВОПИСИ А.И. КУИНДЖИ
2.1 История создания картины «Ночь на Днепре»………………………………….15
2.2 Выставка одного шедевра в 1880 г…………………………………..………….16
2.3 Современное состояние картины………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………22
Выставка одного шедевра.
После анализа
творчества А.И. Куинджи
Картина написана в 1880 году Х1Х в. Необыкновенно эффектная передача лунного света, цветовые контрасты, композиционная декоративность полотен Куинджи ломает старые живописные принципы.
Прославленная
картина «Ночь на Днепре»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИМПРЕССИОНИЗМА В ЖИВОПИСИ А.И.КУИНДЖИ
2 «НОЧЬ НА ДНЕПРЕ»- ЛУЧШИЙ ОБРАЗЕЦ ЖИВОПИСИ А.И. КУИНДЖИ
2.1 История создания картины «Ночь на Днепре»………………………………….15
2.2 Выставка одного шедевра в 1880 г…………………………………..………….16
2.3 Современное состояние картины………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………22
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
– Репродукция «Ночь на Днепре»
Приложение Б
– Аннотация к репродукции……………
ВВЕДЕНИЕ
Архип Иванович Куинджи родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Испытал особое влияние И.К.Айвазовского. В 1868-1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Был членом "Товарищества передвижников". Ранние пейзажи Куинджи («На острове Валааме», 1873; «Чумацкий тракт», 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений.
Зрелые произведения художника, начиная с его сенсационной «Украинской ночи» (1876), примыкают к символизму: не теряя своего натурного обаяния, природа становится в них все более волнующе-ирреальной; Куинджи умеет великолепно подчеркнуть границу между реальностью и искусством, делая переживание этого "порога" главным содержанием образа. Среди его лучших вещей — картины « После грозы» (1879), «Березовая роща» (1879), « Днепр утром» (1881); ( все — в Третьяковской галерее), «Ночь на Днепре» (1880-1882; варианты там же, а также в Русском музее, Петербург).
В 1894-1897 Куинджи был профессором Академии художеств, а в 1909 пожертвовал немалые средства на основание художественного общества, которому позднее было присвоено его имя.
Умер Куинджи в Петербурге 11 (24) августа 1910.
Актуальность темы
данного исследования
Теоретическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Вторую группу источников составила учебная литература: учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература (А.Н. Маркова, М.П. Неведомский, В.С. Манин и др.). Третья группа представлена специализированным веб – сайтом (www.huinji. ru).
Объект исследования – импрессионизм в живописи А.И. Куинджи.
Предмет исследования – шедевр А.И. Куинджи «Ночь на Днепре».
Цель исследования – раскрыть образный и содержательный смысл картины А.И. Куинджи «Ночь на Днепре».
Задачи исследования:
1.выделить своеобразие творчества А.И. Куинджи;
2.проанализировать одно
из лучших полотен выдающегося
русского художника А.И.
3.обосновать возможность
экспонирования картины «Ночь
на Днепре» в качестве шедевра
для «Выставки одного
Методы исследования: анализ теоретических источников, труды отечественных искусствоведов, материалы интернет – ресурсов.
1 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИМПРЕССИОНИЗМА В ЖИВОПИСИ А.И.КУИНДЖИ
1.1 А.И.Куинджи и русские импрессионисты Х1Х в.
Известно, что свою творческую карьеру пейзажиста Куинджи начал с нескольких картин, выполненных в полном соответствии с заветами художников-передвижников: "На острове Валааме", "Забытая деревня", "Чумацкий тракт в Мариуполе". Убожество русской деревни и русской природы выражалось в них скупой, мглистой гаммой красок, так непохожей на взрыв света в будущих шедеврах художника. Эти первые пейзажные работы Куинджи были встречены демократической прессой с великим одобрением и в 1875 году он был принят в члены Товарищества Передвижных Художественных Выставок. С 1870 до 1875 года Куинджи находился во власти идей передвижников, а в 1876 году, после своей поездки во Францию, решительно и безвозвратно порвал с ними.
Подходы к импрессионизму наметились у Куинджи именно в середине 1870-х годов. Они казались отдыхом от интенсивной декоративной живописи того времени, словно ее бледной тенью, своего рода слабым, едва намеченным подмалевком. Притом что все известные передвижники того времени дружно критиковали импрессионистов (кроме Левитана), Куинджи проявлял к ним заметный интерес. Однако у него нигде не наблюдается буквального применения импрессионистического метода, как это случилось с Константином Коровиным или Игорем Грабарем. Отношение его к импрессионистической технике было не таким прямолинейным и простым, а гораздо более сложным и творческим. Куинджи оказался близок к французским мастерам в живописных поисках 1890-х годов. По приезде из Франции он попытался освоить световоздушную среду так, как позволяла ему именно родная русская традиция. В условиях 1870-х годов его живописная речь не была реформаторской, подобно языку французских
импрессионистов. На переломе
1870-1880-х годов Куинджи
Импрессионистические попытки свидетельствовали о том, что Куинджи больше не удовлетворяли достигнутые успехи, что он желал постичь характер влияния воздушной среды на предметную и тоновую окраску. Это хорошо видно в многочисленных этюдах 1870-х годов. Увлеченность художника проблемой выражения воздушной среды, будто вибрирующей под действием авторского настроения, очевидна. Ранее художник писал небо широкими тоновыми заливками цвета. Теперь он отказался от красочной плотности, сменив ее на цветовую прерывистость. Однако в "Севере" Куинджи не просто пробовал свои силы как импрессионист, а соизмерял найденный пластический прием перламутрового мерцания цвета с импрессионистической вибрацией воздушной среды, достигнутой разделением цветного мазка. Он преследовал параллельную задачу: добиться панорамного образа земли, убывающей в туманных далях. Земля созерцается «общим планом». Она кажется задавленной небом, ибо композиционно состыкованные плоскости земли и неба отдают явное предпочтение небесному пространству. Легкое мерцание цветов неба не желает поглощать цвета каменистого плато. В картине словно борются две сферы: одна - далекая, другая - высокая, пространственная. Понятно, что в этой картине земных противостояний Куинджи не мыслит прямыми значениями предметов, а символизирует их. [8,с.46]
Попробовав в начале 1880-х годов освоить воздушную среду методом близким импрессионистам в картинах «Север» и «Днепр утром», Куинджи в последующие годы не оставил этого интереса, хотя одновременно его волновали другие проблемы. В импрессионизме его интересовала тончайшая игра цвета на световом фоне. Задолго до «Лондонских туманов» Клода Моне Куинджи разрабатывал эту область пластики, расширяя выразительные возможности живописи. Александр Бенуа высказался о Куинджи как о грубом и неотесанном
самородке, пришедшем к импрессионизму ничуть не позже, чем сами импрессионисты. Он сравнил значение Куинджи для русского искусства с ролью Клода Моне – для французского. Однако Бенуа не мог правильно оценить Куинджи, не видя его «затворнических» произведений. В период «молчания» импрессионистические поиски Куинджи не вышли за рамки этюдов. Правда, художник предпринял попытку создать по многочисленным этюдным разработкам картину "Туман на море" (1905-1908, ГРМ), оставшуюся незаконченной. И, видимо, неспроста. «Туманный» импрессионистический материал, располагающий к тихому интимному переживанию мира, не мог создать панорамную картину мира, широкоформатную композицию. Но даже в незавершенной картине видно, как тонко уловил художник движение воздушных потоков, как логично распределил он по плоскости холста сгущение воздушных масс, концентрацию света, формирование облаков, как передал малейшие световые переливы. Это внимание к теме зарождения и движения воздушных стихий, интерес к небесным сферам как особой области освоения и размышления передались его ученикам, прежде всего Константину Богаевскому и Николаю Рериху. Среди этюдов Куинджи имеются такие, которые, подобно саврасовскому "Дворику", чутко передают состояние погоды: сырость, таяние снега, слякоть или влажный воздух, растворяющий очертания предметов («Зима», 1885-1890; «Зима», 1908-1909; «Зима», 1890-1895, все - ГРМ), увиденных через влажный воздух. Эти маленькие этюды, примечательные легкостью исполнения на бумаге, изумительны по меткости и точности передачи ощущения, как бы фиксирующего эмоциональные состояния человека. [2,с.28]
В итоге импрессионизм не стал для Куинджи целью, как это произошло в произведениях Константина Коровина, Игоря Грабаря или Василия Переплетчикова, а лишь средством совершенствования декоративной пластики. Импрессионистический опыт маленьких этюдных и эскизных работ Куинджи представляется как бы примериванием к послепленэрной фазе реалистического освоения природы.
1.2Техника живописи А.И. Куинджи
Известность Куинджи была широка. Необычность его яркой живописи привлекала к нему внимание ученых. Особенно дружен он был с Д.И.Менделеевым. Менделеев выделял Куинджи среди художников за уникальные эффекты экспонирования его картин. Напомним впечатление очевидца - архитектора Константина Быковского: «Сама обстановка картины вполне необычна. Вы входите в темную обширную комнату, слабый свет едва проникает при входе, но глубина помещения потонула в ночном мраке. В этой глубине, вдали за силуэтами голов зрителей ярко светится, подобно транспаранту, блестящий цветной прямоугольник. На нем сразу выделяются горящие ярким цветом стволы берез. Перед вами что-то совсем не похожее на картину. Наталкиваясь в темноте на зрителей, вы подвигаетесь вперед до преграды...». Чему равно это впечатление: фокусу или художественному открытию?
В заметке « Перед картиной Куинджи» Менделеев отметил существующую связь искусства с наукой. Словам этим следует придать особое значение. Уже во второй половине 1870-х годов Куинджи осознал, что совершенствовать живописные эффекты возможно путем использования новых химических и физических открытий, касающихся закономерностей взаимодействия света и цвета, а также свойств красочных пигментов. Передвижники, близкие к Менделееву, ввели Куинджи в круг ученых. В тесном общении с художниками находился также известный физик, профессор Петербургского университета Федор Петрушевский. Важное место в его исследованиях занимали вопросы света и цвета, особенно применительно к живописи. Петрушевский, прекрасно осведомленный о трудах Гельмгольца, Шеврейля и Руда, познакомился с живописью импрессионистов и несколько позже - дивизионистов. Он проделывал опыты по определению средней светосилы живописных поверхностей, разрабатывал и изучал красочные пигменты и свойства красок, популяризировал
учение о дополнительных цветах. Контакты передвижников с Петрушевским не только не вызывают удивления, они закономерны. Потребность в правдивом воплощении общественных явлений, природы привела реализм, как всякое новаторское течение, к осознанному изучению физических законов природы, к научной разработке технологии живописи. В этом смысле, очевидно, и надо понимать приведенные выше слова Менделеева.[15]
По всей видимости, одним из первых с Петрушевским познакомился Крамской. Их переписка началась в 1876 году, а общение - возможно, и раньше. С передвижниками Петрушевский проводил занятия в университете, но также читал общедоступные лекции в педагогическом музее военно-учебных заведений, а затем специальные - в Академии художеств. Первое печатное издание лекций о свете и цвете в живописи вышло в 1883 году.
Проблемы, поднимаемые известным физиком в научных изысканиях и лекциях, больше других относятся к творчеству Куинджи, хотя в лекциях Петрушевского его имя не упоминается. Прямое свидетельство общения двух знаменитостей встречаем в воспоминаниях Репина: «В большом физическом кабинете на университетском дворе, мы, художники-передвижники, собирались в обществе Д.И. Менделеева и Ф.Ф. Петрушевского для изучения под их руководством свойств разных красок». Отсюда видна не только причастность Куинджи к ученым занятиям с Петрушевским, но и особая, исключительная предрасположенность его к восприятию цвета.
Между примерами, приведенными Петрушевским в лекциях 1883 года, и живописными работами Куинджи так много аналогий, что хочется сделать предположение о раннем знакомстве художника и ученого. Во всяком случае, отнести его ко времени общения с Петрушевским Крамского, то есть не позже 1876 года. [4,с.17]
Информация о работе Выстовка одного шедевра. Картина «Ночь на Днепре» кисти Архипа Ивановича Куинджи