Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Культура состоит из элементов, которые находятся между собой в определенной связи и образуют некое единство, что свидетельствует о целостности культуры. Прежде всего, в структуре целостной системы культуры можно выделить две большие области: материальную культуру и духовную культуру.
Для человека всегда была важна среда обитания. Во времена античности каждое дерево или куст, река или холм имели своего духа-хранителя. Прежде чем срубить дерево или вспахать пашню человек должен был принести жертву, получить божественную санкцию, разрешение на то или иное действие с природными объектами.

Файлы: 1 файл

тема 3.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

 

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по Культурологии

на тему: Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Толкачев Ю.А.

Студент:  

Группа Ук-12 КЧ

 

 

Екатеринбург

2012

 

 

 

                                               Тема 3

Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы

Культура состоит из элементов, которые находятся между собой в определенной связи и образуют некое единство, что свидетельствует о целостности культуры. Прежде всего, в структуре целостной системы культуры можно выделить две большие области: материальную культуру и духовную культуру.

Для человека всегда была важна среда обитания. Во времена античности каждое дерево или куст, река или холм имели своего духа-хранителя. Прежде чем срубить дерево или вспахать пашню человек должен был принести жертву, получить божественную санкцию, разрешение на то или иное действие с природными объектами.

Языческая религия требовала постоянно ублажать богов, чтобы они не рассердились, и не стали бы вредить человеку. Природа была священна, боги скрывались везде, в каждом ущелье, за каждым деревом, в каждом цветке. Демистифицировать природу могла только культура, основанная на вере в другого Бога – Трансцендентного (неподдающегося эмпирическому познанию). Десакрализация природы – это иудейское наследие, воспринятое христианством. Повествование о сотворении мира в Книге Бытия изображало Солнце и Луну как светильники, которые были поставлены Богом на тверди небесной. В то время как все другие религии поклонялись им как божествам. Только культура, в которой природа не является священной, могла задаться целью покорить эту природу, заставить ее служить интересам человека. Такая культура позволила манипулировать природой. Христианство возвышало человека над природой, утверждало его духовную монополию. А с XVII века тезис Френсиса Бэкона «Знание – сила» стал нормой человеческой деятельности и обозначил техническую власть над окружающей средой. Это дало человеку возможность менять свое окружение. Такие процессы и связаны напрямую с материальной культурой.

Однако культуру нельзя свести только к преобразованию природы, так как в этом случае упускается из виду сам человек.

В мире культуры человек выступает не только как действующее существо, но и как результат своей деятельности. Именно здесь он проявляет самого себя, свои собственные сущностные силы, свою человеческую индивидуальность. Развитие человека в процессе его жизнедеятельности есть личностная форма существования культуры, этот процесс наиболее ярко выражается в явлениях духовной культуры.

Иначе говоря, есть не только материальное производство – производство вещей, но и духовное производство – производство идей.

Конечно, такое деление культуры на материальную и духовную условно. В реальной жизни эти элементы единой системы культуры тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

1. По форме существования.

Материальные ценности существуют в предметной форме: дома, станки, одежда и т.д. Духовные ценности также могут существовать в предметной форме: картины, книги и т.д., но не только. Ценности духовные могут существовать и как акты деятельности, например, игра актера на сцене, чтение преподавателем лекций и т.д.

2. По длительности существования.

Станки или автоматы могут, конечно, просуществовать дольше, чем картина или книга, однако, ценности духовной культуры не знают морального старения. Сохраненные произведения искусства навсегда вошли в сокровищницу мировой культуры.

3. По пределам потребления.

Материальные ценности имеют пределы потребления. Потребность в пище и одежде естественна для человека, но она может быть удовлетворена и имеет предел насыщения. А вот потребность в духовных ценностях безгранична, так как эта потребность не в вещах, а в определенном виде деятельности – познавательной, эстетической, нравственной и т.д.

4. По воплощению личности создателя.

Духовные ценности запечатлевают особенности личностей их создателей, неповторимые черты их индивидуальности. Когда поэт в своих лирических стихах говорит от первого лица, рассказывает о своих чувствах и переживаниях, мы понимаем, о чем он размышляет, какие мысли тревожат его воображение.

Кроме областей материальной и духовной культуры в структуре культуры выделяются субстанциональные и функциональные элементы. Субстанциональные элементы (то есть результаты как материальной, так и духовной деятельности человека) включают в себя, прежде всего , ценности и нормы культуры. Обычно ценности обозначают человеческую, социальную и др. значимость каких-либо предметов и явлений окружающего нас мира, то, без чего человек не мыслит полноценной жизни. Благодаря ценностям культуры осуществляется передача социального опыта прошлого новым поколениям людей. Ценности культуры интересуют нас, прежде всего, с точки зрения мастерства и творческих возможностей человека, воплощения представлений и вкусов людей. Общество в своем историческом развитии формирует и трансформирует ценностные системы. Эти процессы связаны с изменением в различных областях: социальной, экономической, политической, религиозной и т.д.

Для адаптации в обществе человеку необходимо усвоение определенных норм культуры. Норма – это общепризнанное правило поведения или действия. Требования, включенные в нормативную сторону культуры чрезвычайно широки, они включают в себя и внешний вид, и поведение, и знания, и убеждения. Например. человек редко имеет возможность самостоятельно распоряжаться своим временем и делать то, что ему вздумается. Его поступки, а часто и желания предопределяются принятыми в обществе нормами: когда и как следует спать, сколько раз и в какие часы следует есть, какими актами заполнять свой досуг, когда работать и пр.

Нормы могут различаться по способу фиксации (письменные или устные, явно или неявно выраженные). В нормах могут выражаться характеристики действий как позитивные (предписания), так и негативные (запреты).

Особыми регуляторами культуры людей выступают образцы. Норма имеет характер всеобщего требования и отражает то, что уже достигнуто обществом. Образец же – это явление наиболее близкое к идеалу, такое, на которое следует равняться другим.

Функциональные элементы культуры (то есть те, которые характеризуют процессы культурной деятельности) включают создание ценностей и норм, их сохранение и потребление. Так ценности и нормы культуры кто-то создает, они живут и сохраняются людьми, и кто-то ими пользуется.

Чтобы сохранять, воспроизводить, отбирать те или иные ценности и нормы, приводить их в соответствие с изменяющимися условиями жизни требуются серьезные усилия каждого поколения. Этому способствует наличие соответствующих институтов и конкретных людей, то есть, все то, что мы обычно связываем с системой образования, религиозными институтами и светской культурой.

Чтобы создать продукт культуры требуются не только индивидуальное желание и специфические способности творческой личности, но и материальная сфера – финансы. школы, типографии, научное оборудование, театры, храмы, музеи и т.д. Не обойтись также и без социальных институтов, таки как церковь, научные центры или учебные заведения, а также без кадров специалистов. Нельзя построить храм без материальных затрат, без привлечения архитекторов. строителей, инженеров, художников, которые в свою очередь где-то учились, получали знания не из воздуха, а в определенном смысле синтезировали опыт прошлых поколений, и тем самым поддерживали связь с историей как прошлым опытом.

Для того, чтобы творения культуры стали достоянием многих, их необходимо сохранять, воспроизводить и распространять. Архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи – это как раз те учреждения, при помощи которых и осуществляется сохранение выдающихся культурных ценностей.

Важнейшим элементом распространения ценностей культуры является система образования, включающая в себя общеобразовательные и художественные школы, училища, вузы и т.д. Они обеспечивают доступность всех видов образования (художественного, политического. экономического и т.д.). Важную роль в этом процессе играют средства массовой информации, а также театры. музеи, выставки, библиотеки и др. Культурное развитие, как отдельного человека, так и группы людей и общества в целом зависит, прежде всего, от содержания доступной для него культуры. Однако число библиотек, театров и школ само по себе не дает полной картины духовной жизни общества, так как усвоение духовных ценностей может быть пассивным. Спрос на произведения культуры обусловлен, прежде всего, потребностями личности или социальной группы. Здесь чрезвычайно важны индивидуальные характеристики субъекта культуры, его вкусы и привычки. Чем выше культурное развитие человека, тем богаче его духовный мир, тем многообразнее и индивидуальнее его духовные потребности.

Поскольку культура охватывает всю совокупность общественных связей и отношений людей, в целостной системе культуры выделяют различные сферы: бытовую культуру, художественную, науку и технику, религию, политику, философию, мораль.

2.Основные блоки  структуры культуры: познавательный, поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический), информационный и семиотический аспекты культуры

Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Как любая система, она может быть структурирована по различным основаниям.

Основные блоки структуры культуры включают в себя функции, которые выполняет культура. Вопрос о функциях культуры предполагает рассмотрение тех ролей, которые выполняет культура по отношению к обществу. В функциональном аспекте культура рассматривается как динамичная, взаимосвязанная система, в которой изменение одних элементов влечет за собой изменение других. Опираясь на методологию структурно-функционального анализа, в культуре как системе можно выделить четыре основных функциональных блока: адаптивный, целедостигающий, интегративный и функции воспроизводства культуры и снятия скрытых напряжений.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

В рамках этой концепции культура – совокупность материальных и духовных ценностей. В современной литературе ценность понимается:

как предмет, имеющий какую-либо пользу и удовлетворяющий ту или иную потребность человека;

как идеал (представление о желаемом);

как значимость чего-либо для индивида или социальной группы.

Поведенческая функция – характеризует реальное поведение личности в общении с людьми. Усвоение норм составляет важную, но не определяющую общественного поведения личности. Нередко нарушения норм общения сочетаются с хорошим знанием нормативных правил. Поведенческий элемент культуры общения личности характеризует реализацию усвоенных ценностей, норм, знаний на практике, в ситуациях повседневного общения, включает в себя умения культурного взаимодействия, рефлексию культурной стороны общения, ее коррекцию, творческое отношение к общению. В случае отсутствия данного компонента, когда полученная извне информация хранится во внутреннем багаже знаний личности и не используется ею в жизни, культура общения теряет всякий смысл.

Институциональный аспект культуры связан с организацией процесса созидания культурных ценностей, их воспроизводства, трансляцией. Главная роль, которую институты играют в обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой (хотя и не обязательно эффективной) структуры взамодействия между людьми.

Семиотическая или знаковая (греч. semenion - знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

Информационная функция культуры – с возникновением культуры у людей появляется особая отличающаяся от животных «надбиологическая» форма передачи и хранения информации. В культуре информация кодируется внешними по отношению к человеку структурами. Информация как приобретает собственную жизнь и способность к собственному развитию. В отличие от биологической, социальная информация не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Благодаря этому в обществе, возможно, то, что никогда не будет возможно в животном мире – историческое умножение и накопление информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.

Информация о работе Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы