23. Язык в семантич пространстве(проблема
речи идействия)
Все то, что создано человеческим замыслом
и закреплено в знаковой форме, сохранено
в ней, передано, принято, усвоено другими
людьми как результат деятельности мысли,
принято называть семантической
информацией.
изменение содержания и роли речевого
общения поставило несколько кардинальных проблем.
Первым вопросом является
проблема техники и технологии речи.
Классическая устная, письменная речь
и книгопечатание являются ограниченными
в досягаемости, темпах, распределении
и хранении речи. XX в. внес в технику речи
целую серию усовершенствований. Сюда
относится пишущая машинка, телеграф,
копировальные устройства, радио, кино
и фотография, голография, разные виды
звукозаписи, и др.
Создание семиотических технологий означает
разработку новой стилистики. |
Вторым
вопросом является исследование сфер общения и упорядочение
их. Каждая из сфер общения обладает
своей системой жанров и своим отношением
к действительности. Например, устная
речь как сфера общения делится на диалогическую
речь, речь ораторическую, речь театральную
др.
Третьим вопросом является
вопрос нормирования речи в различных
ее сферах. До сих пор нормирование
речи шло по двум разным и несообщавшимся
между собой каналам. К первому принадлежит
административное, юридическое, нравственное
нормирование формы и содержания речи,
а также нормирование формы и содержания
речи по обычаю. Ко второму каналу принадлежит
филологическое нормирование устных,
письменных и литературных произведений.
Не менее сложны проблемы смысловых контактов
между разными сферами общения. Например,
сообщение, не вошедшее в текст массовой
информации, но попавшее в такую сферу
устной речи как молва, приобретает характер
слухов. |
Четвертым
вопросом об использовании языка в сфере семантической
информации является сложнейшая проблема речевой культуры.
Речевая культура личности субъективна
и индивидуальна. Она представляет собой
эрудицию в области речевой культуры общества
и умение пользоваться этой эрудицией,
а также отвечающими ей навыками. Речевая
культура общества есть отбор, собирание
и хранение лучших образцов речевой деятельности.
Использование и обучение этим образцам
формирует речевую культуру личности.
В этом смысле культура личности зависит
от культуры общества.К речевой культуре
общества относятся сами языки: бесписьменные,
письменные, мертвые, живые, развитые и
неразвитые, специальные и неспециальные.
Речевая культура личности опирается
на речевую культуру общества как на фундамент,
но составляет отдельный предмет. Речевая
культура личности, вместе с тем, шире
речевой культуры общества. Это потому,
что личность является активным, действующим
и культуротворческим началом. Правильное
пользование языком включает в себя не
только использование классических прецедентов
речи, но и создание собственных качеств
стиля в высказываниях, а следовательно
— чувство стиля (вкус).
На сегодня проблема слова и дела, по
сути дела, не поставлена, до сих пор решается
на уровне пословиц и поговорок, т.е. фольклорных
знаний. Соотношения слова и дела необычайно
сложны. В разных сферах общения, в разных
видах и формах словесности слово по-разному
соотносится с делом и по-разному управляет
делом. Например, поэзия управляет делом
иначе, чем деловая проза, фольклор — иначе,
чем устный диалог. Вместе с тем слово
управляет делом совместно со всеми семиотическими
системами и отдельными знаками. Каждая
семиотическая система имеет свое отношение
к предметной деятельности. Так, математическая
символика и математические тексты имеют
иное отношение к действительности, чем
живопись и музыка. Кроме прямого и опосредованного
отношения языка к действиям, делу, бывает
еще и третье, особое отношение. Язык может
информировать о состоянии дел не конкретно,
по отдельным действиям, а интегрально. Например,
историк, рассматривая документы, раскрывает
по их содержанию особенности исторического
процесса в интересующей его области.
Таким образом, соотношение слова и действия
сложно и включает в себя следующие аспекты:
типы отношения слов и действий
по видам словесности (иначе, модальные
отношения текстов к действительности),
опосредованные отношения через знаки
других семиотических систем, введенные
словом, и интегральные отношения, данные
в обобщениях, терминах и показателях. |