Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 02:35, реферат
В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь-сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной — девять ветвей священного дерева Аар Кудук Мае источают белую благодать.
1. Введение
2. Из старой хроники
3. Якутский "ысыах"
4. Национальный праздник Ысыах – символ якутской культуры
5. Мифология и Ысыах
6. Религия и Ысыах
7. Ысыах и семья
8. Ысыах и культура питания
9. Список использованной литературы
По
представлениям якутов на праздник Ысыах
с небес спускались светлые божества айыы,
именно от них зависела дальнейшая жизнь
человеческого рода. На Ысыахе в день летнего
солнцестояния якуты встречали небесных
божеств и устраивали обряд поклонения
божествам айыы и духам природы.
Религия
и Ысыах
Культ
высшего небесного божества Юрюнг
Айыы Тойона развивался, по-видимому, следующим
образом: в начале небо обожествлялось
само по себе (Танара). Со временем представления
о нем как о божестве расширились, усложнились,
и оно стало рассматриваться как особый
мир, где обитает множество божеств, обладающих
определенными качествами и выполняющих
определенные функции. Следовательно,
Юрюнг Айыы Тойон – древнее божество,
восходящее к божеству Неба. По-видимому,
оно имело такое же значение, как и само
небо для тюрков-скотоводов (тенгрианство).
В этом контексте тезис Г.В.Ксенофонтова,
что "Ысыах есть центральная ось и символ
веры древних религиозных воззрений якутов,
унаследовавших самое последнее достижение
степного номадизма" является весьма
продуктивным. Якутский Ысыах был тесно
связан с тем пластом религиозных верований
якутов, который, несомненно, сформировался
в среде древних скотоводов-кочевников.
Якуты-коневоды в новых для себя условиях
Севера сумели сохранить систему религиозных
верований, отчетливо отражавших их хозяйственный
цикл.
Прекрасный
знаток якутской мифологии и героического
эпоса П.А.Ойунский определял Ысыах
как праздник коневодства и изобилия Конь
у якутов – животное божественного происхождения.
Фольклорная традиция сохранила якутский
миф о лошади – прародительнице народа
саха. Считалось, что хозяйство верхнего
мира основано на разведении коней, и поэтому
якуты посвящали коней небесным божествам.
Следует отметить, что в историко-культурном
плане особенности сценарной практики
принесения в жертву лошадей светлым божествам
айыы у якутов можно сопоставить с древними
культами ряда тюркоязычных народов Южной
Сибири и Центральной Азии. Ысыах, как
обряд кропления кумысом Неба, Земли и
Воды, был нормативным обрядом поддержания
постоянного равновесия между людьми
(культурой) и Природой (духами, божествами).В
научной литературе по поводу происхождения
Ысыаха существует несколько точек зрения
(Романова Е.Н. Якутский праздник Ысыах,
с.82). В основном исследователи рассматривали
его как родовой, религиозный праздник,
во время которого совершались бескровные
жертвоприношения в честь высшего божества
якутов Юрюнг-Айыы – Тойона и других айыы
(В.Трощанский, Э.К.Пекарский, Н. А.Алексеев);
Г. В.Ксенофонтов определял Ысыах как праздник
торжественной встречи восхода летнего
солнца. А.И.Гоголев, развив положение
ученого, рассматривает Ысыах как "культовый
праздник плодородия, справляемый в начале
года, соединяющий воедино элементы обожествления
солнца, неба и земли" (Гоголев А.И. Историческая
этнография якутов, с.35.). По мнению других
исследователей (И.А.Худяков,С.И.Николаев,
Е.Н.Романова), Ысыах – это праздник Нового
года.
Праздник
Ысыах для народа саха – это праздник
Нового года, всеобщий день рождения Природы
и человека. "Во время Ысыаха, с тремя
небесами с теплым дыханием, подобно летнему
ветру, с тремя душами, вытянувши стан,
как трехглавый жеребенок, стоял задумчиво
Аар Тойон, он раздвинул два белых солнца
и сотворил третье и повесил их между небом
и землей и сказал: "Народ якутский,
происшедший от трех пен, укрепляйся, плодись
и размножайся!" (Окладников А.П. История
Якутии, с.123). В основе древнего ритуала
Ысыах лежит тема первотворения, обновления,
люди на празднике вновь обретали свое
изначальное состояние, получали "новое
рождение". Отсюда, феномен праздника
обладал особой связью со сферой сакрального,
в нем соединялось прошлое, настоящее
и "идеальное" будущее. В этом отношении
особое внимание следует обратить на народные
игры, проводимые на Ысыахе. Игра, как моделирование
будущего, на Ысыахе реализовывалась в
общеуниверсальном символической борьбе
между зимой и летом (старым и новым). У
якутов в старину весною, при исходе старого
года и наступлении нового, находили двух
молодых людей, из которых одного наряжали
в одежду из шкуры белого жеребенка, другого
– в одежду из шкуры рыжего или черного
жеребенка. Первый из них назывался сыном
айыы и олицетворял собой духа хозяина
нового года, а другой – сыном абаасы и
символизировал духа хозяина старого
года. Их заставляли бороться. Это называлось
состязанием за первенство или состязанием
за молочную пищу. При этом определялось
угощение, предназначавшееся в пищу победителю
(кумыс с маслом), каковым должен был оказаться
сын айыы.
Символическая
напряженность спортивных состязаний
на празднике Ысыах носила ритуальный
характер. На Ысыахе было много разных
состязаний, целью которых было "завоевание
счастливой доли". Такие игры, как прыжки
на одной ноге (кылыы) и прыжки обеими ногами
(куобахтыы) по меткам, якутская борьба,
стрельба из лука в символическом плане
были соотнесены с мифологемой судьбы
( Романова Е.Н. Люди солнечных лучей, с
поводьями за спиной, с.130).В целом, спортивные
игры на Ысыахе можно рассматривать как
своеобразный диалог с судьбой. В основе
ритуальных игр на Ысыахе лежат обменные
акции, одним из таких символических обменов
является обмен удачей, счастьем. На Ысыахе
проводились шуточные состязания, когда
победителем становился тот, кто больше
съедал пищи и выпивал кумыса, своеобразный
"обряд едоков". Здесь "судьба"
участников игры реализовывалась через
обрядовое воплощение еды, т.е. чем больше
выпито и съедено, тем большего счастья
заслуживал победитель в будущем году.
Магическое поверье "загадать на свою
судьбу" сохраняется до сих пор, все
действия, происходящие в первый день
Нового года, служили образцовой моделью,
которая переносилась на весь год. Что
касается ритуальных гаданий на главном
празднике традиции, то они были уже заранее
ориентированы на положительный результат.
На Ысыахе давалась уникальная возможность
"прорыва" своей судьбы: человек на
празднике творения Вселенной и человека
как бы "стирал" свое прошлое и переигрывал
заново судьбу. С этой точки зрения Ысыах
можно рассматривать как "игру с судьбой",
где главными на празднике были не небесные
божества, а сами люди–люди, которые не
только молили о благополучии, но и "завоевывали"
свое счастливое будущее. Якутский праздник
Ысыах нес оптимистическую заряженность
и моделировал символы жизнеутверждающего
начала, с помощью которых можно было установить
гармонию в обществе.
Эстетическая
и культурная палитра представлений
о главном празднике народа саха
Ысыахе – еще один ключ к пониманию гармонии
человека с окружающей средой. "…для
устройства Ысыаха выбирали красивые
места с широкой поляной и площадкой для
тюсюлгэ (деревянного сооружения, состоящего
из двух или нескольких столбов, соединенных
перекладиной). Около тюсюлгэ собирали
всю резную кумысную посуду. На восточной
стороне от тюсюлгэ ставили от одной до
четырех коновязей. Верхушки сэргэ иногда
увенчивались изображениями головы коня,
а бока покрывались художественной резьбой.
Сэргэ украшали разноцветными жертвенными
лентами – саламой. Вокруг тюсюлгэ втыкали
зеленые березки. Характерно, что одним
из важных элементов праздника была праздничная
одежда. Участники торжества должны были
приходить в традиционной праздничной
одежде, женщины надевали серебряные украшения.
Замечу, что праздничная одежда у якутов
передавалась из рода в род. Прийти на
праздник в повседневной одежде рассматривалось
как нарушение праздничного этикета. С
единым комплексом ритуала и символики
праздника был связан и семантический
смысл композиции в орнаменте древних
чоронов. Так, гребенчатый мотив, наносившийся
около самого устья, должен был символизировать
пожелание богатства и плодородия. Ысыах
открывал устроитель праздника или уважаемый
почетный старик, знакомый со старинными
обрядами, ему помогали девять юношей
и восемь девушек. Кропление кумысом божествам
и духам было центральным моментом праздника,
и потому Ысыах получил свое название
от слова ыс – "кропить, обрызгивать"
(Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору,
с.102).
Одной
из самых важных черт архаичного праздника
было совпадение границ "свой" и "чужой".
В культуре народа саха в качестве иллюстрации
следует привести два сакральных действия
по отношению к Гостю на празднике: это
кумысопитие из одного чорона по кругу
(ср. трубка мира у северных индейцев–знак
доверия и взаимопонимания), после чего
они уже Братья по духу. Гостевой этикет
народа саха обязывал хозяина-устроителя
праздника поднести чорон с кумысом самому
почетному гостю, тот, в свою очередь, сделав
несколько глотков, передавал своему соседу
по кругу. Следующий символический знак
– круговой танец осуохай, танец, символизирующий
жизненный круг. Участники осуохая, взявшись
за руки, чувствуют положительную энергию
друг друга. Гость на празднике как бы
"проживал" жизнь данного коллектива,
вживаясь в новую культурную среду, приобретая
"чужой" духовный опыт, он завоевывал
статус "своего".
Ысыах
и семья
Еще
П.А.Ойунский отмечал, что Ысыах, как культ
торжества и радости жизни, был праздником
семейным. К празднику готовились заранее,
каждая семья старалась заготовить необходимый
запас праздничной пищи и кумыса, сшить
праздничную одежду. Семейные традиции
праздника включали приглашение всех
близких и дальних родственников, тесное
общение всех родственников, планы на
будущее, совместную трапезу и, наконец,
благословение уважаемыми и почтенными
членами семьи молодого поколения. Здесь
особое значение придавалось "обычаю
произнесенного слова", через благопожелания
задавалась стратегия будущей жизни.
Непрерывность
жизни подчеркивается на Ысыахе той
ролью, которая принадлежит в ней старикам
и, особенно, детям. Участие в таких обрядах
представителей всех поколений, а также
детей всех возрастов символизирует вечное
продолжение человеческого рода. Активное
участие в празднике молодежи создавало
благоприятную ситуацию выбора брачной
пары.
Ысыах
и культура питания
В
настоящее время, когда во всем мире
происходят экологические катаклизмы,
исчезают традиционные способы хозяйствования
и меняется среда обитания, весьма
актуальным представляется обращение
к уникальному опыту
Ысыах
и культура здоровья
Ысыах
можно отнести к обрядам запасения здоровья: –
ассоциация здоровья с сытостью, употребление
на празднике полезных молочных и мясных
продуктов; – ассоциация здоровья с движением
(разные спортивные состязания, национальные
виды спорта); – ассоциация здоровья с
благопожеланиями счастья, добра. Если
обратиться к якутским алгысам-заклинаниям,
то можно выявить эту модель счастья: "На
9 поколений людей прочное благополучие,
на 8 поколений непоколебимое счастье,
на 7 поколений неубывающее обилие сотворите
нам!" "Пусть голодный насытится,
замерзший обогреется, пусть обедневший
у вас получит помощь, пусть погибающий
у вас спасется, больному матерью станьте,
хворому отцом станьте, детей в колыбелях
нарожайте, "чтоб ребенок в колыбели,
сотворенный Айыысыт, не страдал насморком",
десять улусов размножьте, скот в изгороди
пусть наплодится, живите счастливо с
солнечной стороны друг друга".
Обращение
сегодня к обычаям, ритуалам, представлениям
не как к "пережиткам", а как
к механизму передачи культурной
традиции, как к одной из культурных
систем в формировании здорового
образа жизни, можно считать главной
стратегией культурной политики народа
саха. В 1992 году Ысыах стал государственным
праздником Республики Саха(Якутия). Он
стал объединяющим символом возрождения
не только традиционной культуры народа
саха, но и гуманистических тенденций
в национальных проектах новой России.
Список использованной литературы
ФГАОУ ВПО
«Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»
Институт
психологии
Реферат
по эстетики на тему ысыах
Выполнил: студент 2-го курса гр. ИП-ПС-10-Б Сутаков Н. В.
Проверила:
ст. преподаватель КДППР Егорова
Т. М.
Якутск 2012 г.
Содержание
1. Введение
2. Из старой хроники
3. Якутский "ысыах"
4. Национальный праздник Ысыах – символ якутской культуры
5. Мифология и Ысыах
6. Религия и Ысыах
7. Ысыах и семья
8. Ысыах и культура питания