Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 08:39, контрольная работа
Основными источниками для изучения религиозных воззрений наших предков являются древние памятники письменности, археологические раскопки, фольклор: песни, сказки, легенды, устно передаваемые из поколения в поколение.
Язычество древних славян – тема необычайно сложная и многогранная, поэтому в данной работе будут освещены лишь некоторые ее аспекты: погребальная обрядность, особенности почитания растительного и животного мира, пантеон славянских языческих богов и персонажи низшей мифологии, проблема существования язычества после принятия на Руси христианства.
Введение …………………………………………………………………………….2
Погребальная обрядность славян …………………………………………………3
Мифологические представления славян о животных и растениях ……………..4
Высшая мифология славян…………………………………………………………6
«Бог всех богов» Род ………………………………………………………...7
Перун – бог грозы, грома и молнии ………………………………………..8
Сварог и Дажьбог ……………………………………………………………9
Ярило – бог возрождения …………………………………………………..10
Женские божества Лада и Лель ……………………………………………11
Низшая мифология славян ……………………………………………………….12
Берегини и вилы-русалки …………………………………………………..12
Леший ………………………………………………………………………..13
Навьи и упыри ………………………………………………………………14
Судьба язычества после принятия христианства ………………………………..15
Заключение …………………………………………………………………………18
Список используемой литературы ………………………………………………..19
1. Обособленное существование язычества и христианства (Х-ХIII вв.). Христианство господствовало в городах – княжеских центрах, на окраинах государства сохранилось почитание старых богов. Однако процесс синкретизации христианства и язычества началось уже в этот период: элементы языческой культуры вливались в христианскую обрядность, христианство адаптировалось к местным традициям.
2. Христианство на
Руси повсеместно занимает госп
3. Вера в старых
богов забывается с их именами.
Некоторые христианские святые заместили в народном сознании языческих божеств. Так Перун уступил место ветхозаветному пророку Илие, который обладал способностью, обратившись к Богу, вызывать небесный огонь и дождь. Христианскими заместителями бога Сварога являются святые бессребреники Косма и Дамиан. Покровителями земледелия стали святые Борис и Глеб, Зосима и Савватий Соловецкие отвечали за пчеловодство, святой Георгий также охранял скот, Флор и Лавр – лошадей, святой Анисим – овец, а Сергий Радонежский оберегал домашнюю птицу.
Широкое
распространение на Руси
В результате
слияния в народных праздниках
дохристианских славянских
Двоеверие весьма сложное и
многоплановое явление в
Древний человек, считавший себя частью природы, тем не менее, порой чувствовал ее враждебность. Как известно, продолжительность жизни была тогда небольшой, и первоочередной задачей человека было выжить и оставить после себя потомство. Это подтверждает широко распространение в языческой Руси культа бога Рода и рожаниц, получившего свое продолжение в почитании Богородицы. По этим же причинам славяне особо почитали божеств плодородия и всех мифологических персонажей, связанных с возрождающей силой природы, ее вегетативным началом. Интересен тот факт, что с процессом деления общества на классы древние боги плодородия уступили место божествам, покровительствующим воинам (языческом пантеоне князя Владимира место верховного бога Рода занял Перун).
Язычество способствовало созданию целой культуры различных магических обрядов и ритуальных празднеств; появлению легенд, мифов, сказок. Особенно яркое отражение представления наших предков нашли в устном народном творчестве: былинах, быличках, песнях, сказках. Многие мифологические персонажи увековечены в художественной литературе (как, например, вампиры).
Несмотря на принятие
христианства, язычество существовало
еще долгое время. Пожалуй, русское
православие – единственная религия,
которую можно назвать
Список используемой литературы.
1 Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские моделирующие семиотические системы. М., 1987, с. 42
2 Б.А. Рыбаков. Язычество древних славян, 1981, ст. 126
3 Лихачев Д.С. Тысячелетие культуры. // Альманах библиофила. 1989, № 6. Вып. 26, с. 7.