Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:20, курсовая работа
Керамика - одно из древнейших форм искусства. По тому как она развивалась можно судить об истории всего человечества. Глина – это уникальный материал, он обладает безграничными эстетическими и функциональными возможностями, органично соединяет конструктивные, цветовые и пластические свойства. «Не так уж много ремесел, о которых можно сказать, что они в такой же степени «ручные», как искусство керамики, когда пальцы находятся в прямом контакте с сырым материалом и ощущают его податливость»1. В Современном мире, где актуальны темы экологии, живой природы, переосмысление научно-технического прогресса, интерес к художественной керамике растет с каждым днем.
Введение………………..……………………………………………………………..…..2
Глава 1. Влияющие факторы на формирование новых тенденций
в искусстве керамике……………………………..………………………………………4-12
Глава 2. Эволюция предметной формы в керамике.......................................................12-18
Глава 3. Современное искусство и керамика………………………………………….19
3.1 Поп-арт ………………………………………………………………………………19
3.2 Гиперреализм………………………………………………………………………..20
3.3 Абстракционизм…………………………………………………………………….22
3.4 Минимализм…………………………………………………………………………23
3.5 Концептуальное искусство………………………………………………………… 23
Глава 4. Взаимосвязь керамики и дизайна……………………………………………24-27
Заключение……………………………………………………………………………….28-29
Список использованной литературы...............................................
Содержание
Введение………………..……………………………………
Глава 1. Влияющие факторы на формирование новых тенденций
в искусстве керамике…………………………….
Глава 2. Эволюция предметной
формы в керамике..............
Глава 3. Современное искусство и керамика………………………………………….19
3.1 Поп-арт ………………………………………………………………………………
3.2 Гиперреализм………………………………………………
3.3 Абстракционизм…………………………………………
3.4 Минимализм……………………………………………………
3.5 Концептуальное искусство………………
Глава 4. Взаимосвязь керамики
и дизайна……………………………………………24-
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы....................
Приложение 1. ..............................
Приложение 2.............................
Приложение 3. ……..……………………………………………………………………
Приложение 4………………………………………………………………………….
Введение
Керамика - одно из древнейших форм искусства. По тому как она развивалась можно судить об истории всего человечества. Глина – это уникальный материал, он обладает безграничными эстетическими и функциональными возможностями, органично соединяет конструктивные, цветовые и пластические свойства. «Не так уж много ремесел, о которых можно сказать, что они в такой же степени «ручные», как искусство керамики, когда пальцы находятся в прямом контакте с сырым материалом и ощущают его податливость»1. В Современном мире, где актуальны темы экологии, живой природы, переосмысление научно-технического прогресса, интерес к художественной керамике растет с каждым днем.
Свойства керамики и возможность
воплотить в ней творческие замыслы
позволили художникам создавать
уникальные произведения, открыть
в них новые способы соединения
объема, цвета и пространства, которые
значительно увеличивают
В своей работе я попытаюсь рассмотреть художественную керамику как отдельный вид искусства в Современном мире, подчеркнуть ее актуальность и большие темпы развития. Керамические произведения имеют иные принципы построения, чем в других видах искусства, поэтому возможности этого материала позволяют выделить керамику в самостоятельный вид творчества. Новые технологии изменили и значительно расширили возможности художественной керамики, разнообразнее стали её жанры, пластическая и цветовая палитра. Высокие качества керамики идеальны для работы в архитектуре, монументально-декоративном искусстве, скульптуре, дизайне, инсталляциях и арт-объектах. По средствам историко-культурного метода, так же в моей работе будут проанализированы влияющие факторы на развитие данного вида искусства, связь с уже установленными арт-направлениями, такими, как гиперреализм, поп-арт, оп-арт, минимализм, абстракционизм и концептуальное искусство. Поимо этого я остановлюсь на основных аспектах взаимодействие керамики с современным дизайном, как с неотъемлемой сферой в мире Современного искусства. Структура работы подчинена целям и задачам и состоит из Введения, 3 глав и Заключения.
Влияющие факторы на формирование новых тенденций в керамике
К сожалению, в глазах многих людей точное повторение одинаковых предметов, даже отличного дизайна и мастерски выполненных, лишает их привлекательности и очарования в уникальности ручной работы. Во второй половине XIX века Движение искусств и ремесел в Англии, вдохновляемое такими выдающимися личностями в мировой культуре, как Ульям Морис, поставило своей задачей наладить производство красивых предметов ручной работы, включая керамику. Бернард Лич (1887 -1979) подхватил знамя и в 1920 году основал мастерскую по производству керамики в Сент-Иве, Корноул. « Б. Лич изучал гончарное дело в Японии: сочетая строгую эстетику японской керамики с английскими традициями, он создал наборы столовой посуды и отдельные предметы, которые явились новым словом в искусстве керамики. Он является первооснователем идей о том, что гончар — художник, а не просто одаренный ремесленник. Все свои принципы Бернард Лич сформулировал в своей книге «Книга гончара» (1940) »2. Несколько эклектичная в своей концепции, сочетавшая фаянс и «раку», его творческая манера оказала огромное влияние на современное искусство керамики, главным образом из-за использования им каменной массы с покрытием глазурью мягких «натуральных» тонов. Работая в художественных мастерских, целые поколения художников –керамистов были освобождены от ограничений , которое накладывает промышленное производство, и имели возможность создавать предметы таких форм, которые подсказывала им сама природа глины, так как это делали их далекие предки.
Использование керамических рельефов и все различного декора из глины известно еще с давних времен, но одним из известных архитекторов повлиявшего на искусство керамики, является Антонио Гауди.
« Великий архитектор ХХ века Антонио Гауди превратил свои постройки в гимн керамике. Человек неординарный, которого еще в годы учебы считали «гением или безумцем» однажды получил заказ от владельца фабрики по производству керамической плитки Мануэля Висенса. Будущий хозяин дома захотел увидеть в нем «царство керамики». В результате появился шедевр, где даже сведущие в строительстве люди не могли сообразить, где заканчивается сама постройка и начинается декор. Стены дома переливались многоцветными переливчатыми майоликами, с потолков свисали причудливые сталактиты, где-то превращавшиеся в несущие колонны. Беседки и фонари во дворе создавали общий причудливый ансамбль, а внешне это был замок, где количество форм и цветов керамической плитки просто невозможно было посчитать».3
Гимн керамическому искусству архитектор продолжил во многих других своих постройках. Среди них нужно обязательно назвать и парк Гуэль. По поводу гениального архитектора споры идут и в наши дни, потому что многим законам физики не поддаются парящие скамьи и витые ограждения, гроты. И все это обильно декорировано великолепными керамическими покрытиями.
Испанская Барселона гордится постройками Гауди, которые по своей гениальности опередил время. Именно он впервые создал несущую конструкцию, которая не нуждается в дополнительных подпорках и стенах. И керамическая плитка здесь играет не только декоративную, но и мощную смысловую роль.
Безусловно, свою вескую лепту в формировании современного понимания к искусству керамики, ее внедрение в смутное время исканий и поисков новых форм и нового смысла культуры внес известнейший испанский художник абстракционист XX века – Пабло Пикассо. Керамика захватила Пикассо во второй половине 1940-х гг., когда ему уже было за 60.
К ней художник обратился в счастливый период своей жизни: закончилась война, и он был влюблен в художницу Франсуазу Жило. С ней в 1946 и 1947 гг. Пикассо какое-то время живет на юге Франции в Антибе, в Гольф-Жуане, совсем рядом с которым находится деревенька Валорис, название которой переводится как «золотая долина».
«Ее почва богата глиной, и здесь издавна занимались производством посуды, но к приезду художника почти все мастерские пришли в упадок и закрылись, кроме одной — Мадуры, которая принадлежала Сюзанне и Жоржу Рамье.
Случайно пожаловав к ним, Пикассо очень заинтересовался керамическим ремеслом, соблазнился глиной, которая подчинялась даже слабому прикосновению пальцев, на глазах превращаясь в кувшин, тарелку, птицу или женскую фигуру, был очарован алхимией огня, который меняет цвета и фактуру.»4
В 1948-1955 гг. Пикассо живет и работает в Валорисе, положив начало его возрождению как керамического центра. В знак особенной признательности в 1950 г. местные жители объявили Пикассо почетным гражданином Валориса.
В своих первых опытах он
словно свыкается с материалом, испытывая
его возможности в хорошо знакомой
для себя скульптуре, постепенно переходя
к созданию керамики-скульптуры: ваз
в виде головы женщины, кувшинов с
птичьими очертаниями или
Он расписывает лаконичные по форме — круглые, овальные или близкие к прямоугольникам — блюда и тарелки, целиком игнорируя их как вещи утилитарные, превращая в основу для живописи или рисунков. Несколько виртуозных движений кисти — и появляется лицо, цветок, сова, бык на арене...
«Одни изображения относят нас к излюбленным сюжетно-тематическим линиям в творчестве художника, которые проходят через все его периоды: коррида, художник и модель, радость жизни.
Вторые ярко олицетворяют ироничное, театрально-игровое начало, всегда свойственное личности Пикассо, придавая его произведениям неповторимый аромат непредсказуемой и шаловливой арлекиниады, втягивая зрителей в искусство-игру.»5
Это, в первую очередь, сделанные
«быстрой кистью» фигуративно-
Нередко в росписях по керамике Пикассо воссоздает мотивы своей графики. Отличные примеры тому — два блюда с голубями, нарисованными по образу знаменитой голубки, созданной для плаката Международного конгресса мира, что проходил в Париже в апреле 1949 г., а также фарфоровые тарелки с отображениями женских головок, которые постепенно трансформируются в голубок — фактически неизменными они перенесены с графических листов художника, датированных 1950 г.
За время работы с керамикой (1946-1971) Пикассо создал более трех тысяч произведений, многие из которых тиражировались. Количество отпечатков в тираже могло колебаться от 25 до 500 экземпляров. Потому керамика художника является гордостью коллекций многих музеев мира и частных собраний.
Однако в отличие от живописных, графических и скульптурных работ Пикассо керамические изучены меньше, и каждая их выставка становится хорошей основой для новых исследований.
В той же мастерской, где работал испанский художник, «Мадура» в городе Валлорисе (Франция) так же работали выдающиеся мастера искусства как, Х. Миро, М. Шагал, А. Матисс, Фужита, Т. Маззатти и М. Ортиз, которые, безусловно, были первооткрывателями керамики как отдельного, самостоятельного вида искусства. Они способствовали смене отношения современного общества к керамике и началу использование глины, как важного материала в современном искусстве. Огромное количество европейских художников XX века приняли в данной смене свое участия, их заслуги перед керамикой нельзя переоценить Ж. Портанье, М. Сиффреди, Ж.Ковиль (Фрфнция),К. Дзаули, (Италия), Э. Андалуза, Е. Кольмейро, Э. Сала (Испания)6 и другие художники активно повлияли на формирование искусства керамики в XXI веке.
Так же на введение новых и актуальных тенденций в искусство керамики XXI века и ее развития влияют Международные конкурсы, посвящённые именно этому виду искусства. Самым крупным и представительным является конкурс в итальянском городе Фаэнца. Он регулярно проводится с 1938 года и сопровождается работой комиссии, строго следившей за соблюдением технологических условий декора и обжига керамических произведений. Автор книги «Современная керамика» Малолетков В. А отмечает что, «значение конкурсов в Италии трудно переоценить для развития мировой керамики 70-90-х годов. Они стали экспериментальным полигоном для поиска новых техник формообразования росписи и обжига керамики, которые повлияли на творческий почерк керамистов мира и на развитие керамики разных стран.»7 Нередко работы лауреатов конкурса способствовали развитию целых направлений в декоративной керамике. Например, работы итальянского художника Г. Мариани ( премия «Фаэнца» 1980) способствовали популяризации гиперреализма во многих странах мира.
Так же на развитие искусства керамики в современном мире имеют свое влияние международные биеннале керамического искусства, проводимые в Валлорисе (Франция). На этом конкурсе формировались новые тенденции развития современной керамики, проходили проверку новые формы моделирования и цветового декора керамики. (В 70-80-е годы) лауреатами биеннале становились известные керамисты В. Кветенский ( Чехословакия), С. Шмидкене, Л. Лукшо ( Латвия), И. Сетран (Румыния), В. Бабини (Италия), У. Ито К.Ямато (Япония), Ж.К. Крузас и Э. Ашуйе (Швецария), О. Хейно (США), М. Копылков (Россия), М. Музарра, П. Байи (Франция), Л. Силар (Чехословакия), З.Лапковска (Польша), А. Брессон (Франция) и др8. Международные биеннале керамики в Валлорисе сыграли в XX веке важную роль в определении основных творческих направлений развития этого вида искусства. Постоянное участие в них работ ведущих художников мира способствовало значительному повышению авторитета декоративной керамики и росту их мастерства.
Еще один вид активных мероприятий в сфере культуры, способствующий развитию искусства, это симпозиумы. Симпозиумное движение – часть мировой художественной жизни, особенно активизировавшаяся в конце прошлого – начале нынешнего века.
Общение художников за пределами
собственной мастерской – необходимый
компонент творческого
«Проведение тематических симпозиумов стало важной вехой в истории искусства современного постсоветского пространства.
Особое место в этом процессе занимают симпозиумы художественной керамики. Симпозиумы керамистов организовываются музеями и общественными организациями, производственными компаниями и отдельными инициативными людьми. По своему направлению они тоже имеют различия: есть симпозиумы художников работающих в одной керамической техники. (В этом плане особо интересны творческие практикумы «раку» - керамики в силу своей близости к природе, неприхотливости в материально-техническом обеспечении, самой радости и неожиданности творчества, заложенного в японском иероглифе «раку»). Проводятся симпозиумы традиционной малой пластики, симпозиумы ландшафтной керамики, симпозиумы пылающей керамической скульптуры (создание своеобразных работ-топок).»9
Широка и география проведения симпозиумов: это традиционно «керамические» страны: Польша, Хорватия, Германия, Италия, Израиль, Аргентина, Тунис, Франция, Уругвай, Латвия, Узбекистан, Грузия, Белорусия, Российская Федерация, Украина.
Участие художников в творческих группах как традиционных, так и новых симпозиумов всегда сопряжено с желанием узнать что-то новое, поделиться своими знаниями с коллегами. Оно подобно желанию окунуться в неизведанную атмосферу нового симпозиума.