Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 17:26, доклад
Общество, используя достижения предыдущих эпох, преобразовало географию нашей планеты, передавая будущим поколениям «в наследство» видоизмененную окружающую среду. Огромные усилия приложил человек, чтобы преобразовать природу. Человек вырубил леса, осушил болота, насыпал плотины, основал деревни и города, соединив их огромной сетью дорог, создал пустыни… Он не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их.
ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------- 3
ИСТОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ---------------------------------------------- 4
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ------------------------------------------------ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------------------------------------------------------- 6
ЛИТЕРАТУРА---------------------------------------------------------------------- 7
КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.Н. ТУПОЛЕВА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
ДОКЛАД по культурологи
ВЫПОЛНИЛ:
Воробьев А. С., гр. 5102
ПРОВЕРИЛ:
Липатова О.А.
КАЗАНЬ 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Общество, используя достижения предыдущих эпох, преобразовало географию нашей планеты, передавая будущим поколениям «в наследство» видоизмененную окружающую среду. Огромные усилия приложил человек, чтобы преобразовать природу. Человек вырубил леса, осушил болота, насыпал плотины, основал деревни и города, соединив их огромной сетью дорог, создал пустыни… Он не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их.
Понятие общество не нельзя
рассматривать без понятия
Природа оказывает немаловажное
влияние на развитие общества. Человеческая
история наглядный этому
ИСТОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
«Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню»
К.Маркс
Если признать, что «Гомосапиенс» начинается там, где кончается животное, то история взаимодействия человека и природы начинается с его появления, ведь определяющим признаком культуры является извечное стремление общества преодолеть и поставить на службу «природное начало».
В те времена, когда человек только начинал познавать природу и взаимодействовать с ней, он поклонялся «природному началу», ценил, боялся и уважал ее, обоготворял. Однако он уже начинал бороться с ней, познав огонь, создав орудия труда, орудия для охоты на животных, он пытался выжить, но наносил ей урон, не зная этого.
В эпоху древних цивилизаций человек поклонялся природе, ее обожествление принимало уже более серьезный, осознанный характер. Но он воздействовал на нее. Преобразовывая среду обитания в более благоприятную для проживания, возводя города и загрязняя окружающую местность его отходами, человек наносили ущерб природе в целом. Этот ущерб непоправим, образовались пустыни, исчезли некоторые реки, вымерли виды животных и растений. Это сказалось не только на экологии, но и на культуре. Для человека было не особо важно, что твориться с природой, загрязняет ли он ее, что может произойти в будущем, ведь об этом могли подумать только те, кто правил, а не те, кто подчинялся и существовал.
В эпоху средневековья человек начал отходить от природы все больше, шли войны, в ходе которых разрушались города, нации, уничтожались виды животных, ради увеселения, удовлетворения потребностей тех же правящих единиц, не думающих о всем, что не касалось их самолюбия.
В эпоху возрождения человек продолжать усугубление своих отношений с природой путешествуя он переселял виды животных и растений в местность, непохожую на прежнее место их обитания, не думая о том, что их приспособление к жизни в тех местах приведет к дисбалансу природы. Культура человека так и не касалась сферы природы, он думал только о себе.
Наибольшее влияние человека на природу начинается в эпоху нового времени, когда началась научно-техническая революция, новые изобретения улучшали жизнь человеку, но загрязняли его окружающую среду. Он не думал об этом. Культура человека никак не защищала природу, иногда даже содействовала ее уничтожению в корыстных целях, как стремление завоевания. Множество животных и растений мы не сможем увидеть из-за самолюбия «человека разумного».
В новейшее время уничтожение природы продолжалось, войны, в ходе которых использовалось оружие, уничтожающее не только человека, но и природы на огромных территориях, ее загрязнение в неизмеримых масштабах. В это даже не давало повода к улучшению отношений человека, с точки зрения культуры, с природой. Ближе к XXI веку человек стал задумываться о своем пагубном воздействии. Начали разрабатываться и применятся способы по ее восстановлению. Однако это происходит не повсеместно, только некоторые развитые страны ведут политику восстановления природы, только в этих странах человеческая культура начинает действовать на общество для борьбы с разрушающими факторами человечества, действующими на природу.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
«Именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы ведь и объединились и создали культуру, которая, среди прочего, призвана сделать возможной нашу общественную жизнь. В конце концов, главная задача культуры, ее подлинное обоснование – защита нас от природы»
З.Фрейд
Подумать о состоянии природы человека заставило только то, что возможно вымирание всего человечества. Следствием стремительной хозяйственной деятельности стало появление глобальных проблем человечества. Однако это смогло привести общество к решению разногласий, разделение мира на два враждующих клана стало понемногу уходить в прошлое так как войны приводят к ухудшению состояния планеты, то есть делает возможным вымирание человечества. Роль гуманистической культуры в такой остановке – культуры, выступающей против любых видов ненависти, - неизмеримо возрастает.
У разных стран рассматриваются разные глобальные проблемы, как ядерная война, так и загрязнение природной среды, истощение традиционных источников энергии и многое другое. Однако все эти проблемы взаимосвязаны и нет большой разницы в том, что человечество умрет сегодня от ядерного взрыва, а не завтра, от нехватки кислорода, чистой воды, запасов энергии и питания.
Среди глобальных проблем, наиболее тесно связанных с судьбами культур, но остающихся как бы на втором плане в их еще не закрытом списке, ученые особо выделяют проблему растущего отчуждения современного человека от себе подобных и от окружающей его среды. Проблему отчуждения неоднократно ставил и Маркс. Трудно отрицать, что появление огромных масс людей, страдающих и несчастных, стандартно похожих друг на друга и относящихся негативно или равнодушно к идее общечеловеческой солидарности и окружающей их природе, было следствием глобальной индустриализации и, в свою очередь, привело к нынешним экологическим проблемам. Люди пытаются не думать об этом, заниматься своим делом, не ведая о действительности.
Однако некоторые думают о предстоящем, наука направлена на создание или изменение современных технологий в более щадящие природу. Появляются экологичные производства, создаются новые модификации транспорта, новые виды материалов, однако в малых количествах. Отсутствует заинтересованность человеческих масс в этих новшествах, все это используется не повсеместно и в малых количествах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наше время одной из основных идей культуры человечества должно стать идея восстановления природы, усовершенствование человеческого мышления в сфере экологии. Наша планета нуждается в помощи человека, то есть в культурном развитии общества всей планеты. Недаром Выдающийся норвежский путешественник, этнограф и археолог Тур Хвйердал, много сделавший для изучения древнейших культур, образно говорил, что наша Земля – «не что иное, как одинокий космический корабль, не имеющий выхлопной трубы. У не достаточно высоких дымоходов для выбрасывания в космос вредоносных испарений, ни достаточно протяженных систем стока для отвода загрязненных вод за пределы Мирового океана».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1) Баландин Р., Бондарев Л. Природа
и цивилизация. М.,1988
2) Буровский А.М. Идиллический палеолит?//
Общественные науки и современность.-№1.-1998.
3) Гизатулин Х.Н., Троицкий В.А. Концепция
устойчивого развития: новая социально-экономическая
парадигма.// Общественные науки и современность.-№5.-1998.
4) Глобальные проблемы и общечеловеческие
ценности./ Под. ред. Шрейдера Ю.А.М., 1990.
5) Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей
и история природы.М., 1993
6) Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли.М.,
1990.
7) Коган Л.Н. Теория культуры.Е.,1992.
8) Коган Л.Н. Природа и культура.Е., 1995.
9) Медоуз Д.Пределы роста. М.,1991.
10) Моисеев Н.Н. Человек и биосфера.М.,1985.
11) Пестель Э. За пределами роста.М.,1988.
Информация о работе Взаимодействие человека и природы с точки зрения культорологии