Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:13, доклад
Западноевропейская цивилизация Средневековья – вторичная, сформировавшаяся на месте древнейших локальных цивилизаций - древнегреческой и древнеримской.
Феодальная (сословно-корпоративная) цивилизация. Каждый человек в западноевропейском Средневековье был включен в то или иное сословие (первое — духовенство, второе — дворянство, третье — остальная часть общества: купечество, мещанство, крестьянство) и корпорацию (монастырь, приход, рыцарский орден, городская коммуна, купеческая гильдия, ремесленнический цех или иное объединение по профессии и роду занятий, например, корпорация студентов университета или корпорация юристов данного города, сельская община).
Западноевропейская цивилизация Средневековья
Бэгби относит её к разряду главных цивилизаций.
Западноевропейская
Феодальная (сословно-корпоративная) цивилизация. Каждый человек в западноевропейском Средневековье был включен в то или иное сословие (первое — духовенство, второе — дворянство, третье — остальная часть общества: купечество, мещанство, крестьянство) и корпорацию (монастырь, приход, рыцарский орден, городская коммуна, купеческая гильдия, ремесленнический цех или иное объединение по профессии и роду занятий, например, корпорация студентов университета или корпорация юристов данного города, сельская община).
Сословно-корпоративный строй защищал человека, гарантировал ему неизменность повседневного привычного порядка жизни, позволял ему на равных участвовать в делах своей корпорации.
Каждое сословие, каждая корпорация занимали свое место в средневековой общественной иерархии (от духовной и светской аристократии до городских нищих, которые тоже составляли отдельное объединение) и выполняли свою функцию в общественном разделении труда (духовенство молится, дворянство воюет, крестьянство пашет).
Корпорации сплачивали общество, что позволяло ему вести диалог с властью через свои представительные органы (парламент в Англии, генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании).
Средневековые западноевропейские государства
были сословно-представительными
Локализованная цивилизация. Пространственно ограниченная на востоке византийской, русской, арабской, а затем османской (турецкой) цивилизациями, на западе — Океаном.
Географическое единство народо
Историческое единство народов западноевропейской цивилизации было основано на культуре, рожденной из соединения варварского мира германских племен и мира Западной Римской империи.
Христианская (католическая) цивилизация. Религиозное мировоззрение народов Западной Европы, этические и эстетические ценности сформировались под влиянием католической Церкви, которая, по существу, была государством в государстве, претендующим на подчинение светской власти духовной. Единая церковная организация воплощала идею духовного единства западноевропейской цивилизации, противостоящей Востоку православному и мусульманскому.
Беря на себя посредничество между Богом и людьми, снимая с человека греховность его поступков, Церковь проповедовала не только идеал смирения, но и идею активного участия в мирских делах — во имя веры.
Периодизация
1. IV-X вв. - века агрессивного и темного варварства.
2. XI - XII вв. - “юношеский период”, когда общество само изобретало, “подбирало чужое”.
3. 1300 - 1450 гг. - время экономического спада, “огрубления, упрощения социума”.
4. 1450 - до XVII в. - рождение Нового времени.
Французский историк Жак де Гофф выдвинул концепцию “долгого Средневековья”:
1. Начало - II - III в. (поздняя античность);
2. Конец - XVIII в. (французская революция).
Можно выделить несколько типов (моделей) формирования феодализма Западноевропейской цивилизации Средневековья:
1. Византийский путь;
2. Итальянская модель;
3. Французский путь;
4. Скандинавско-
5. Мусульманская модель;
6. Восточная модель.
Генезис феодализма характеризуется
разнообразием форм перехода, широтой
охвата и множественностью направлений
движения. Происходит сближение уровней
развития локальных цивилизаций, которые
подошли к очередной
Начиная с IX в. центр мирового прогресса вновь переместился в Европу (хотя точнее было бы говорить о многополюсном мире, причём каждый из полюсов обладал своим ритмом).
Признаки Западноевропейской цивилизации Средневековья:
1. Господство мировой религии христианства, воздействие её на исторический прогресс
2. Большая личная свобода и экономическая заинтересованность крестьян и городских ремесленников по сравнению с жёстким внеэкономическим принуждением рабовладельческого строя.
3. Особенности политического развития, создание торгово-политических империй и союзов.
4. Техника средневековья. Здесь нет таких впечатляющих скачков, как в эпохи раннерабовладельческой или индустриальной цивилизаций. Земледельческая техника, хотя и предполагала трехполье и применение улучшенного плуга, развивалась крайне медленно. Основой энергетики ремесла стала “революция мельниц” - ветряных и водяных. Ф. Бродель даже говорит о первой промышленной революции, которая выразилась в распространении в Англии сукновальных мельниц (150 шт. в XII—XIII вв.), лесопильных мельниц, бумажных, для помола зерна и т.п. К крупным нововведениям той эпохи можно отнести использование бумаги и пороха, развитие часового производства, применение линз, очков и цветного стекла, морского компаса и кормового руля, что расширило возможности судоходства.
Западноевропейская
Каковы же фундаментальные черты этой
специфической цивилизации, достигшей
столь впечатляющих результатов, но ныне
подвергающейся внутреннему распаду и
разложению? В первую очередь, это персонализм
– представление о личности как о некой
нерасчленимой и, в известном смысле, абсолютной
данности, «неделимом атоме». Отсюда и
сугубо европейское понятие о личности
как о «субъекте» в его оппозиции к «объекту»,
которое лежит в основе всей познавательной
методологии (включая науку) и всей цивилизационной
структуры Нового времени. Человек как
личность, как субъект ни в коей мере не
является «частью мира», «частью природы».
Субъект (будь то «субъект познания» или
«субъект волевого действия») не только
автономен от остального космоса, но в
определенном смысле качественно превосходит
этот космос, ибо последний выступает
в роли «объекта» (пассивно-страдательного
начала) для реализации познавательного
или волевого потенциала субъекта. Такое
представление о личности уникально для
Запада. В «восточных» культурах человек
воспринимается как часть общего мирового
целого, а его индивидуальность определяется
индивидуальными качествами. Иными словами,
Восток знает лишь «индивидуальность»
(совокупность черт и признаков), Запад
же знает «личность» (свободную и трансцендентную
по отношению к индивидуальным характеристикам).
С понятием личности как некой не анализируемой,
не расчленяемой на индивидуальные качества
данности тесно связано характерное представление
о свободе воли, произвольности мысли
и действия, не связанной никакой детерминированностью.
Второй момент, который бросается в глаза
– это представление о мире как универсальной,
единой для всех, «объективной» реальности,
устроенной в соответствии с универсальными
и неизменными «законами природы». Законы
природы воспринимаются не как субъективные
картины мироотражения, а как объективная,
универсальная и неизменная реальность,
доступная (по крайней мере, в приближении)
для рационального познания.
Третья фундаментальная
Вот те ключевые принципы, которые лежали
в основании европейской цивилизации
Нового Времени и определяли ее частные
проявления. Зададимся естественным вопросом
об их источнике.
Христианский фундамент
Все три отмеченные нами фундаментальные
цивилизационные парадигмы, имеют свое
происхождение в Христианстве.
Концепция Личности (неделимой, простой,
не сводимой к совокупности индивидуальных
свойств и качеств) уникальна для западной
цивилизации именно как наследницы Христианства.
Создавалась эта концепция, и даже необходимый
для ее выражения категориальный языковой
аппарат, в рамках христианского догматического
богословия в отношении, прежде всего,
к Личности Бога. На человеческую личность
эти категории были лишь перенесены по
принципу подобия, хотя и вполне правомерно
– как на образ и подобие Бога.
Представление о мире, как об «объективной
реальности» также имеет
Исходя только из разума и эмпирического
опыта доказать реальность существования
«внешнего» мира невозможно. В примитивной
форме вопрос может быть сформулирован
так: на каком основании можно считать
реальность, данную в эмпирическом ощущении,
отличающейся от эмпирической же реальности
сна? Есть ли основания полагать, что за
комплексами субъективных ощущений, воспринимаемых
как явления, стоит некая внешняя, независимая
от самого субъекта реальность? Или в терминах
кантовской философии: если «вещи-в-себе»
непознаваемы в своих собственных свойствах
– то на каком основании им приписывается
свойство существования?
Вопросы эти вовсе не столь праздны и софистичны,
как может показаться на первый взгляд.
Как это ни странно для современного сознания,
но источником концепции «объективной
реальности» выступает именно Христианство
как вера в Единого, Абсолютного Бога-Творца.
Это, кстати, признается даже основоположниками
философии Нового Времени, в частности
Декартом и Беркли. В культурах, не имеющих
представления о Боге-Творце, нет и выраженных
представлений об «объективной реальности».
Есть лишь реальность воспринимаемая
– единственно возможная и существующая.
Изменение восприятия, изменение состояния
сознания изменяет и саму реальность,
на чем и основываются многие культовые
практики архаических обществ. Когда же
атеистические цивилизации достигают
уровня философского осмысления реальности,
то отрицание бытия Бога-Творца естественным
образом приводит к отрицанию реальности
мира и человеческой личности. Наиболее
яркий пример – это буддизм, в котором
мир понимается как иллюзия (майя), а человеческая
личность – как непрерывный поток недолговечных
порождающих друг друга элементарных
импульсов-состояний, причинно-следственная
непрерывность которого создает иллюзию
одушевленного существа. Примечательно,
что и в самой западной цивилизации отречение
от религиозного сознания сразу же поставило
под сомнение реальность мироздания (субъективный
идеализм) и существование личности (современная
психофизиология определяет личность
как уникальный набор потребностей –
почти буквально по-буддистски).
Тем более очевидна христианская первооснова
восприятия реальности не просто как
«объективно существующей», но и
познаваемой. В самом деле, идея реально
существующих «законов природы», которые
наука лишь открывает, а не конструирует
– это прямое и непосредственное
следствие веры в то, что мир
сотворен разумным Существом в соответствии
с определенным планом. Если предполагать
независимое и самодостаточное
«объективное» существование
Соответствие человеческих познавательных способностей «законам природы» (что является обязательным условием для возможности познания) определяется христианским контекстом возникновения этой идеи: логика человека оказывается адекватна «логике» законов природы в силу того, что человек есть образ и подобие Бога – Творца природы и ее законов. Идея о рациональном познании мира складывается именно в рамках Христианства в форме догматического богословия, а затем и рационального изучения природы и общества, и базой для него служит именно парадигма разумности мироустройства и объективного существования неизменных законов природы. Важно, что рациональное познание получает здесь обоснование и санкцию свыше – из супрарациональной и сверхчеловеческой сферы божественного откровения, данного или в непосредственном мистическом опыте или через Традицию. Рациональное познание получает, таким образом, легитимное обоснование, но и четко установленные рамки корректной применимости.
Наконец, представление об эволюции
или прогрессе невозможно вне
концепции линейного времени. Линейность
времени определяется сотворенностью
мироздания и неизбежной перспективой
эсхатологического финала. Отсюда и представление
об уникальности и неповторимости каждого
события, поступательном развитии мира
к определенной цели, телеологическая
осмысленность происходящих мировых процессов.
Это опять-таки сугубо христианское по
своему происхождению представление о
времени. Цивилизации, не знающие Бога-Творца,
не имеют представления и о телеологическом
характере изменений. Мировые процессы
– и само время как мера изменения мира
– оказываются циклическими, а в рамках
циклической истории всякое представление
о поступательном прогрессе теряет смысл.
Таким образом, вся специфика западной
цивилизации имеет своим источником Христианство 1.
Западноевропейское общество в средние века
Информация о работе Западноевропейская цивилизация Средневековья