Язык и нация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 23:33, лекция

Описание работы

Главным объединяющим признаком нации является именно язык, т.к. никакие общие идеи, культурные ценности и совместное хозяйство не могут существовать без единого понимания используемых в общении словесных знаков. Язык возникает одновременно с нацией, является ее творением, а также органом оригинального мышления нации. Как писал основоположник языкознания В.Гумбольдт, "язык есть дыхание, сама душа нации".

Файлы: 1 файл

языкозание сурс 2.docx

— 32.76 Кб (Скачать файл)

РУССКИЙ ЯЗЫК - ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОГО  ЕДИНСТВА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Язык и нация

 

Главным объединяющим признаком  нации является именно язык, т.к. никакие  общие идеи, культурные ценности и  совместное хозяйство не могут существовать без единого понимания используемых в общении словесных знаков. Язык возникает одновременно с нацией, является ее творением, а также органом  оригинального мышления нации. Как  писал основоположник языкознания  В.Гумбольдт, "язык есть дыхание, сама душа нации".

 

Большая часть обстоятельств, сопровождающих жизнь нации, - места  обитания, климат, религия, государственное  устройство, законы и обычаи, - от самой  нации могут быть в известной  степени отделены. И только язык существует в качестве живого, родного  языка лишь в сознании нации.

 

Именно в языке запечатлен весь национальный характер, в нем  как в средстве общения данного  народа исчезают индивидуальности и проявляется общее.

 

Наличие единого национального  языка обеспечивает обществу удобство общения в самых разных сферах деятельности - от бытовой сферы  до производственной.

 

Национальный язык, прежде всего, создает удобство для повседневной жизни каждого человека. В каком  бы городе ни оказался человек, он может  легко задать любой вопрос и понять ответ не прибегая к знанию других языков, не испытывая затруднений  из-за различий в произношении или  значении слов, что было бы неизбежно  при общении на диалекте. Национальный литературный язык имеет единые нормы  для всех говорящих на нём, в какой  бы области они ни жили.

 

Наличие единого национального  литературного языка создает  большое удобство для официально-деловой  переписки учреждений и предприятий, обеспечивает четкость взаимодействия центральных и местных органов  власти.

 

Единый язык необходим  для быстрого распространения технических  достижений, развития производства, экономической  целостности страны. От технических  документов требуется самый высокий  уровень единства терминологии, поэтому  она закрепляется специальными стандартами.

 

Верное и глубокое понимание  произведений литературы невозможно без  хорошего знания национального языка.

 

Национальный язык является средством развития всех видов искусства, его единство имеет огромное значение для образования, для средств  массовой информации, одним словом, для всей жизни нации.

 

Нельзя, однако, думать, что  единство языка поддерживается автоматически, само по себе, и не требует никакой  заботы.

 

Опасность для языкового  единства нации представляют следующие  факторы:

 

 

редкость повседневного  общения между жителями разных областей страны, отсутствие у некоторых слоев  населения возможности ездить в  туристические поездки по стране, навещать родственников в других регионах;

 

 

сокращение подписки на центральные  газеты и журналы в регионах, отсутствие литературных и научных журналов в розничной торговой сети;

 

 

нехватка словарей, новых  учебников русского языка в местных  библиотеках;

 

 

расширение сферы распространения  жаргона в устной и письменной речи;

 

 

местное "толкование" федеральных  законов, искажающее их смысл.

 

 

Все эти факторы, не всегда заметные сразу, постепенно ведут к  формированию региональных различий в  понимании одних и тех же слов литературного языка, создают незаметные сдвиги в значениях слов, приводят к ошибочному пониманию новых законов и указаний центральной власти, подрывают порядок управления и экономическое сотрудничество регионов.

 

Ярким примером разноголосицы  в толковании новых понятий общественной жизни стало различное отношение  в разных местностях и ведомствах отношение к диплому бакалавра. В одних случаях этот диплом признается как документ о высшем образовании, в других - нет, что уже не соответствует  закону, но осталось неизвестным для  некоторых руководителей.

 

Перечисленные выше опасности  для языкового единства нации  не являются фатальными. Продуманная  языковая политика центральной власти может решить многие проблемы. Необходимо развивать систему распространения  журналов, шире использовать телевидение  и радио для образовательных  программ по русскому языку и культуре речи, создать службу русского языка  на телевидении и следить за грамотностью всех передач, в первую очередь, выпусков новостей. Единообразие в толковании законов можно достичь проведением  специальных семинаров и расширением  лингвистической подготовки юристов. Большую пользу укреплению единства литературного языка приносит и  дистантное образование.

 

Обобщая сказанное, отметим, что по отношению к нации язык играет консолидирующую роль, т.е. поддерживает её единство, служит средством создания национальной культуры и ее передачи следующим поколениям.

 

3. Язык и общество

 

Как писал В.Гумбольдт, "язык есть обязательная предпосылка мышления и условиях полной изоляции человека. Но обычно язык развивается только в обществе, и человек понимает себя только тогда, когда на опыте убедится, что его слова понятны также и другим людям" (Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: 1984. С.77). "Речевая деятельность даже в самых своих простейших проявлениях есть соединение индивидуальных восприятий с общей природой человека", - писал основоположник языкознания (там же).

 

Язык и общество тесно  связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное.

 

Отметим основные направления  влияния общества на язык:

 

 

связь происхождения языка  с возникновением человеческого  общества;

 

 

социальная обусловленность  развития языка;

 

 

социальное расслоение языка;

 

 

социальные компоненты в  структуре языковых единиц;

 

 

сознательное воздействие  общества на язык и его функционирование.

 

 

Происхождение языка было вызвано общественной потребностью. Средство общения, а именно таким  средством является язык, не могло  возникнуть вне общения, вне общественных отношений. Главное в процессе происхождения  языка - становление членораздельной  речи, разграничение звуков и закрепление  за ними четких смыслов.

 

Социальную обусловленность  развития языка не следует понимать как прямое отражение в языке  всех общественных событий или как  наличие социальных причин у каждого  факта изменения языка. Социальные факторы воздействуют на язык не прямолинейно: они могут ускорять или замедлять  темп языковой эволюции, способствовать перестройке отдельных участков языковой системы.

 

Ярким примером влияния общества на язык является социальное расслоение языка. Правда, в социальной дифференциации языка получает отражение не только и не столько современная структура  общества, сколько предшествующие его  состояния (поскольку темп развития языка отстаёт от темпов развития общества).

 

В социальной структуре современного русского национального языка выделяются:

 

 

литературный язык;

 

 

территориальные диалекты;

 

 

городское просторечие;

 

 

профессиональные и социально-групповые  жаргоны.

 

 

Социальные компоненты в  структуре языковых единиц существуют потому, что язык служит средством  описания и самого общества. Так, слова, обозначающие общественные явления, тем  самым содержат в себе социальный компонент.

 

Помимо не зависящего от воли отдельных людей влияния общества на язык возможно и сознательное, целенаправленное воздействие государства (и общества в целом) на развитие и функционирование языка - языковая политика. К ней относится создание лингвистами нормативных словарей и справочников, пропаганда языковых знаний и культуры речи в средствах массовой информации.

 

Влияние языка на общество изучалось значительно меньше. Сам  факт такого влияния нередко вызывал  сомнения. Трудно, однако, представить, что основное средство мышления, оформления и распространения информации в  обществе является неким незаметным инструментом, никак не влияющим на общественную жизнь.

 

Более того, результаты политологических и социологических исследований заставляют задуматься над тем, как  формируется отношение различных  общественных групп к тем или  иным событиям. Анализ показывает, что  это отношение во многом зависит  от уровня понимания социальными  группами функционирующих в обществе актуальных словесных знаков. Многие общественные проблемы решались бы эффективнее  при наличии в обществе большего взаимопонимания. Это взаимопонимание  не появится в результате благих пожеланий  и призывов к общественному согласию, оно может появиться при сближении языкового опыта и совершенствовании языковой способности членов различных общественных групп.

 

Язык играет очень существенную роль в общественной жизни, является основой взаимопонимания, социального  мира и развития. Он обладает организующей функцией по отношению к обществу.

 

5. Язык как способ национального  мировидения

 

Слово не является изображением вещи, которую оно обозначает, и  еще в меньшей степени оно  является простым обозначением. От изображения оно отличается способностью представлять вещь с различных точек зрения, от простого обозначения - тем, что имеет свой собственный чувственный образ.

 

Это качество слова делает язык не просто знаковой системой, но особой, всеобщей для данной нации, формой мировоззрения.

 

Поскольку значения слов связаны  с понятиями, в языке закрепляется определенное мыслительное содержание, которое превращается в скрытую (внутреннюю) часть значения слов, на которую говорящие не обращают внимания в силу автоматизма пользования  языком. Язык не мог бы служить средством  общения, если бы значение каждого слова  в каждом случае его использования  становилось предметом спора. В  то же время язык является общенародным средством общения, а отражает не мировоззрение какой-либо социальной группы, а общие черты восприятия мира всем говорящим коллективом, т.е. нацией.

 

Таким образом, языки разных народов отражают их национальную культуру, национальный взгляд на мир. В.Гумбольдт писал, что "различные языки являются для наций органами их оригинального мышления и восприятия" и что "большое число предметов создано обозначающими их словами и только в них находит своё бытие" (Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: 1984, С. 324). Эти слова часто понимаются неправильно, как отрицание им объективности реального мира. На самом деле речь идёт о другом. Предметы реального мира становятся объектами мышления не сами, они не могут попасть внутрь мысли, они представляются мышлению языком, который хоть и развивается сам силой мысли, но неизбежно имеет форму и представляет мир в определённом виде. Восприятие и понимание не только абстрактных явлений, но и конкретных предметов зависит от того, каким способом из множества возможных обозначил их язык.

 

Язык всегда выступает  посредником между миром и  человеком, рисует человеку определённую языковую картину мира. Всё это  вовсе не значит, что человек является пленником национального языка. Над языковым мировидением надстраивается общественное мировоззрение социальных групп, индивидуальное мировоззрение  человека. Языковая картина мира дополняется  культурной, религиозной, философской, научной картиной мира. Однако создание этих картин требует от человека интеллектуальных усилий.

 

"Путь от реального  мира к понятию и далее к  словесному выражению различен  у разных народов, что обусловлено  различиями истории, географии,  особенностями жизни этих народов  и, соответственно, различиями развития  их общественного сознания" (Тер-Минасова  С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: 2000, С. 40). Получается, что язык отражает действительность не прямо, а через два этапа: от реального мира к мышлению и от мышления к языку. И хотя мышление было впереди языка, его результаты, оформляясь в языке, несколько видоизменяются (мысль не может целиком отразиться в слове). Поэтому язык становится отдельным участником общения и дальнейшего развития мышления, он не может быть простой литейной формой для мысли, он может одновременно скрывать часть мысли и дополнять мысль языковыми ассоциациями.

 

Сказанное выше имеет практическую значимость. Во-первых, необходимо заботиться о родном языке, который хранит национальную культурную традицию, передаёт новым поколениям нравственные ценности народа. Во-вторых, только хорошо зная богатства родного языка можно легко ориентироваться в новой информации, постоянно поступающей к человеку, различать слова и стоящее за ними содержание. Иногда внешне блестящие, привлекательные слова несут в себе пустоту или даже вредные для человека советы. С другой стороны, внешне простые, обычные слова могут быть наполнены глубоким и разумным смыслом.

 

Яндекс.Директ

Все объявления

Ножовки разных видов в  РБ Ножовки разных видов и назначений покупают на Stroyka.by. Каталог продавцов

stroyka.by

Гомель-Фото Гомель-Фото. Все, о чем не расскажут в турагентстве на

turizm.ru

Язык и религия как  первые моделирующие системы человеческого  сознания

 

Сравнительная характеристика народов, языков и религий на карте  мира в прошлом и настоящем. Формы  мифолого-религиозного мировосприятия. Первобытный фидеизм и язык: аналогии в структуре содержания. Секуляризация  и расцвет этнических литературных языков.

 

 

Используйте данную ссылку, чтобы на вашей странице в социальной сети сообщить о найденной полезной информации или поделиться с посетителями вашего сайта (блога). Или кликните по кнопке

Информация о работе Язык и нация