Язычество славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 08:39, контрольная работа

Описание работы

Основными источниками для изучения религиозных воззрений наших предков являются древние памятники письменности, археологические раскопки, фольклор: песни, сказки, легенды, устно передаваемые из поколения в поколение.
Язычество древних славян – тема необычайно сложная и многогранная, поэтому в данной работе будут освещены лишь некоторые ее аспекты: погребальная обрядность, особенности почитания растительного и животного мира, пантеон славянских языческих богов и персонажи низшей мифологии, проблема существования язычества после принятия на Руси христианства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….2
Погребальная обрядность славян …………………………………………………3
Мифологические представления славян о животных и растениях ……………..4
Высшая мифология славян…………………………………………………………6
«Бог всех богов» Род ………………………………………………………...7
Перун – бог грозы, грома и молнии ………………………………………..8
Сварог и Дажьбог ……………………………………………………………9
Ярило – бог возрождения …………………………………………………..10
Женские божества Лада и Лель ……………………………………………11
Низшая мифология славян ……………………………………………………….12
Берегини и вилы-русалки …………………………………………………..12
Леший ………………………………………………………………………..13
Навьи и упыри ………………………………………………………………14
Судьба язычества после принятия христианства ………………………………..15
Заключение …………………………………………………………………………18
Список используемой литературы ………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Язычество славян.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

1. Обособленное существование  язычества и христианства (Х-ХIII вв.). Христианство господствовало в городах – княжеских центрах, на окраинах государства сохранилось почитание старых богов. Однако процесс синкретизации христианства и язычества началось уже в этот период: элементы языческой культуры вливались в христианскую обрядность, христианство адаптировалось к местным традициям.

2. Христианство на  Руси повсеместно занимает господствующие позиции, но при необходимости крестьяне все-таки обращаются к старым богам, не переставая при этом считать себя христианами (ХIII-XV вв.). Языческие обряды проникают в христианский культ, формируют специфическую русскую церковную обрядность, главным образом, в той части, которая связана с календарными праздниками.

3. Вера в старых  богов забывается с их именами.  Язычество растворяется в христианстве. Народная обрядность представляет  собой синкретическое единство  православного и языческого ритуала. Происходит вытеснение персонажей языческой мифологии в разряд чертовщины, нечистой силы. Следы языческих почитаний проявляются в культе святых. 

     Некоторые  христианские святые заместили  в народном сознании языческих  божеств. Так Перун уступил  место ветхозаветному пророку Илие, который обладал способностью, обратившись к Богу, вызывать небесный огонь и дождь. Христианскими заместителями бога Сварога являются святые бессребреники Косма и Дамиан. Покровителями земледелия стали святые Борис и Глеб, Зосима и Савватий Соловецкие отвечали за пчеловодство, святой Георгий также охранял скот, Флор и Лавр – лошадей, святой Анисим – овец, а Сергий Радонежский оберегал домашнюю птицу.

     Широкое  распространение на Руси получи  культ Богородицы, что объясняется наложением на него культа женских божеств плодородия. На Руси почитали именно Бого-родицу, Бого-матерь, т.е подчеркивали родящее, материнское начало Марии, тогда как католическая Европа, почитая Деву Марию, делает акцент на ее девственности. Отголоски культа рожаниц звучат в обрядах богородческих праздников.

     В результате  слияния в народных праздниках  дохристианских славянских обрядов  с православной обрядностью возникло  своеобразное культурное явление,  которое своими носителями понимается  как христианство, но не признается таковым церковью, относящий многие его элементы к разряду суеверий. Так во время зимних рождественских праздников колядующие в своих песнях прославляли и Христа, и Коляду. На Рождество, Новый Год и Крещенье было принято гадать, и, хотя церковь категорически запрещает всяческие гадания, обычай гадать на святки принят по сей день. День Святой Троицы приходится на период праздников, посвященных языческим богам плодородия Ладе, Лели, Яриле, Костроме, Купале и другим персонажам, связным с растительностью. В «зеленые святки» люди несли лепешки и яичницы рощам и источникам, что так обличали средневековые поучения. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы после церковной службы крестьяне устраивали обильные пиры, где по кругу ходили чаши (ритуальные чары) с медом, пивом, вином и исполнялись песни отнюдь не в честь Богородицы. 

         Двоеверие весьма сложное и  многоплановое явление в истории  нашей культуры. Соединение христианских  и языческих верований и обрядов  породило своеобразную народную мифологию, где христианские мифы сливаются с древними легендами славян, христианские святые приобретают черты древнейших божеств, а персонажи низшей мифологии составляют многочисленный класс нечистой силы, обладающей для крестьян не меньшей реальностью, чем святые чудотворцы.

Заключение

    Религиозные верования  древних славян определяли их  мировоззрение. Языческое мироощущение  предполагает осознание неразрывной  связи с природой (это позже  с принятием христианства человек  стал мыслить себя вне природного мира), четкое разделение мира на сферы своего и чужого, добра и зла. Кроме того, языческие верования во многом укрепляли связь поколений: духи предков играли важную роль в благополучии и процветании племени.

Древний человек, считавший себя частью природы, тем не менее, порой чувствовал ее враждебность. Как известно, продолжительность жизни была тогда небольшой, и первоочередной задачей человека было выжить и оставить после себя потомство. Это подтверждает широко распространение в языческой Руси культа бога Рода и рожаниц, получившего свое продолжение в почитании Богородицы. По этим же причинам славяне особо почитали божеств плодородия и всех мифологических персонажей, связанных с возрождающей силой природы, ее вегетативным началом.  Интересен тот факт, что с процессом деления общества на классы древние боги плодородия уступили место божествам, покровительствующим воинам (языческом пантеоне князя Владимира место верховного бога Рода занял Перун).

Язычество способствовало созданию целой культуры различных магических обрядов и ритуальных празднеств; появлению легенд, мифов, сказок. Особенно яркое отражение представления наших предков нашли в устном народном творчестве: былинах, быличках, песнях, сказках. Многие мифологические персонажи увековечены в художественной литературе (как, например, вампиры).

Несмотря на принятие христианства, язычество существовало еще долгое время. Пожалуй, русское  православие – единственная религия, которую можно назвать уникальным симбиозом христианских верований  и языческих традиций. Отголоски язычества до сих пор остаются в обрядах христианских календарных празднеств  и воспринимаются нами как нечто, само собой разумеющееся.

Список используемой литературы.

  1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. -  М., 1981.
  2. Никольский Н.М. История русской церкви. – Минск, 1990.
  3. Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. // Слово и миф. – М., 1989.
  4. Рыбаков Б.А. История культуры Древней Руси. Т.1. -  М., Л.,  1949.
  5. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие системы.  - М.,1980.
  6. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянской древности. - М.,  1974.
  7. Васильев М.А. Бог Хорс и Симагорл  восточнославянского язычества. // Религии мира: История и современность: Ежегодник. – М., 1989.
  8. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь.  – М., 1985.
  9. Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. – Ростов-на-Дону, 1996. 

 

 

1 Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские моделирующие семиотические системы. М., 1987, с. 42

2 Б.А. Рыбаков. Язычество древних славян, 1981, ст. 126

3 Лихачев Д.С. Тысячелетие культуры. // Альманах библиофила. 1989, № 6. Вып. 26, с. 7.


Информация о работе Язычество славян