Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 10:12, доклад
В центр современной антропоцентрической лингвистики ставится понятие «языковой личности», то есть человека в его способности совершать речевые поступки. Впервые в науку оно было введено В. В. Виноградовым [Виноградов, 1980]. Ученый подошел к понятию языковой личности путем исследования языка художественной литературы. Логика развития понятий «образ автора» и «художественный образ», центральных в научном творчестве В. В. Виноградова, подвели исследователя к вопросу о соотношении в произведении языковой личности, художественного образа и образа автора.
Языковая личность-
1.Носитель языка,который
охарактеризован на основе
2.Название способа описания
языковой способности человека,
В центр современной
Наиболее систематично структура языковой личности представлена у Ю.Н. Караулова.
Выделяют 3 уровня рассмотрения языковой личности :
На вербально-семантическом уровне рассматриваются слова и их значения. На когнитивном концепты. Высшим уровнем является мотивационный, так как отвечает на вопрос, с какой целью писатель использует в своем тексте именно эти слова и когниции, какую мысль автор хочет выразить и передать в тексте. При таком представлении структуры языковой личности и, соответственно, задач исследователя, воссоздающего эту структуру методами лингвистического анализа. Естественно может возникнуть вопрос, а не превышает ли свои возможности языковед, когда вторгается столь глубоко в сферы психологического интереса: ведь в приведенной характеристике, особенно двух последних уровней, содержатся в основном относимые к психологии категории и объекты? Да, это верно, психологический аспект в изучении языковой личности представлен очень сильно, он пронизывает не только два последние — когнитивный и прагматический уровни, — но и первый, поскольку основывается на заимствованных из психологии идеях его организации в виде ассоциативно-вербальной сети. Но в то же время психологическая глубина представления языковой личности лингвистическими средствами не идет ни в какое сравнение с глубиной представления личности в психологии. Языковедческий подход раскрывает и новые возможности для конкретного и конструктивного наполнения некоторых важных, но слишком обобщенных и потому трудных для оперирования ими понятий. Возьмем такое, чисто философское понятие, как мировоззрение. С учетом того содержания, которое я вложил в характеристику уровней в структуре языковой личности, могу дать методическое определение этого понятия: мировоззрение есть результат соединения когнитивного уровня с прагматическим, результат взаимодействия системы ценностей личности, или "картины мира" с ее жизненными целями, поведенческими мотивами и установками, проявляющийся, в частности, в порождаемых ею текстах.
Важную роль в характеристике языковой личности играет анализ стиля автора.
Языковая личность в настоящее время активно изучается в лингвистике. Ю.Н.Караулов говорит, что под языковой личностью он понимает совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются:
А) степенью структурно-языковой сложности;
Б) глубиной и точностью отражения действительности;
В) определённой целевой направленностью.
В этом определении соединены способности человека с особенностями порождаемых им текстов. Три выделенные им в дефиниции аспекта анализа текста сами по себе всегда существовали по отдельности как внутрилингвистические и вполне самостоятельные задачи.
Ю.Н.Караулов говорит, что
языковую личность следует трактовать
не только как часть объемного
и многогранного понимания
"Понятие "языковая
личность" образовано проекцией
в область языкознания
Высказывание Ю.Н.Караулова:"
В понятии языковой личности
фиксируется связь языка с
индивидуальным сознанием личности,
с мировоззрением. Любая личность
проявляет себя и свою субъектность
не только через предметную деятельность,
но и через общение, которое немыслимо
без языка и речи. Речь человека
с неизбежностью отражает его
внутренний мир, служит источником знания
о его личности. Более того, «очевидно,
что человека нельзя изучить вне
языка...», поскольку, даже с обывательской
точки зрения, трудно понять, что
представляет из себя человек, пока мы
не услышим, как и что он говорит.
Но также невозможно «язык рассматривать
в отрыве от человека», так как
без личности, говорящей на языке,
он остается не более чем системой
знаков. Эта мысль подтверждается
В. Воробьевым, который считает, что
«о личности можно говорить только
как о языковой личности, как о
воплощенной в языке». Под языковой
личностью в языкознании