Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:03, контрольная работа
Жизнь Иоганна Кеплера
В двух десятках километров на запад от Штутгарта — главного города земли
Баден-Вюртемберг (Германия), среди Живописных холмов невдалеке от лесистого
Шварцвальда расположился небольшой провинциальный городок Вейль-дер-Штадт
всего с шестью тысячами жителей. Многое напоминает здесь о давно минувших
днях — древние городские стены, средневековые дома, старинная ратуша и
церковь с тремя шпилями. На центральной площади памятник—на высоком
I.Введение
1.Жизнь Иоганна Кеплера. Поводы написания «Законов Кеплера».
2.Негэнтропия.
ІІ.Основная часть
1. Кеплер в Граце. «Космографическая тайна».
2. Главный поиск. «Новая астрономия».
3. Кеплеровская концепция тяготения.
4. Математические исследования Кеплера.
5. О ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ И ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ВСЕЛЕННОЙ
III.Заключение
Технический институт(филиал) федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего профессионального
образования «Северо-восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова»
в г.Нерюнгри
Контрольная работа
по дисциплине: методология и методика научных исследований
на тему: Законы Кеплера и негэнтропийность вселенной
Выполнил: ст.гр. ПИ-10
Соловонюк А.А.
Проверила: Корсакова Т.А.
Нерюнгри 2012г.
Содержание:
I.Введение
1.Жизнь Иоганна Кеплера. Поводы написания «Законов Кеплера».
2.Негэнтропия.
ІІ.Основная часть
1. Кеплер в
Граце. «Космографическая
2. Главный поиск. «Новая астрономия».
3. Кеплеровская концепция тяготения.
4. Математические исследования Кеплера.
5. О ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ И ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ВСЕЛЕННОЙ
III.Заключение
Введение
Жизнь Иоганна Кеплера
В двух десятках километров на запад от Штутгарта — главного города земли
Баден-Вюртемберг (Германия), среди Живописных холмов невдалеке от лесистого
Шварцвальда расположился небольшой провинциальный городок Вейль-дер-Штадт
всего с шестью тысячами жителей. Многое напоминает здесь о давно минувших
днях — древние городские стены, средневековые дома, старинная ратуша и
церковь с тремя шпилями. На центральной площади памятник—на высоком
постаменте застыл с циркулем в руке немолодой человек в старинной одежде.
Рассказывают, что когда в начале 1945 г. к городку подошли французские
войска, командование решило подвергнуть Вейль-дер-Штадт мощному
артиллерийскому обстрелу, опасаясь, что за крепкими стенами нашли убежище
недобитые гитлеровцы. Однако огонь так и не был открыт: командир отменил
артиллерийский налет, узнав, что перед ним родной город Кеплера. Это
обстоятельство спасло городок от значительных разрушений и сохранило его
Древний облик.
В этом городе (носившем тогда более краткое название Вейль) 27 декабря 1571
г. в 2 часа 30 минут пополудни в доме бургомистра родился Иоганн Кеплер —
знаменитый астроном, физик и математик конца XVI — первой трети XVII в. В
те далекие времена в городке проживало всего около двухсот семейств бюргеров,
в большинстве ремесленников: ткачей и кожевников.
Кеплеры обосновались в Вейле около 1520 г., когда сюда из Нюрнберга
переселился прадед будущего астронома, скорняк Себальд Кеплер, сын
переплетчика. У Себальда Кеплера, одно время выполнявшего обязанности
городского казначея, была большая семья. Один из его сыновей, тоже Себальд,
женатый на Катерине Мюллер из ближнего городка Марбах, был с 1569 по 1578 г.
бургомистром Вейля. И его бог не обидел детьми ¾ их было ровно
дюжина. Четвертым по старшинству был Генрих, отпраздновавший 16 мая 1571 г.
свадьбу с дочерью деревенского трактирщика из соседнего селения Эльтингена
Катериной Гульденман. Жениху и невесте было в то время по 24 года. Через семь
с половиной месяцев после свадьбы у них появился первенец — маленький и
очень слабый ребенок, названный при крещении Иоганном.
О неблагоприятной обстановке, в которой прошло детство ученого, можно судить
по характеристикам, которые Кеплер дал своим ближайшим родственникам в
фамильном гороскопе, составленном им уже в зрелом возрасте, в 1597 году. Вот
что он пишет о своем отце:
«Генрих, отец мой, родился 19 января 1547 года. ... Человек злобный,
непреклонный, сварливый, он обречен на худой конец ..., скиталец ... в 1574
г. мой отец уже в Бельгии. В 1575 мать отправилась в Бельгию и вместе с
отцом возвратилась. В 1576 отец опять оказался в Бельгии, а в 1577 ... едва
избежал опасности быть повешенным. Он продал свой дом и открыл харчевню. В
1578 ... воспламенилась банка ружейного пороха и изуродовала лицо отца ... в
1589 ... оставив мать тяжело больной, он исчез из дому окончательно ...». В
таком окружении грубых необразованных людей прошли первые годы жизни
маленького Иоганна. Его детство и юность были омрачены и другими
обстоятельствами
— отсутствием надлежащего
предрасполагавшим к частым и длительным заболеваниям. Слабое здоровье было
серьезным препятствием для астрономических наблюдений в холодные ночи, но еще
большим препятствием был врожденный недостаток зрения — сильная близорукость
и монокулярная полиопсия (множественное зрение) — состояние глаза, обычно
неисправимое,
при котором фиксируемый
Известной компенсацией за невзгоды детства была для Кеплера относительная
доступность образования в тогдашнем Вюртемберге. Хотя родителей, видимо, мало
заботило образование Иоганна, в семилетнем возрасте (в 1578 г.) они
поместили его в начальную немецкую школу, где обучали чтению, письму и
элементарным навыкам в вычислениях.
Еще перед окончанием школы родители стали думать, что делать дальше с
мальчиком. Малосильность и слабое здоровье не позволяли использовать его на
тяжелых полевых работах. Советы учителей, денежные соображения и в меньшей
мере религиозные побуждения привели их к решению выбрать для ребенка духовную
карьеру. Путь к высоким духовным постам давало окончание теологического
факультета университета, для поступления на который нужно было окончить
низшую и высшую семинарии. Кеплер начинает обучение в 1584 году в
грамматической школе (низшей семинарии) в Адельсберге, а через 2 года, с 26
ноября 1586 г., продолжает учебу в высшей семинарии в Маульбронне. Программа
обучения была очень обширная: кроме богословия, изучались римские и греческие
классики, риторика и диалектика, математика и музыка. Режим был жесток:
занятия в классах начинались зимой в 5 часов утра, а летом — в 4.
25 сентября 1588г.
Кеплер выдерживает в
бакалавра, после чего еще год продолжает учебу в Маульбронне. 17 сентября
1589 г. начинается
его учеба в Тюбингенском
преподавателей университета, имевших влияние на молодого Кеплера, следует
отметить профессора классической филологии Мартина Крузиуса (1526 — 1607),
богослова Маттиаса Гафенреффера (1561 — 1619), позже ректора университета, и
особенно Михаэля Местлина (1550 — 1630). Местлин очень скоро заметил
необычайные способности Кеплера к математике и астрономии, проявлявшиеся, в
частности, в том, что тот выводил новые теоремы (как их тогда называли —
предложения) и делал построения, лишь потом убеждаясь, что они уже известны.
Местлин ввел молодого ученого в круг немногих своих воспитанников,
пользовавшихся его особым доверием, среди которых он пропагандировал
коперниканское учение. Наряду с астрономией Кеплер уже в те годы
интересовался астрологией, что для него было не только данью времени, но и
соответствовало его тогдашним представлениям о причинности и взаимосвязях
между явлениями. Среди студентов он слыл большим мастером в составлении
гороскопов.
Во второй половине 1594 г. теологическое образование Кеплера должно было
завершиться. Но в первые месяцы этого года, прежде чем он смог получить
документы об окончании университета, открывавшие ему формально путь к
блестящей духовной карьере, неожиданно произошли события, в результате
которых наметился решающий поворот в его жизни и деятельности. В
протестантской средней школе в Граце, главном городе австрийской провинции
Штирии, скончался преподаватель математики, воспитанник Тюбингена Георг
Стадиус. Штирийская протестантская община обратилась в сенат Тюбингенского
университета
с просьбой подыскать достойного
преемника среди
воспитанников. Преподавателей математики в Тюбингене, как, видимо, и в
других тогдашних университетах, специально не готовили, и выбор сената, не
без участия Мёстлина, пал на 22-летнего магистра искусств Иоганна Кеплера,
лучше других подготовленного к этой деятельности. Хоть и не хотелось Кеплеру
оставлять учебу, а вместе с ней и мечту о духовной карьере, а деваться было
некуда — он был обязан подчиниться постановлению сената и отправиться по
назначению. «Я воспитывался на счет герцога Вюртембергского и ... решился
принять первую предложенную мне должность, хотя и с не особенной охотой», —
писал он позже.
Негэнтропия
Негэнтропия с точки зрения «информационного подхода» — антоним от понятия энтропии, то есть понятие, «генетически» из неё вырастающее. Поэтому негэнтропия может рассматриваться только с опорой на энтропию, т е. параллельно. Как известно, понятие энтропии было введено Клаузиусом (1859) в термодинамике. Затем астрофизики заговорили о «тепловой смерти вселенной», — вывод об этом следовал из второго закона термодинамики. Философы не могли не обратить внимания на объясняющую силу понятия энтропии, которая выражалась в возможности рассматривать все процессы, происходящие в мире как энтропические в термодинамическом смысле, в том числе процессы, связанные с человеческой деятельностью в организации социальной жизни. Например, Н. Бердяев в статье «Воля к жизни и воля к культуре» (1923 г.), писал: «Рождается напряжённая воля к самой „жизни“, к практике „жизни“, к могуществу „жизни“, к наслаждению „жизнью“, к господству над „жизнью“. И эта слишком напряжённая воля к „жизни“ губит культуру, несёт с собой смерть культуры… Происходит социальная энтропия, рассеяние творческой энергии культуры». Его современник Н. О. Лосский в статье «Материя в системе органического мировоззрения» (1923 г.) уже использует понятия энтропии и эктропии (ссылаясь на статью физика Ф. Ауэрбаха «Эктропизм или физическая теория жизни») в отстаивании философской точки зрения, согласно которой «материя производна от высшего бытия, способного также производить другие виды действительности, кроме материи». На этом основании Лосский считает, что «закон энтропии следовало бы формулировать с ограничением, именно с указанием, что он имеет значение лишь для безжизненной среды», поскольку жизнь противодействует возрастанию энтропии. Лосский писал: «Достигается эктропизм тем, что живой организм превращает хаотические движения в упорядоченные, имеющие определённое направление». Таким образом, понятия «энтропия» и «эктропия» (в современном звучании—негэнтропия) использовались в философии в термодинамическом контексте. Что касается биологии, то термодинамический теоретический аппарат «органически» вписался в энергетику живого в виде «всеобщего закона биологии» (Бауэр, 1935), а определение живого сформулировано в таком виде:«Живыми называются такие системы, которые способны самостоятельно поддерживать и увеличивать свою очень высокую степень упорядоченности в среде с меньшей степенью упорядоченности. Такие процессы являются процессами с отрицательной энтропией (негэнтропийными процессами).» — Э. Либберт
Кеплер в Граце. «Космографическая тайна»
Обстановка, окружавшая Кеплера в Граце, мало благоприятствовала его научной
деятельности. Ибо, как заметил его друг Коломан Цегантмаир, секретарь барона
Герберштейна, штирийская знать проявляла поразительное невежество во всем,
обладала варварской точкой зрения в своих суждениях, ненавидела науку и
ничем меньше не интересовалась, чем учеными. Предмет, преподавать который
предстояло Кеплеру, не вызывал у дворянских и бюргерских отпрысков
энтузиазма. Изучение математики не было, видимо, обязательным, и если в
первый год его уроки еще посещало несколько учащихся, то на следующий не
осталось ни одного. Однако контролировавшие работу преподавателей инспекторы
оказались достаточно великодушными, не ставя это в вину учителю, так как, по
их мнению, на «изучение математики не всяк способен». Взамен математики
Кеплеру пришлось преподавать арифметику, классическую литературу
(Вергилия), риторику и другие предметы.
Вместе с должностью преподавателя по существовавшей традиции он приобретал
также звание и
должность «Landschaftsmathemat
провинции [Штирии]),
ему вменялось также в
календари. В изданном в две краски первом календаре Кеплера содержались
различные астрономические сведения, в том числе данные о фазах Луны, о
положении планет и Солнца среди звезд, краткие статьи об астрономических и
физических явлениях. Следуя давно установившейся традиции, а также заботясь
о «сохранении жалованья, должности и крова», пришлось «для удовлетворения
безрассудно-глупого любопытства» приложить к календарю «Прогнозы»
(«Prognostika») — виды на погоду и на урожай, политические и иные
предсказания астрологического характера. Кеплер неоднократно весьма
скептически и довольно самокритично оценивал свои занятия составлением
календарей и астрологией для заработка. В одном из писем он высказывается
так: «Чтобы ищущий истину мог свободно предаваться этому занятию, ему
необходимы по меньшей мере пища и кров. У кого нет ничего, тот раб всего, а
кому охота идти в рабы? Если я сочиняю календари и альманахи, то это, без
Информация о работе Законы Кеплера и негэнтропийность вселенной