Язык в семантическом пространстве (проблема речи и действия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 09:43, лекция

Описание работы

Все то, что создано человеческим замыслом и закреплено в знаковой форме, сохранено в ней, передано, принято, усвоено другими людьми как результат деятельности мысли, принято называть семантической информацией.
Изменение содержания и роли речевого общения поставило несколько кардинальных проблем.
Первым вопросом является проблема техники и технологии речи.

Файлы: 1 файл

билеты.docx

— 19.51 Кб (Скачать файл)

23. Язык в семантич пространстве(проблема речи идействия)  
Все то, что создано человеческим замыслом и закреплено в знаковой форме, сохранено в ней, передано, принято, усвоено другими людьми как результат деятельности мысли, принято называть семантической информацией. 
изменение содержания и роли речевого общения поставило несколько кардинальных проблем. 
Первым вопросом является проблема техники и технологии речи. 
Классическая устная, письменная речь и книгопечатание являются ограниченными в досягаемости, темпах, распределении и хранении речи. XX в. внес в технику речи целую серию усовершенствований. Сюда относится пишущая машинка, телеграф, копировальные устройства, радио, кино и фотография, голография, разные виды звукозаписи, и др. 
Создание семиотических технологий означает разработку новой стилистики.

Вторым вопросом является исследование сфер общения и упорядочение их. Каждая из сфер общения обладает своей системой жанров и своим отношением к действительности. Например, устная речь как сфера общения делится на диалогическую речь, речь ораторическую, речь театральную др.  
Третьим вопросом является вопрос нормирования речи в различных ее сферах. До сих пор нормирование речи шло по двум разным и несообщавшимся между собой каналам. К первому принадлежит административное, юридическое, нравственное нормирование формы и содержания речи, а также нормирование формы и содержания речи по обычаю. Ко второму каналу принадлежит филологическое нормирование устных, письменных и литературных произведений.  
Не менее сложны проблемы смысловых контактов между разными сферами общения. Например, сообщение, не вошедшее в текст массовой информации, но попавшее в такую сферу устной речи как молва, приобретает характер слухов.

Четвертым вопросом об использовании языка в сфере семантической информации является сложнейшая проблема речевой культуры. Речевая культура личности субъективна и индивидуальна. Она представляет собой эрудицию в области речевой культуры общества и умение пользоваться этой эрудицией, а также отвечающими ей навыками. Речевая культура общества есть отбор, собирание и хранение лучших образцов речевой деятельности. Использование и обучение этим образцам формирует речевую культуру личности. В этом смысле культура личности зависит от культуры общества.К речевой культуре общества относятся сами языки: бесписьменные, письменные, мертвые, живые, развитые и неразвитые, специальные и неспециальные. Речевая культура личности опирается на речевую культуру общества как на фундамент, но составляет отдельный предмет. Речевая культура личности, вместе с тем, шире речевой культуры общества. Это потому, что личность является активным, действующим и культуротворческим началом. Правильное пользование языком включает в себя не только использование классических прецедентов речи, но и создание собственных качеств стиля в высказываниях, а следовательно — чувство стиля (вкус). 
На сегодня проблема слова и дела, по сути дела, не поставлена, до сих пор решается на уровне пословиц и поговорок, т.е. фольклорных знаний. Соотношения слова и дела необычайно сложны. В разных сферах общения, в разных видах и формах словесности слово по-разному соотносится с делом и по-разному управляет делом. Например, поэзия управляет делом иначе, чем деловая проза, фольклор — иначе, чем устный диалог. Вместе с тем слово управляет делом совместно со всеми семиотическими системами и отдельными знаками. Каждая семиотическая система имеет свое отношение к предметной деятельности. Так, математическая символика и математические тексты имеют иное отношение к действительности, чем живопись и музыка. Кроме прямого и опосредованного отношения языка к действиям, делу, бывает еще и третье, особое отношение. Язык может информировать о состоянии дел не конкретно, по отдельным действиям, а интегрально. Например, историк, рассматривая документы, раскрывает по их содержанию особенности исторического процесса в интересующей его области. Таким образом, соотношение слова и действия сложно и включает в себя следующие аспекты: типы отношения слов и действий по видам словесности (иначе, модальные отношения текстов к действительности), опосредованные отношения через знаки других семиотических систем, введенные словом, и интегральные отношения, данные в обобщениях, терминах и показателях.


 


Информация о работе Язык в семантическом пространстве (проблема речи и действия)