Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:13, реферат
Целью работы является рассмотреть язык как основу культуры.
Реферат
Язык и культура
Введение
Слово “культура” происходит
от латинского слова colere, что означает
культивировать, или возделывать
почву. В средние века это слово
стало обозначать прогрессивный
метод возделывания зерновых, таким
образом возник термин agriculture или
искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв.
его стали употреблять и по
отношению к людям, следовательно,
если человек отличался изяществом
манер и начитанностью, его считали
“культурным”. Тогда этот термин применялся
главным образом к
В теориях культуры всегда важное место отводилось языку. Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.
Язык — явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться и хмуриться, — язык служит основным средством передачи культуры.
Целью работы является рассмотреть язык как основу культуры.
1. Язык как основа культуры
В теориях культуры всегда важное место отводилось языку. Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.
Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.
Культура не только укрепляет
солидарность между людьми, но и
является причиной конфликтов внутри
групп и между ними. Это можно
проиллюстрировать на примере языка,
главного элемента культуры. С одной
стороны, возможность общения
По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.
1. Понятия (концепты).
Они содержатся главным
В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников.
Это различие между двумя
языками объясняется тем, что
для жителей Тробриандских
Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем его мире.
2. Отношения. Культуры
не только выделяют те или
иные части мира с помощью
понятий, но также выявляют, как
эти составные части связаны
между собой - в пространстве
и времени, по значению (например,
черное противоположно белому), на
основе причинной
Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.
3. Ценности. Ценности - это
общепринятые убеждения
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
4. Правила. Эти элементы
(в том числе и нормы)
Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.
Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживаемых факторов. Социальные поощрения (например, уважение) стимулируют соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм.
Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
Язык — явление
социальное. Им нельзя овладеть вне
социального взаимодействия, т. е. без
общения с другими людьми. Хотя
процесс социализации в значительной
мере основан на имитации жестов —
кивков, манеры улыбаться и хмуриться,
— язык служит основным средством
передачи культуры. Другой его важной
чертой является то, что на родном языке
практически невозможно разучиться
говорить, если его основной словарный
запас, правила речи и структуры
усвоены в возрасте восьми или
десяти лет, хотя многие другие аспекты
опыта человека могут быть полностью
забыты. Это свидетельствует о
высокой степени
Язык включает правила.
Известно, что существует правильная
и неправильная речь. В языке имеется
множество подразумеваемых и
формальных правил, определяющих способы
сочетания слов для выражения
нужного смысла. Грамматикой называется
система общепринятых правил, на основе
которых используется и развивается
стандартный язык. Вместе с тем
часто наблюдаются отклонения от
грамматических правил, связанные с
особенностями различных
Язык участвует также
в процессе приобретения у организации
опыта людей. Антрополог Бенджамин
Л. Уорф показал, что многие понятия
кажутся нам «само собой
При употреблении языка требуется соблюдение его основных грамматических правил. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения. Коммуникация возможна лишь при наличии значений, которые принимаются, используются ее участниками и понятны им. В самом деле, наше общение между собой в повседневной жизни во многом обусловлено нашей уверенностью, что мы понимаем друг друга.
Трагедия умственных расстройств типа шизофрении состоит прежде всего в том, что больные не могут общаться с другими людьми и оказываются оторванными от общества.
Общий язык также поддерживает
сплоченность общества. Он помогает людям
координировать свои действия благодаря
убеждению или осуждению друг
друга. Кроме того, между людьми,
говорящими на одном языке, почти
автоматически возникают
Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех, говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или диалектах, — чужими.
Язык — главный символ антагонизма между англичанами и французами, проживающими в Канаде. Борьба между сторонниками и противниками системы преподавания на двух языках (английском и испанском) в некоторых районах США свидетельствует, что язык может быть важной политической проблемой.
Язык – наиболее глубокая
всеопределяющая структура во всякой
национальной культуре. По утверждению
Вильгельма фон Гумбольдта, «…язык
всеми тончайшими фибрами своих
корней связан с народным духом», это
его внутренняя поэтическая энергия.
Язык - универсальное хранилище
Культуры различаются
(типологизируются) и в некоторых
других отношениях. Например, по антропологической
концепции К. Леви-Строса, есть культуры
«холодные», воспроизводящие одни и
те же тексты и тяготеющие к замене
истории мифом, и есть культуры «горячие»,
имеющие тенденцию к
Остроумно говорил об этой специфике русского языка С. С. Аверинцев: «Возьмём имя основателя христианской религии: итальянец скажет «Джезу», француз – «Жезю», англичанин – «Джизас» - и горя мало. Древнерусский человек говорил «Исус», что уже очень близко к форме греческого текста Нового Завета. Но и этого мало, следует реформа Никона – раз грек произносит два гласных звука, надо и русским говорить «Иисус». (Действительно, это было одним из пунктов раскола)».
Эта особая бережность,
особое внимание к фонетическому
облику иноязычного имени есть одно
из свойств нашей самобытности, российской
национальной психологии. Одна из устойчивых
черт русской культуры – авторитет
слова. Как писал Ю. М. Лотман: «Это
привело к совершенно неизвестному
в Европе авторитету словесного искусства
- литературы». Утверждение, что поэт
– пророк истины, а поэзия – язык
богов, в России XVIII-XIX веков воспринималось
буквально. В самом деле, для русского
менталитета является центральной,
фундаментальной такая
Концепция о том, что восприятие мира детерминировано (обусловлено) именно языком (т. е. язык задаёт видение мира), известна в науке как концепция Э. Сепира - Б. Уорфа («теория языковой относительности»), довольно долго рассматриваемая отечественными лингвистами как теория «языкового шовинизма».
2. Язык как зеркало культуры
Остановимся подробнее
на взаимоотношении и
Наиболее распространенные метафоры при обсуждении этой темы: язык — зеркало окружающего мира, он отражает действительность и создает свою картину мира, специфичную и уникальную для каждого языка и, соответственно, народа, этнической группы, речевого коллектива, пользующегося данным языком как средством общения.
Метафоры красочны и полезны, особенно, как это ни странно, в научном тексте. Не будем касаться магии художественного текста, где как бы рай для метафор, их естественная среда обитания, но где приемлемость и эффект метафоры зависят от тончайших, науке не поддающихся моментов: языкового вкуса и таланта художника слова. Оставим богу богово, кесарю кесарево, а художнику художниково. В научном тексте все проще и определеннее: в нем метафоры полезны, когда они облегчают понимание, восприятие сложного научного явления, факта, положения (впрочем, вкус и чувство меры так же необходимы автору научного текста, как и автору художественного).