Федеральное агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ИВАНОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.И. Ленина»
Реферат на
тему
Западноевропейская
культура Возрождения: факторы формирования
и открытия
Выполнил:
студент группы 1-76
Павочка В.С.
Проверила:
доктор исторических наук
Будник Г. А.
Иваново
2013
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………….…………………3
Предпосылки «рождения» культуры
Ренессанса...………………..…….......…………….…4
Суть гуманизма…………………………………………………….…………….....….….……....……5
Титанизм….………………..……………………....….….………………………………………………6
Открытия и противоречия культуры
Возрождения………….…………….…………..…………..7
Заключение………………………………………………………………….......………….……………9
Введение
Возрождение - эпоха
перехода от средних веков к новому времени,
то есть период с XIV века до 10-20 годов XVII
века; в Италии это XIV-XVI века. Но в XVI веке
возрождение становится общеевропейским
явлением, так как высокое или классическое
возрождение.
Этому способствовало:
рост городов и усиление их влияния
на внутренний и внешний рынки; развитие
цехового ремесленного производства,
следовательно, формирование новых
общественных капиталистических отношений;
за очень короткий промежуток времени
совершается много научных открытий,
которые формируют новую картину
мира (Николай Коперник, Джордано Бруно,
Галилео Галилей), открытия обосновали
гелиоцентрический взгляд на мир; эпоха
возрождения – это эпоха великих географических
открытий. 1517 – открытие Америки, кругосветное
путешествие Магеллана, следовательно,
привело к расширению экономических границ
и возникновению мировой торговли; целый
ряд европейских городов (Флоренция) становятся
сосредоточением золотого и серебряного
запасов, следовательно, возможность финансирования
крупных проектов: от войн до кругосветных
путешествий, оформляется финансовый
капитал, общеевропейская банковская
система; обращение к античности, следовательно,
возникновение новых философских концепций,
следовательно, новых моделей взаимоотношений
человека с окружающим миром. Сам термин
возрождение (ренессанс) был заимствован
у Цицерона (I в. до н.э.), который подразумевал
под ним культурное развитие человека.
Впервые понятие возрождение употребил
итальянский писатель Д. Боккаччо (автор
«Декамерона»), сказав, что Джотто (итальянский
художник) возродил античное искусство,
а термином, определяющим целую эпоху,
это понятие стало благодаря историку
искусства Вазари. В термине возрождение
закрепился самый большой культурологический
миф. Создатели этого мифа
стремились доказать, что корни европейских
цивилизаций уходят в античность, а не
в дикое варварство средневековья. В противовес
античности о средневековой культуре
деятели ренессанса отзывались свысока,
культура возрождения сформировалась
как отрицание, как отказ от средневековой
культуры. Средневековая культура не могла
исчезнуть бесследно, прежде всего, ренессанс
не был безрелигиозной культурой, так
как его деятели были людьми верующими,
а также сюжеты, темы их произведений несли
на себе влияние средневековой религии.
Культура возрождения – это синтез античной
физической красоты и христианской средневековой
духовности (стремление к передаче внутреннего
мира человека).
Предпосылки
«рождения» культуры Ренессанса
В Италии в XIV—XV вв. бурно развивались
города, расцветала промышленность, возникала
капиталистическая мануфактура. Многие
города были крупными торговыми центрами,
связывавшими Италию со странами Европы
и Востока. В городах находились банки,
которые вели кредитные операции международного
значения. Именно потому, что ранне-капиталистические
отношения раньше всего зародились в Италии,
в этой стране начала формироваться ранне-буржуазная культура,
получившая название культуры Возрождения.
Для ранней буржуазии и широкого
круга пополанов были неприемлемы
средневековый идеал аскетизма, идея греховности
человека, представления о пассивной покорности
судьбе. В этой социальной среде формировались
новые идеи и ценности, насыщавшие культуру
и придававшие ей светский, гуманистический характер.
Характер культуры Возрождения. Термин «Возрождение»
(франц. — «Ренессанс») указывает на связь новой культуры с
античностью. В итальянском обществе пробудился
глубокий интерес к античной культуре с
ее радостным восприятием окружающего
мира и гармоническим сочетанием умственных
и физических способностей человека. Отсюда
попытка воскресить ушедшую культуру,
достойную вечного подражания. Деятели
Возрождения старались в своих трудах
возродить стиль латинских писателей
«золотого века» римской литературы, особенно
Цицерона. С этим было связано возрождение классической
латыни, которая подвергалась искажениям
и варваризации в период средневековья.
Гуманисты разыскивали старинные рукописи
античных писателей. Так были найдены
сочинения Цицерона, Тита Ливия и др.
Появился интерес к греческой литературе и греческому
языку. Леонардо Бруни (1374—1444), канцлер Флорентийской
республики, перевел на латинский язык сочинения
греческих писателей и философов — Платона,
Аристотеля, Плутарха и др. В это время во
Флоренцию из Византии было вывезено много
греческих рукописей. Джованни Боккаччо
был первым итальянским гуманистом, который
мог читать Гомера по-гречески.
Но культура Возрождения не простое копирование
античности. Гуманисты перерабатывали
и творчески усваивали античное наследие.
Итальянская культура Возрождения создала свой самобытный стиль.
Советская историография рассматривает
культуру Возрождения как ранне-буржуазную
культуру, возникшую на почве складывавшегося
в недрах феодальной формации нового,
капиталистического уклада. В создании
этой культуры принимали участие широкие общественные круги - от зарождающейся
буржуазии до передовой части дворянства.
Все это придало ей широкий общечеловеческий характер. Сама
зарождавшаяся буржуазия была тогда передовым
классом, поэтому в борьбе с феодальным
мировоззрением она выступала в качестве
представителя «...всего остального общества...
не какого-либо отдельного класса, а всего
страждущего человечества»'. Мировоззрение деятелей
новой культуры, которое выражалось в их философских,
политических, научных и литературных
взглядах, обычно обозначают термином
«гуманизм» (от humanus — «человеческий»). Деятели
Возрождения ставили в центре внимания
человека, а небожество. Человека рассматривали теперь как
кузнеца своего счастья, творца всех ценностей,
идущего вперед наперекор судьбе и добивающегося
успеха силой своего разума, твердостью
духа, активностью, оптимизмом. Человек должен
наслаждаться природой, любовью, искусством,
наукой, он стоит в центре мироздания,
считали гуманисты. Представителям новой
идеологии была чужда идея греховности человека, в частности его
тела; наоборот, становится признанной гармония человеческой
души и тела.
Суть гуманизма
Гуманизм развивается как идейное
движение, он захватывает купеческие
круги, находит единомышленников при
дворах тиранов, проникает в высшие
религиозные сферы — в папскую
канцелярию, становится мощным оружием
политиков, утверждается в массах, оставляет
глубокий след в народной поэзии, зодчестве,
дает богатый материал для поисков
художникам и скульпторам. Складывается
новая, светская интеллигенция. Ее представители
организуют кружки, читают лекции в
университетах, выступают ближайшими
советниками государей.
Гуманисты привносят в духовную
культуру свободу суждений, независимость
по отношению к авторитетам, смелый
критический дух. Они полны веры
в безграничные возможности человека
и утверждают их в многочисленных
речах и трактатах. Для гуманистов
не существует более иерархического общества, в котором
человек — только выразитель «интересов
сословия. Они выступают против всякой
цензуры, особенно против цензуры церковной.
Гуманисты выражают требование исторической
ситуации — формируют человека предприимчивого,
активного, инициативного. Человек
уже сам кует свою судьбу, и провидение
Господне тут ни при чем. Человек живет по своему собственному
разумению, он «отпущен на свободу» (Н.Бердяев).
Гуманизм как принцип культуры
Возрождения и как широкое
общественное течение базируется на
антропоцентрической картине мира,
во всей идеологической сфере утверждается
новый центр — могучая и
прекрасная личность.
Краеугольный камень нового мировоззрения
закладывает Данте Алигъери (1265—1321) — «последний
поэт средневековья и вместе с тем первый
поэт нового времени» (Ф.Энгельс). Созданный
Данте в его «Божественной комедии» великий
синтез поэзии, философии, теологии, науки
является одновременно итогом развития
средневековой культуры и подступом к
новой культуре эпохи Возрождения. Вера
в земное предназначение человека, в его
способность собственными силами совершить
свой земной подвиг позволила Данте сделать
«Божественную комедию» первым гимном
достоинству человека. Из всех проявлений
божественной мудрости человек для него
— «величайшее чудо». |
|
Титанизм
Гуманистические представления о
всемогуществе человеческой личности
воплотились в титанизме, демонстрировавшем
беспредельность возможностей человека.
Когда говорят о титанах эпохи Возрождения,
часто имеют в виду вполне определенные
имена, прежде всего Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Чтобы понять титанизм как явление,
необходимо хотя бы кратко обратиться
к жизни и творчеству этих гениев. Деятельность
их поистине универсальна, им одинаково
доступны и живопись, и архитектура, и
литература, и естественные науки. Более
того, они успешно могли интегрировать
свои знания и открытия, сделанные ими
в одних областях творчества, в другие
области. Например, Леонардо использовал
знания оптики в живописи, изобретя свою
знаменитую «дымку», делавшую его полотна
более объемными. Возрожденческие художники
опирались в мастерстве на знания математики
и анатомии. Титаны эпохи Возрождения
в научных прозрениях выходили далеко
за границы своего времени, могли представить
непредставимое – достаточно вспомнить
о технических предвидениях Леонардо
да Винчи, о теории множественности миров Джордано
Бруно или гелеоцентрической системе Н. Коперника.
Но титанизм как явление давал о себе
знать не только среди людей великих. Стремление
к самовыражению, желание выйти за грани
возможного были свойственны многим людям
этой эпохи (прежде всего – эпохи итальянского
Возрождения). Этот массовый «всплеск»
энергии во многом и породил феномен возрожденческой
культуры. Однако та же самая титаническая
сила имела в эпоху Ренессанса отрицательную,
или «обратную», сторону. Ведь самоутверждалась
не только личность высокая, творческая,
но и личность аморальная. Да и в любом
человеке, даже самом великом, наряду с
творческими, созидательными силами дремлет
разрушительная энергия. Пример –Бенвенуто
Челлини. Знаменитый ювелир и скульптор стремился
самоутвердиться не только в творческих
достижениях, но и в совершенных им преступлениях.
В своем дневнике он, желая прославиться
в глазах грядущих поколений, приписывал
себе страшные поступки, которых на самом
деле не совершал.
Стихийное самоутверждение человека
вело к тому, что «светскость» итальянской
возрожденческой культуры проявлялась
в оргиях, которым предавались даже священнослужители
и монахи. Так, францисканские монахини
были изгнаны из города Реджио за грубые и скандальные нарушения
общественного порядка. В истории Европы
прославились своими преступлениями зловещая
отравительница Екатерина Медичи и семейство Борджиа, глава которого – папа Александр
VI (1492-1503) соединял честолюбие, корысть
и развращенность с блестящими дарованиями
и образованностью. Таких примеров можно
привести множество. Духовная свобода
оборачивалась разгулом страстей, для
которых не мог быть барьером закон, соперничество
становилось диким и необузданным, допускавшим
любые средства борьбы с конкурентами из-за ущемленного тщеславия,
для достижения личных и политических
целей.
Гибельность такого разгула индивидуализма
ощущали сами деятели эпохи Возрождения.
Отсюда трагизм, пронизывающий все
творчество Микеланджело, – он характеризует
время, в которое живет, как «век
преступный и постыдный». Мощной критикой
разгула стихийных страстей, обрекающих
человека на гибель, становятся и трагедии Вильяма
Шекспира. Можно сказать, что итальянское Возрождение
раскрепостило огромный внутренний потенциал
человека, накопленный на протяжении всего
европейского средневековья, но сам человек
еще не научился управлять этой раскрепощенной
энергией. Северное Возрождение и Реформация,
несмотря на всю их неоднозначность и
противоречивость, внесли в новую эпоху
некоторое регламентирующее начало.
Все достижения и противоречия возрожденческой
эпохи нашли свое выражение в искусстве.
Открытия и
противоречия культуры Возрождения
Искусство в период Возрождения
было главным видом духовной деятельности.
Оно стало для людей Возрождения
тем, чем в средние века была религия,
а в Новое время наука и
техника. Недаром отстаивалась мысль,
что идеальный человек должен
быть художником. Почти не было людей,
равнодушных к искусству. Художественное
произведение наиболее полно выражало
и идеал гармонически организованного
мира, и место человека в нем. Этой
задаче в различной степени подчинены
все виды искусства.
Основные этапы и жанры литературы
эпохи Возрождения связаны с
эволюцией гуманистических концепций
в периоды раннего, высокого и
позднего Возрождения. Для литературы
раннего Ренессанса характерна новелла,
особенно комическая (Боккаччо), с антифеодальной
направленностью, прославляющая предприимчивую
и свободную от предрассудков
личность. Высокое Возрождение отмечено
расцветом героической поэмы (в
Италии — Л.Пульчи, Ф.Верни, в Испании — Л.Камоэнс),
авантюрно-рыцарские сюжеты которой поэтизируют
представление Возрождения о человеке,
рожденном для великих дел.
Самобытным эпосом высокого Возрождения,
всесторонней картиной общества и его
героических идеалов в народной
сказочной и философско-комической
форме явилось произведение Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». В
позднее Возрождение, характеризующееся
кризисом концепции гуманизма и созданием
прозаичности складывающегося буржуазного
общества, развивались пасторальные жанры
романа и драмы. Высший взлет позднего
Возрождения — драмы Шекспира и романы
Сервантеса, основанные на трагических
или трагикомических конфликтах между
героической личностью и недостойной
человека системой общественной жизни.
Прогрессивное гуманистическое содержание
культуры Возрождения получило яркое
выражение в театральном искусстве,
испытавшем значительное воздействие
античной драматургии. Его характеризует
интерес к внутреннему миру человека,
наделенного чертами мощной индивидуальности.
Отличительными особенностями театрального
искусства эпохи Возрождения
явились развитие традиций народного
искусства, жизнеутверждающий пафос,
смелое сочетание трагических и
комических, поэтических и буффонно-площадных
элементов. Таков театр Италии, Испании,
Англии. Высшим достижением итальянского
театра стала импровизационная комедия дель-арте
(XVI в.). Наибольшего расцвета театр Возрождения
достиг в творчестве Шекспира.
В эпоху Возрождения профессиональная
музыка теряет характер чисто церковного
искусства и испытывает влияние
народной музыки, проникаясь новым
гуманистическим мироощущением. Появляются
различные жанры светского музыкального
искусства: фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико
в Испании, баллада в Англии, мадригал,
возникший в Италии, но получивший повсеместное
распространение. Светские гуманистические
устремления проникают и в культовую музыку.
Складываются новые жанры инструментальной
музыки, выдвигаются национальные школы
исполнения на лютне, органе. Эпоха Возрождения
завершается появлением новых музыкальных
жанров — сольных песен, ораторий, оперы.
Однако наиболее полно эстетико-художественный
идеал Возрождения выразили архитектура,
скульптура, живопись. Отметим, что
в системе искусств в этот период
происходит перемещение акцентов. Архитектура
перестала быть «дирижером» оркестра
и искусств. На первый план выходит
живопись. И это не случайно: искусство
Возрождения стремилось познать
и отобразить реальный мир, его красоту,
богатство, разнообразие. Иу живописи в этом не было больше возможностей
по сравнению с другими искусствами.
Наш соотечественник, замечательный
знаток итальянского Возрождения П.Муратов
писал об этом так: «Никогда человечество не было так беззаботно
по отношению к причине вещей, и никогда
оно не было так чутко к их явлениям. Мир
дан человеку, и так как то — малый мир,
то в нем драгоценно все, каждое движение
нашего тела, каждый завиток виноградного
листа, каждая жемчужина в уборе женщины.
Для глаза художника не было ничего малого
и незначительного в зрелище жизни. Все
составляло для него предмет познания»
(Муратов П. Образы Италии. М., 1994. С. 109).
Художники Возрождения разрабатывают
принципы, открывают законы прямой
линейной перспективы. Создателями
теории перспективы были Брунеллески,
Мазаччо, Альберта, Леонардо да Винчи.
При перспективном построении вся
картина превращается как бы в
окно, через которое мы глядим в
мир. Пространство развивается в
глубину плавно, неощутимо перетекая
из одного плана в другой. Открытие
перспективы имело важное значение:
она помогла расширить круг изображаемых
явлений, включить в живопись пространство,
пейзаж, архитектуру.
Соединение ученого и художника
в одном лице, в одной творческой
личности было возможно в эпоху Ренессанса
и станет невозможным позднее. Мастеров
Возрождения часто называют титанами,
имея в виду их универсальность. «Это
была эпоха, которая нуждалась в
титанах и породила их по силе мысли,
страсти и характеру, по многосторонности
и учености», — писал Ф.Энгельс(Маркс
К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С. 346). Леонардо да
Винчи (1452—1519) был живописцем, скульптором,
архитектором, писателем, музыкантом,
теоретиком искусства, военным инженером,
изобретателем, математиком, анатомом,
ботаником. Он исследовал почти все сферы
естествознания, предугадал многое, о
чем в то время еще не помышляли.
Когда стали разбирать его рукописи
и бесчисленные рисунки, в них
обнаружили открытия механики XIX века.
С восхищением писал о Леонардо
да Винчи Вазари:
«...Таланта... было в нем столько,
и талант этот был таков, что, к
каким бы трудностям его дух ни
обращался, он разрешал их с легкостью...
Его помыслы и дерзания были всегда
царственны и великодушны, а слава
его имени так разрослась, что
ценим он был не только в свое время, но и после
своей смерти» (Джордже Вазари. Жизнеописания
наиболее знаменитых живописцев, ваятелей
и зодчих.. Спб., 1992. С. 197).
Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — другой великий
мастер эпохи Ренессанса, человек разносторонний,
универсальный: скульптор, архитектор,
художник, поэт. Поэзия была младшей из
микеланджеловских муз. До нас дошло свыше
200 его стихотворений.
Рафаэль Санти (1483—1520) — не только талантливый,
но и разносторонний художник: архитектор
и монументалист, мастер портрета и мастер
декора.
Альбрехт Дюрер (1471—1528) — основатель и крупнейший представитель
немецкого Возрождения, «северный Леонардо
да Винчи», создал несколько десятков
картин, более ста резцовых гравюр, около
250 гравюр на дереве, много сотен рисунков,
акварелей. Дюрер был и теоретиком искусства,
первым в Германии создав труд о перспективе
и написав «Четыре книги о пропорциях человека».
Эти примеры можно было бы продолжить.
Таким образом, универсальность, разносторонность,
творческая одаренность были характерными
чертами мастеров Ренессанса.
|
|
Заключение
Искусство в период возрождения было
главным видом духовной деятельности.
Почти не было людей, равнодушных к искусству.
Художественные произведения наиболее
полно выражают и идеал гармонического
мира, и место человека в нем. Этой задаче
в различной степени подчинены все виды
искусства.
Основные этапы и жанры литературы эпохи
Возрождения связаны с эволюцией гуманистических
концепций в период Раннего, высшего и
Позднего Возрождения. Для литературы
Раннего Ренессанса характерна новелла,
особенно комическая, прославляющего
предприимчивую и свободную от предрассудков
личность. Высокое Возрождение отмечено
расцветом героической поэмы. В период
Позднего Возрождения развиваются жанры
романа и драмы, основанные на трагических
и трагикомических конфликтах между героической
личностью и недостойной человека системой
общественной жизни.
Прогрессивное гуманистическое содержание
культуры Возрождения получает яркое
выражение в театральном искусстве, испытывающем
значительное влияние античной драматургии.
Для него характерен интерес к внутреннему
миру человека, наделенного яркой индивидуальностью.
В театре эпохи Возрождения развиваются
традиции народного искусства, сочетаются
трагические и комические элементы, как
в театре Италии, Испании, Англии. В XVI веке
в Италии развивается импровизационная
комедия дель арте. Наивысшего расцвета
достигло театральное искусство Возрождения
в творчестве Шекспира.
Профессиональная музыка в эпоху Возрождения
проникается новым гуманистическим мироощущением,
перестает быть чисто церковным искусством
и испытывает влияние народной музыки.
Появляются различные жанры светского
музыкального искусства - фроттала и вилланелла
в Италии, вильянсико в Испании, баллада
в Англии, мадригал, распространившийся
из Италии на все европейские страны. Складываются
новые жанры инструментальной музыки,
выдвигаются национальные школы исполнения
на органе, лютне. Завершают эпоху Возрождения
появление новых музыкальных жанров -
сольных песен, оперы, ораторий.
Наиболее полно идеалы Возрождения выразили
архитектура, скульптура, живопись, причем
живопись в этот период выходит на первый
план, оттеснив архитектуру. Это объясняется
тем, что у живописи было больше возможностей
отобразить реальный мир, его красоту,
богатство и разнообразие.
Характерная черта культуры Возрождения
- тесная связь науки и искусства. Художники,
стремясь наиболее полно отразить все
природные формы, обращаются к научному
знанию. Вырабатывается новая система
художественного видения мира. Художники
Возрождения разрабатывают принципы линейной
перспективы. Это открытие помогло расширить
круг изображаемых явлений, включить в
живописное пространство пейзаж, архитектуру,
превратив картину в своеобразное окно
в мир. Соединение ученого и художника
в одной творческой личности было возможно
только в эпоху Ренессанса. Титаны Возрождения
- Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти,
Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, величайшие
художники-ученые, воплотили характерные
черты Ренессанса - универсальность, разносторонность,
творческую одаренность. В эпоху Возрождения
зарождаются и развиваются новые стили
и направления, во многом определившие
как расцвет современной культуры, так
и дальнейшее ее развитие.