Взаимосвязь культурологии с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 14:30, реферат

Описание работы

Проблемы культуры традиционно занимали большое место в гуманитарных дисциплинах — в философии, социологии, литературоведении и др. Однако за последние десять - пятнадцать лет все более обнаруживается тенденция к оформлению культурологии в самостоятельную науку. Дисциплины культурологической направленности входят сейчас не только в систему вузовского обучения, но и в школьное образование. Проблемы культуры посвящены сотни монографий и статей, и почти каждый автор подходит к этому явлению со своей

Содержание работы

Введение
1.Что изучает культурология…………………………………………….4-5
2. Функции культурологии………………………………………………5- 6
3. Предмет и методы культурологии……………………………………6-8
4. Культурология и её место в системе общественных (социальных) и гуманитарных наук……………………………………………………….8-9
5. Взаимосвязь культурологии с другими науками………………………...
Заключение
Список используемой литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

культурология готовая.docx

— 41.67 Кб (Скачать файл)

Если проследить историю  становления культурологических методов, то можно заметить, что первоначальный уровень - эмпирический, основанный на сборе и описании фактического материала  в рамках так называемой гуманитарной культурологии. Здесь используются традиционные полевые антропологические  методы - описание, классификация, включенное наблюдение, интервью, а также сравнительно-исторический метод. Гуманитарная культурология  включает в себя огромный пласт вненаучного  знания, в котором аккумулирован  культурный опыт миллионов людей. Это традиции, нравы, обычаи, мифы, утопии, навыки практической деятельности и т.п. Главная задача исследователя, использующего полевые антропологические методы, - понимание изучаемой культуры, внутреннего смысла ее явлений и ценностей.

  На следующем уровне происходит сопоставление, компаративный, то есть сравнительный, анализ уже описанных культур, выявление общего и особенного. Компаративный анализ также не является специфическим для культурологии, он применяется и в других сферах научного знания, но для культуролога его ценность обусловлена возможностью с помощью данного метода выявить сущностные характеристики культуры, ее неповторимые черты. Вместе с тем сравнительный анализ позволяет обнаруживать общие закономерности культурного процесса, которые исследуются уже с помощью таких методов, как структурно-функциональный, факторный и компонентный анализ, моделирование и др. Культурология, безусловно, ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей.

  В гуманитарно ориентированных исследованиях культура рассматривается как комплекс уникальных феноменов. В социально ориентированных исследуются в большей мере процессы кризиса той или иной культуры, ее распада и гибели, формирование новой культуры, различные процессы трансформации культурных институтов. Однако выделить "чисто" гуманитарные или социальные методы трудно. Как правило, культуролог вынужден их сочетать. Например, он прослеживает и описывает изменение экономических и социальных отношений, обусловивших культурную динамику, то есть обращается к экономической и социологической наукам. Анализируя формирование новых знаковых систем и языков, он обращается к семиотике и языкознанию. Выявляет и описывает новые идеи и представления, овладевающие сознанием представителей той или иной культуры, или новые способы обучения, опираясь на данные психологии и педагогики. При этом в культурологии исследуются такие проблемы, которые не поставлены и не решены в рамках других наук.

  В последние годы все чаще используются методы математического моделирования социокультурной реальности. Основанием для этого является уровень современного научного знания, позволяющий выделять определенные закономерности функционирования и динамики культуры. Возможности математического моделирования культурных процессов и принятия на этой базе соответствующих решений далеко еще не раскрыты, хотя очевидны и некоторые сложности, в частности, проблема несводимости масштабной и сложно-структурированной культурной информации к недвусмысленным и точным математическим формулам. Возникает риск огрубления, упрощения культурной ситуации и ошибки в принятии решения.

  Таким образом, культурология стремится не просто к описанию "совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством", а к осмыслению всего мира человеческой культуры как системного единства, а история культурологии - это история возникновения новых способов теоретического видения мира человеческой культуры. Появление каждой новой концепции не исключает существования предшествующих, поэтому культурологическое знание - это поле взаимодействия, взаимовлияния, диалога.

 

      4. Культурология и её место в системе общественных   

                        (социальных) и гуманитарных науках.

 

Культурология является частью обширного комплекса знаний, методов  научных исследований, научно-практических и прикладных разработок, называемых гуманитарными и общественными (социальными) науками. Гуманитарные науки – это  науки о человеке, а общественные науки – науки о человеке, обществе и культуре. Заметим, что в определении  общественных наук культура занимает особое место, то есть она изучается  рядом наук.

  Если говорить о культурологии, то её можно отнести как к социальным, так и к гуманитарным наукам, так как культура имеет большое значение не только в жизни отдельного человека (индивида), который является предметом изучения гуманитарных наук, так и для общества, которое является предметом изучения общественных наук. Поэтому культурологию относят к так называемым «социогуманитарным» наукам. Среди других наук такой является история.

  Общественные науки – это сложная и постоянно развивающаяся система, причём различные области этой системы развиваются неравномерно. То одна, то другая гуманитарная наука переживает своего рода «научную революцию» – период радикального пересмотра своего теоретического арсенала и фактической базы. Как правило, такие серьёзные перемены не ограничиваются рамками одной научной дисциплины или научной школы, а стимулируют развитие нетрадиционных подходов к проблемам других общественных наук.

  Таким образом, в сфере гуманитарного знания возникают новые и перестают существовать старые тенденции, меняется «конфигурация» этой сферы, меняются и отношения между науками. Например, наука, некогда породившая новаторское и постепенно обособившееся направление исследований (зачастую оно скоро становится отдельной наукой), сама начинает испытывать воздействие «дочерней» науки. Всё это в полной мере относится и к культурологии.

  Культурология как наука формировалась путём интеграции таких дисциплин, как:

1) Культуроведение – описание  достижений той или тиной культуры. Оно охватывает всю сферу познания  класса явлений культуры, в том  числе и достаточно узкие, специализированные  знания (искусствоведение, театроведение,  музыковедение и т.д.);

2) Культурогенез – учение  о происхождении культур;

3) Философия культуры (культурфилософия) – учение о смысле и возможных перспективах развития культуры, философское познание сущности и значения культуры;

4) Социология культуры  – рассматривает культуру с  точки зрения её функционирования  в эмпирически данной системе  общества.

Культурология занимает значительное место среди социальных наук. Чтоб понять это, следует выяснить связь  культурологии с такими общественными  науками, как история, социология и  политология, а также – в первую очередь – с философией и другими  гуманитарными науками.

 

         5. Взаимосвязь культурологии с другими науками.

 

  Сложные системы взаимоотношений связывает культурологию и с гуманитарными науками, к которым относятся психология, лингвистика, литературоведение, искусствоведение, религиоведение.

Язык – составной элемент  культуры, с помощью которого возможна передача культурных ценностей из поколения  к поколению и который имеет  огромное значение в жизни человека общества.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого  общения, мышления и выражения. С  помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется  самосознание личности. Язык является специфическим средством хранения и передачи информации, а также  управления человеческим поведением.

Поэтому связь между культурологией и лингвистикой несомненна и она  довольно значительная.

  Несомненно, исследования культуры в XIX–XX веках невозможно себе представить без материалов, представленных сравнительным языкознанием, которое базировалось на фундаментальных лингвистических теориях. Ещё более значимым было воздействие структурной лингвистики, под влиянием которой сформировался структурализм – одно из важнейших течений в науках о культуре в XX веке. На достижениях классической филологии, изучающей языки и литературу Древней Греции и Древнего Рима, по давней традиции основывается изучение античной культуры. А культурология античности всегда была главным «полигоном» для проверки культурологических идей и теорий. И всё же языкознание остаётся слишком специфической, относительно замкнутой, можно сказать, элитарной сферой гуманитарного знания, сохраняющей свою сравнительную обособлённость от других сфер. Взаимодействие лингвистики с культурологией оказалось наиболее плодотворным в форме обмена достижениями, научной методологией, проведения междисциплинарных исследований. Примером последнего можно назвать этнолингвистику – науку об особенностях функционирования языка в культурах различных племён и народов.

 Отдельная, и очень интересная тема – взаимодействие культурологии и религиоведения, науки, которая изучает различные религиозные доктрины и религиозные организации. Начиная с классических трудов XIX века («Первобытная культура» Э. Тейлора, «Золотая ветвь» Д. Фрезера и других), была выявлена теснейшая связь между развитием религии и культуры в первобытные времена и в последующие эпохи истории человечества. Работу в этой области науки возможно вести, лишь соединяя достижения этнографии, истории культуры и религиоведения. Среди важнейших проблем религиозная типология культур, то есть изучение особенностей христианского, исламского, буддистского, индуистского и других типов культуры, влияние религии на формирование художественной культуры (искусства), «картин мира», стереотипов поведения, системы ценностей и базовых понятий, присущих той или иной культуре. Как и в случае с социальными науками, необходимо указать на актуальность этих проблем для современной цивилизации.

    Культурология является частью обширного комплекса знаний, методов научных исследований, научно-практических и прикладных разработок, называемых гуманитарными и общественными (социальными) науками. Гуманитарные науки – это науки о человеке, а общественные науки – науки о человеке, обществе и культуре. Заметим, что в определении общественных наук культура занимает особое место, то есть она изучается рядом наук.

 Если говорить о культурологии, то её можно отнести как к социальным, так и к гуманитарным наукам, так как культура имеет большое значение не только в жизни отдельного человека (индивида), который является предметом изучения гуманитарных наук, так и для общества, которое является предметом изучения общественных наук. Поэтому культурологию относят к так называемым «социогуманитарным» наукам. Среди других наук такой является история.

 Общественные науки – это сложная и постоянно развивающаяся система, причём различные области этой системы развиваются неравномерно. То одна, то другая гуманитарная наука переживает своего рода «научную революцию» – период радикального пересмотра своего теоретического арсенала и фактической базы. Как правило, такие серьёзные перемены не ограничиваются рамками одной научной дисциплины или научной школы, а стимулируют развитие нетрадиционных подходов к проблемам других общественных наук.

 Таким образом, в сфере гуманитарного знания возникают новые и перестают существовать старые тенденции, меняется «конфигурация» этой сферы, меняются и отношения между науками. Например, наука, некогда породившая новаторское и постепенно обособившееся направление исследований (зачастую оно скоро становится отдельной наукой), сама начинает испытывать воздействие «дочерней» науки. Всё это в полной мере относится и к культурологии.

Культурология как наука  формировалась путём интеграции таких дисциплин, как:

1) Культуроведение – описание  достижений той или тиной культуры. Оно охватывает всю сферу познания  класса явлений культуры, в том  числе и достаточно узкие, специализированные  знания (искусствоведение, театроведение,  музыковедение и т.д.);

2) Культурогенез – учение  о происхождении культур;

3) Философия культуры (культурфилософия) – учение о смысле и возможных  перспективах развития культуры, философское познание сущности  и значения культуры;

4) Социология культуры  – рассматривает культуру с  точки зрения её функционирования  в эмпирически данной системе  общества.

Культурология занимает значительное место среди социальных наук. Чтоб понять это, следует выяснить связь  культурологии с такими общественными  науками, как история, социология и  политология, а также – в первую очередь – с философией и другими  гуманитарными науками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Заключение.

 

  Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня культурология занимает важное место в системе гуманитарных знаний, является одной из быстро развивающихся общественных наук. Её влияние ощущается во всех сферах научного изучения человека, общества и культуры, это влияние создаёт новые направления исследований, определяет новые подходы к решению научных проблем.

 На сегодняшний день существует три основных мнения о месте культурологии в системе как общественных, так и естественных наук:

1) Культурология является  самостоятельной наукой, возникшей  в XIX веке и получившей дальнейшее  развитие, со своей теорией, со  своими методами, из которых можно  выделить специфические, используемые  только культурологией и близкими  к ней научными дисциплинами, наукой, которая оказывает прямое  или косвенное влияние на другие  науки;

2) Культурология как наука  является «промежуточной» между  культуроведением, философией культуры, социологией культуры и историей  культуры, теории которых, как  известно, послужили базой для  формирования культурологических  теорий.

3) Культурология не является  самостоятельной наукой, а лишь  дополнительной, второстепенной, и  служит как учение, помогающее  в общих понятиях объяснить  то или иное явление культуры.

Информация о работе Взаимосвязь культурологии с другими науками