Язычество как культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 03:44, реферат

Описание работы

"Язычество", как известно, - крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифологизированная религия античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманская религия татар. Однако во всеобщности, всеохватности термина "язычество", одностороннего по происхождению и сумбурного по существу, есть одно несомненное достоинство: расплывчатый термин пригоден для всех стадий первобытных религиозных воззрений вплоть до появления выросших из язычества мировых религий.

Содержание работы

Введение
I. Языческая культура древних славян
1.Идеология и мировоззрение древних славян
2.Богослужения
II. Влияние Византии на культуру древних славян
III. Неоязычество
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 50.57 Кб (Скачать файл)

В 989 году в Киеве была заложена Десятинная церковь Успения  богородицы. На ее содержание была отпущена десятая часть доходов князя  Владимира. Археологические раскопки и исследование руин этого древнейшего  храма Руси позволили установить, что эта постройка площадью около 900 кв.м, увенчанная по словам летописи 25 «верхами», т.е. главами, была грандиозной по замыслу и исполнению. Также многоглавым был собор Киевской Софии с 13 «верхами»,возведенный во времена Ярослава Мудрого. Одноименность соборов Киева и Константинополя призвана была утвердить равенство Руси с Византией. Софийский собор - памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Во внутренних помещениях собора сохранились мозаики, мозаичным был и пол. Многие фрески написаны на русские сюжеты. Изображены семья Ярослава Мудрого, а так же бытовые сцены: скоморошные пляски, борьба ряженых, охота на медведя.

В ХI веке были построены  храмы в Полоцке, Чернигове, Выдубицком и Киево-Печерском монастырях. В Вышгороде под Киевом в честь первых русских святых – князей Бориса и Глеба – возводится грандиозный храм площадью 600 кв.м. Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде. В архитектурном облике которого уже угадываются некоторые черты будущего новгородского архитектурного стиля. Он значительно строже киевского, имеет пять куполов, расположенных в символическом порядке, гораздо мощнее и суровее сложенные из местного известняка стены. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, но не такие динамичные, как в Киеве, и избыток орнаментальных украшений языческой древности с ясно проглядывающимся рисунком узелкового письма.

Древнерусская живопись христианской Руси играла в жизни общества очень  важную и совсем иную роль, чем живопись современная и с этой ролью  был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения живописи и  достигнутая ею высота. Русь приняла  крещение от Византии и вместе с  ним унаследовала представление  о том, что задача живописи - «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской  живописи и лежит великое христианское «слово».

«Образ» по – гречески - икона. И уже с глубокой древности слово «икона» стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для получивших широкое распространение в живописи византийского мира отдельное самостоятельное изображение как правило, написанных на доске. Но в широком смысле иконой, т.е. образом воплотившим слово, является все созданное этой живописью: изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, фрески, украшающие страницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин «иконопись».

В области Станковой живописи первым толчком влияния византийской живописи был привоз на Русь икон. Иконы  эти на Руси копировали, им подражали. Когда позднее кроме греческих  икон на Русь стали привозить иконы  из других православных стран, стало  возможным отметить влияние живописи и этих стран. Христианство – это  религия откровения. И многое объясняется  в ней небесным дарованием. Не случайно одним из главных праздников является сошествие святого духа на апостолов, в результате которого они просвятились и получили дар свыше. Моменты дарования свыше, откровения запечатлены на древних иконах.

В течении долгих веков  живопись византийского православного  мира, в том числе и живопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком раскрытии этих истин  обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней  Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

В монументальную живопись так же проникали сюжеты из прикладного  искусства. Примером могут служить  некоторые орнаментальные росписи  храмов явно копирующие византийские ткани. На Киевскую Русь попадало значительное количество ювелирных украшений, предметов  художественного ремесла. Их также  копировали и им подражали. Таким  образом и, здесь внешние влияния  проникали на Русь большей частью через привозимые образцы, не исключены  случаи и приезда самих мастеров Например, вслед за готовыми изделиями  из стекла бусами, браслетами, посудой  в Киев прибыли и византийские мастера стеклоделы. К концу Х1 века непрерывный ввоз из Византии стеклянных украшений становится менее  регулярным. Последний раз прибывшие  в Киев византийские мозаичисты закончили  свою работу в 1106 году. Все потребности  в изделиях такого рода удовлетворяла  продукция собственных киевских мастерских.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неоязычество

Актуальность исследования. В современной культуре широкое  распространение получили древние  мифологии, кельтские религии, шаманизм, культ Буду, дионисизм, герметизм и т.д. Возрождение традиционных языческих верований в не малой степени обусловлены мировоззренческими концепциями, культивируемыми в среде творческой интеллигенции. Совокупными усилиями археологов, филологов, писателей, художников, исследователей-энтузиастов происходит не просто реконструкция древних мифов и культов, но и конструирование новых мифов и фантазий, питающих совершенно новый языческий феномен. Древнее язычество, рудименты которого никогда не исчезали из народной культуры, сегодня трансформируется в новый социально-культурный и философско-религиозный феномен — современное неоязычество.

Прошедшие этапы развития культуры свидетельствуют о постоянном возвращении языческих ценностей. Последнее такое возвращение  связано с секуляризацией европейской  культуры, начавшейся в эпоху Возрождения, окрепшей в ходе Просвещения и  достигшей четкости оформления в  эпоху становления большой науки. В ходе секуляризации сформировались два культурных течения, способствующих появлению языческих тенденций. Одно, заявившее о себе в эпоху  Просвещения и связанное с  торжеством рационализма, способствующее ценностной переориентации культуры от Бога к человеку. Другое течение  было представлено романтизмом конца XY1II -начала XIX века (от Блейка, Гёльде^инга, Шеллинга, Шелли, Байрона и далее вплоть до современности), которое заново открыло для себя Бога, но не Бога христианского вероучения, а бога имманентного космическому становлению, таинственного, многоаспектного, всеобъемлющего с признаками полового деморфизма.

Языческие тенденции проявились в секуляризации культуры и способствовали тому, что стали набирать силу неоязыческие компоненты в мировоззрении. Так, в западноевропейской, а также и в русской культуре можно констатировать появление трёх языческих профанических движений, получивших культурную легитимность: неошаманизм (кельтско-друидический, марийский, чувашский, удмуртский); движение хиппи, превратившееся в "Нью-Эйдж"; неотрайболизм. Эти языческие мировоззрения проникают во все сферы интеллектуальной (философия, литература, музыка, живопись), религиозной (секты), социальной (политика, экономика), повседневной (стиль поведения, мода, стиль в одежде, стилистика речи), коммуникативно-информационной (СМИ) жизни.

Глобальная сеть Интернет позволяет узнать содержание и структуру, а также программы неоязыческих организаций, движений и групп в различных частях света. Многие из этих неоязыческих движений и организаций претендуют на создание такого образа жизни и таких культурных ценностей, которые позволят разрешить проблемы духовного кризиса современной культуры.

Многие специфические  культурные действия совершаются сегодня  в неоязыческом контексте, благодаря сформировавшейся в культуре моде на него. Достаточно указать в этой связи на ритуал из ацию спортивных состязаний, программ телевидения, широкое распространение магии, оккультизма, всякого рода гаданий.

Широкое распространение  неоязычества в современной культуре и последствия мощного оязычивания культуры требует критически-рефлексивного философско-культурологического анализа и осмысления.

Степень научной разработанности  проблемы. До второй половины XX века проблемы неоязычества не только не изучались, но даже не ставились, что свидетельствует  об их относительно слабой представленности в культуре. Можно отметить только немногочисленные публикации Г. Шнейдера, М. Эшптейна, П.Слотердайка и др., в которых предпринимались первые попытки обратить внимание интеллектуальной общественности на феномен зарождающегося неоязычества. Но с 90-тых годов XX века появляется большое количество публикаций, осмысливающих неоязычество как реальность, присущую современной культуре. Эмпирический материал для этих исследований был накоплен в глобальной информационной сети Интернет, в которой не только публиковались содержательные пласты неоязыческих идей, но так же программы неоязыческих движений и организаций. Интернет становиться своеобразным форумом для диалогового пространства неоязыческий движений.

Проблема неоязычества предполагает глубокое знакомство с темой язычества, которой занимались многие отечественные  и зарубежные философы и культурологи. Так, концептуализация понятий "язычества" была проведена в работах историков  Б.А. Рыбакова, В.Н.Топорова, Е.Е. Левкиевской, И.Н. Данилевского, Н. Пенника и П. Джонса и др.;философов С. Булгакова, П.А. Флоренского, Н. Бердяева, С.С. Аверенцева, Э.И. Монена и др.; богословов Архимандрита Августина, А. Кураева, М. Назарова и др. Для этих исследований характерно полисемантическое толкование термина "язычество" и отсутствие единой концептуальной позиции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Язычество древней Руси –  важный раздел русской культуры, без  которого невозможно понять ни народную культуру деревни и городского посада, ни сложную и многогранную культуру феодальных верхов того времени. Исходя из всего выше изложенного проанализированного  материала, я пришла к неизбежному, главнейшему выводу о том, что  необходимы тщательный пересмотр и  изучение предхристианской славянской культуры, которая, вопреки расхожим мнениям о ее дикости и варварстве, является кладезем культурных достояний и ценностей и заложила краеугольный камень в фундамент европейской цивилизации.  
 
Действительно, трудно в полной мере восстановить то, что было связано с традицией именно русского народа, который в течение тысячи лет отождествлялся с христианским вероисповеданием. Поэтому хотелось бы порекомендовать тем, кто будет в дальнейшем разрабатывать эту тему, уделить особое внимание славянским мифам и сказаниям, а также системе языческих богов, так как эти моменты нуждаются в тщательном изучении в силу их забвения в течение долгих лет.  
 
Религиозная сущность обрядов-игр давно уже выветрилась, символическое звучание орнамента забылось, волшебные сказки утратили свой мифологический смысл, но даже бессознательно повторяемые потомками формы архаичного языческого творчества представляют огромный интерес как неоценимая сокровищница сведений о многотысячелетнем пути познания мира нашими отдаленными предками. Это наше прошлое, которое каждый гражданин должен знать и которым вправе гордиться. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы 

  1. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — 304 с.
  2. Кайсаров, А. С., Глинка, Г. А., Рыбаков, Б. А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А. И. Баженова, В. И. Вардугин. — Саратов: Надежда, 1993. — 320 с., ил.
  3. Георгиева, Т. С. Русская культура: история и современность: учеб. пособие / Т. С. Георгиева. — М.: Юрайт, 1999. – 276 с.
  4. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Глава 5. Культура Древней Руси (X — 30-е гг. XIII в.) / Н. М. Карамзин // История государства Российского. ? http:// rushist.ru
  5. Шушарина, И. А. Верования славян. Магия в язычестве / И. А. Шушарина // Славяне. ? http://slawianie.narod.ru
  6. Мельников, В. Л. Обряды славян / В. Л. Мельников // Язычество славян. ? http://paganism.msk.ru

Информация о работе Язычество как культура