Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 00:06, реферат
Задача формирования речевых навыков стала особенно актуальной в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.
Введение
1. Понятие языковой нормы…………….......................4-5стр
2. Типы и классификация языковых норм …………..5-8стр
3. Функции орфоэпического словаря………………...8-9стр
Динамичность развития языка и изменчивость
норм………………………………………………………9-11стр
Заключение……………………………………....................11 стр
Библиография…………………………………….................12стр
Федеральное агентство по образованию
Филиал
Дальневосточного
(ДВПИ им.В.В.Куйбышева)
в г.Петропавловск-Камчатском
Кафедра
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Тема: «Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка»
Студентки 2 курса
факультета заочного
обучения
ст.преподаватель
специальность Экономика и
управление на предприятии
Агалаковой Ольги Игоревны
Проверил _______________«____»_________
г.Петропавловск-Камчатский 2006 г
Введение
1. Понятие языковой нормы……………....................
2. Типы и классификация языковых норм …………..5-8стр
Заключение……………………………………......
Библиография……………………………………....
Актуальность
Академик Д. С. Лихачев советовал: “Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума”
Задача формирования речевых навыков стала особенно актуальной в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.
По данным исследователей, менеджеры, коммерсанты до 80% рабочего времени расходуют на общение. В процессе профессиональной деятельности представители этих специальностей пользуются устной речью для того, чтобы планировать работу, согласовывать усилия, проверять и оценивать результаты; для усвоения, приобретения и передачи информации; наконец, для воздействия - влияния на взгляды и убеждения, поступки других, чтобы изменить отношение к определенным фактам и явлениям действительности. Речь, умение общаться выступают главными “орудиями” создания имиджа делового человека, т.е. самопрезентации, конструирования своего образа для других. Благородный образ гарантирует руководителю, предпринимателю половину успеха и постоянное удовлетворение от работы. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг, может пагубно сказаться на карьере. Поэтому подготовка высококвалифицированных и компетентных предпринимателей, специалистов по управлению невозможна без обучения культуре устной вербальной коммуникации. Языковая норма - центральное понятие теории культуры речи.
Цель данной контрольной работы –
Рассмотреть языковую норму, изучить ее виды , основные свойства и функции. Научиться свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере профессиональной и бытовой коммуникации,
Задачи:
Подготовиться к успешному общению в сферах производства при проведении бесед, переговоров, совещаний и т.п., сформировать речевые навыки устного делового контакта, овладеть языковой культурой. Повысить уровень общей культуры, уровень своей гуманитарной образованности
Методы исследования- самостоятельное изучение соответствущей литературы, рассмотреть и проанализировать языковые нормы, и их роль в становлении и функционировании языка.
Объект исследования
Объектом исследования в данной контрольной работе являются языковые нормы, их типы и классификация.
Обзор литературы:
1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б.. Русский язык
орфография и пунктуация 334 стр. 2005 г. Издательство:
Махаон
Как правильно ответить на вопросы
экзаменационных тестов и за короткое
время вспомнить все правила грамматики
и орфографии, которые проходили в течение
всего школьного курса?
Именно в этом призван помочь справочник
"Русский язык. Орфография и пунктуация".Справочник
составлен авторитетнейшими специалистами
в области грамматики русского языка Д.Э.
Розенталем и И.Б. Голуб.
Четкая и ясная организация материала
позволяет моментально найти необходимое
правило и ответить на поставленный вопрос,
а словарь в конце книги позволит уточнить
написание наиболее трудных слов.Этот
справочник, одна большая шпаргалка по
грамматике русского языка, тем более
что выпущен он в удобном карманном формате.Рекомендуем
всем, кто готовится к экзаменам по русскому
языку.Четкая и ясная организация материала
позволяет моментально найти необходимое
правило и ответить на поставленный вопрос,
а словарь в конце книги позволит уточнить
написание наиболее трудных слов.Этот
справочник, одна большая шпаргалка по
грамматике русского языка, тем более
что выпущен он в удобном карманном формате.Рекомендуем
всем, кто готовится к экзаменам по русскому
языку.
2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М. А. Современный русский язык, 2006 Издательство: Айрис-Пресс
Пособие содержит все разделы курса современного русского языка и написано в полном соответствии с программой для факультетов филологического профиля. Теоритический материал излагается с использованием традиционных лингвистических терминов. Спорные вопросы теории русского языка освещаются с разных точек зрения. Все положения иллюстрируются примерами из русской классической и современной прозы, поэзии и публицистики. Даны упражнения и вопросы для закрепления материала. Книга дает возможность изучить русский язык без репетитора.
5. Сёмушкина Л. Культура русской устной речи. Словарь-справочник,2006
Издательство: Айрис-Пресс
Автор книги - диктор Всесоюзного
радио с большим опытом преподавательской работы. Данный
справочник - результат анализа типичных
ошибок в произношении и постановке ударения.
Автор переносит акценты с теории на практику,
приводя многочисленные примеры, которые
сгруппированы по частям речи и типам
ошибок. Слова собраны в таблицы с двумя
колонками: "правильно" - "неправильно",
поэтому в книге разберется не только
профессионал, но и неискушенный читатель.
Словарь-справочник адресован работникам
СМИ, филологам, студентам, преподавателям,
общественным деятелям, специалистам
по рекламе и PR, а также всем, кто хочет
повысить свою речевую культуру.
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:
- соответствие структуре языка;
- массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих людей;
- общественное одобрение и признание.
Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом - они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.
К основным источникам языковой нормы относятся:
Характерными чертами языковых норм являются:
Нормы помогают литературному
языку сохранять свою целостность
и общепонятность. Они защищают литературный
язык от потока диалектной речи, социальных
и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку
выполнять одну из важнейших функций -
культурную.
Речевой нормой называется совокупность
наиболее устойчивых традиционных реализаций
языковой системы, отобранных и закрепленных
в процессе общественной коммуникации.
Нормированность
речи - это ее соответствие литературно-языковому
идеалу.
В литературном языке различают следующие типы норм:
1) нормы письменной и устной форм речи;
2) нормы письменной речи;
3) нормы устной речи.
- лексические нормы;
- грамматические нормы;
Информация о работе Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка