Конец ХIХ в. ознаменован
развитием в русле импрессионизма
нового художественно-образного явления
западноевропейского искусства. Постимпрессионизм
- таково условное обозначение группы
художественных течений во французской
живописи рубежа ХIХ-ХХ веков. Художники,
которых в истории искусства называют
постимпрессионистами - Поль Сезанн (1839-1906),
Винсент Ван Гог (1853-1890), Поль Гоген (1848-1903),
Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901) - представляли
собой подлинную творческую индивидуальность.
Они не были объединены ни общей программой,
ни единым методом и каждый оставил в искусстве
свой заметный след. Их живописные полотна
отличали продуманная композиция, синтез
цвета, форма и вещественность предметов.
Причем, цвет для постимпрессионистов
- не конечная цель (как у импрессионистов),
а исходная точка - элемент, необходимый
для того, чтобы овладеть глубочайшей
правдой жизни. Постимпрессионизм проявил
повышенный интерес к философским и символическим
началам бытия, жадно «вживался» в природу,
стремился выразить само существо ее внутренней
жизни, создать монументальные образы
человека и природы. Наличие к концу ХIХ
века такого разнообразия художественных
школ и направлений свидетельствует об
утрате искусством целостности в художественном
восприятии мира. В искусстве начинают
доминировать гениальные личности, утверждающие
свои законы творчества и предъявляющие
миру свою собственную художественно-образную
систему.10
Заключение
XVII век является своего
рода “первым современным столетием”,
отделенным от предшествовавшего
ему Возрождения не только
границей двух сопредельных эпох,
но и линией грандиозного стадиального
сдвига, по одну сторону которого
оказываются тысячелетия патриархального
жития в союзе с вечностью
и природой, с преобладанием ручного
труда и отвечающих ему традиционных
форм культуры (от начала начал
до середины XVI века) - к трехвековому
периоду становления буржуазной
эры (до конца XIX века). XVII век
как ранний этап этого движения
еще во многом связан с патриархальными
основами мировосприятия: этим объясняется,
в частности, сохранение также и на протяжении
первого столетия Нового времени выдающегося
значения пространственных видов творчества.
Однако коренные изменения в системе культуры
в целом (вступление из мира вещей в мир
процессов, рождение новой науки - самого
нового, что принесло с собой Новое время,
столкновение ее с возрожденными универсалистскими
претензиями обновленной веры, вызванный
этим “философский взрыв”, углубляющееся
размежевание между сферами абстрактно-логического
и образного мышления, формирование нового
типа художественного образа, несущего
в себе внутреннее противоречие) способствуют
постепенному перемещению общекультурной
моделирующей функции из круга претворяющих
возможностей живописи, искусства пространственного,
статического, апеллирующего к созерцанию,
- к театру, искусству пространственно-временному,
сочетающему картинность с действенностью,
с ценностями становления и более активными
и непосредственными реакциями соучастия.
В результате складывается
новая система западноевропейской культуры,
сохраняющаяся в своих фундаментальных
особенностях до наших дней. В сфере пространственных
искусств она отражает феномен раздробления
прежде единого - при всей локальной пестроте
- художественного процесса. Наряду с крупной
творческой личностью, поставленной в
средоточии культуры отныне и навсегда
эпохой Возрождения, новое значение приобретают
идейно-творческие объединения художников
(течения, направления).
XVIII столетие (приблизительно
1680/90-е - 1780/90-е гг.) в культуре
стран Западной Европы получило
название эпохи Просвещения. Как
закономерный этап эволюции новоевропейского
(послеантичного) художественного сознания,
он позволяет проследить проявление
общих субстанциональных особенностей
(антропоцентризм, рационализм, гуманизм
и пр.) этого сознания и вместе
с тем выделить новые черты,
приобретенные на данной конкретной
стадии его развития.
Культуру Западной Европы
XVIII столетия представляют несколько
стран: Франция, Англия, Австро-германский
регион, Италия, отчасти Испания, что
позволяет изучать историческую
эпоху в богатстве ее национальной
специфики.
XIX столетие - третий, завершающий
этап трехвекового процесса формирования
буржуазной эпохи, названный “железным
веком”. Складывавшаяся с конца
XVI века система культуры, характерная
для Нового и Новейшего времени,
для современности, к этому
моменту полностью утверждается
в своих основополагающих закономерностях:
противопоставлении и активном
взаимовлиянии науки и искусства,
абстрактно-логического и образного
мышления, в многовариантности форм
и тенденций внутри общеевропейского
художественного контекста. Углубляется
кризис эпохального стиля, вызывающий
теперь явление эклектического
многостилия (или бесстилия), подчиняющегося
всецело свободному выбору заказчика
и художника, уже обнаруживающий
под декоративной оболочкой последних
модификаций классицизма возникновение
принципиально нового архитектурного
принципа, основанного на обнажении
конструкции и подчиняющегося
требованиям сугубого функционализма.
В живописи обостряется противостояние
академизма как универсальной
системы обучения, официально-государственной
нормативной доктрины и соответствующего
ей пласта эстетической продукции,
с одной стороны, и пронизанного
духом смелого эксперимента творчества
наиболее значительных мастеров
эпохи, неизменно несущего в
себе элемент антиакадемического
бунтарства и социального протеста.11
Список использованных источников
- Викторов В.В. Культурология: Учебник / Финансовая акад. при Правительстве РФ.- изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Экзамен, 2004.
- Кармин А.С. Культурология.- СПб.[ и др.]: Питер, 2005.
- Костина А.В. Культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений.- 3-е изд., доп.- Москва: Кнорус, 2008.
- Кравченко А.В. Культурология: Учеб. пособие.- [8-е изд.].- Москва: Трикста: Акад. Проект, 2008.
- Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.А. Моисеевой.- Москва [и др.]: Питер, 2008.
- Силичев Д.А. Культурология: Конспект лекций: Учебное пособие для подготовки к экзаменам.- М.: Приор-издат, 2004.
- Соколов В.А. Культурология: Учеб. пособие для вузов.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Копанев Н.А. Западноевропейские издатели и Россия в эпоху Просвещения/Вестник Российского гуманитарного научного фонда.- 2010.- №1.
- Стрельцов А. А. Скромное обаяние классицизма : (педагогическое исследование) // Вопросы культурологии.- 2008.- № 5.- С. 33.
- Федорова М.М. Идея прогресса и политические стратегии во французском позитивизме XIX в. // Философские науки.- 2005.- № 4.- С. 16.
11. Шаповалов А. И. Художественная культура
Нового времени (дидактические материалы
к учебному курсу) // Вопросы культурологии.-
2006.- № 2.- С. 65.
1
Кравченко А.В. Культурология: Учеб. пособие.-
[8-е изд.].- Москва: Трикста: Акад. Проект,
2008.- С. 298.
2
Моисеева Н.А. Культурология. История мировой
культуры / Под ред. Н.А. Моисеевой.- Москва
[и др.]: Питер, 2008.- С. 184.
3
Стрельцов А. А. Скромное обаяние классицизма
: (педагогическое исследование) // Вопросы
культурологии.- 2008.- № 5.- С. 33.
4
Копанев Н.А. Западноевропейские издатели
и Россия в эпоху Просвещения // Вестник
Российского гуманитарного научного фонда.-
2010.- № 1.
5
Федорова М.М. Идея прогресса и политические
стратегии во французском позитивизме
XIX в. // Философские науки.- 2005.- № 4.- С. 16.
6
Соколов В.А. Культурология: Учеб. пособие
для вузов.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.- С. 131.
7
Викторов В.В. Культурология: Учебник /
Финансовая акад. при Правительстве РФ.-
изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Экзамен, 2004.-
С. 321.
8
Силичев Д.А. Культурология: Конспект лекций:
Учебное пособие для подготовки к экзаменам.-
М.: Приор-издат, 2004.- С. 101.
9
Кармин А.С. Культурология.- СПб.[ и др.]:
Питер, 2005.- С. 310.
10
Шаповалов А. И. Художественная культура
Нового времени (дидактические материалы
к учебному курсу) // Вопросы культурологии.-
2006.- № 2.- С. 65.
11
Костина А.В. Культурология: Учебник для
студентов высших учебных заведений.-
3-е изд., доп.- Москва: Кнорус, 2008.- С. 167.