Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:04, реферат
Удивительной и прекрасной страницей в истории Западной Европы можно назвать Средневековье. В это время проходили рыцарские турниры, крестовые походы, инквизиторские костры, строились роскошные феодальные замки, от голода умирали целые деревни и города. Жестокость и великодушие, нищета и роскошь, предательство и благородство в том мире были очень контрастными и яркими, а герои той эпохи были так легендарны, что он нам часто кажется волшебной сказкой. Увы, но все это – реальная историческая эпоха. Она продлилась более тысячи лет - с середины пятого до конца пятнадцатого века. Какой на самом деле была та эпоха? Какой была Европа в то время?
Введение……………………………………………………………………….3
I. Архитектура………………………………………………………………….5
Архитектура Западной Европы в период раннего Средневековья…..5
Эстетика Средневековья………………………………………………..6
II. Живопись…………………………………………………………………..10
2.1. Живопись как один из первых видов искусств………………………..10
2.2. Появление масляных красок……………………………………………11
III. Литература………………………………………………………………..12
3.1 Жанры литературных произведений эпохи Средневековья…………..12
Заключение…………………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………
Из гражданских зданий готической архитектуры наиболее известны городская ратуша в Брюсселе, дом известного французского финансиста XV века Жака Кера в Бурже, королевский замок в Амбуазе (во Франции) и другие.
Рассмотренные особенности готической архитектуры позволяли создать иллюзию оторванности от земли огромных, высоких соборов. Контраст размера здания и впечатление парения над землей создавали и создают по сей день невероятный эстетический эффект.
Кроме романского и готического стилей, средневековая архитектура широко пользовалась еще двумя стилями: византийским в Италии (в Венеции — собор св. Марка, отчасти Дворец дожей и др.) и арабским (мавританским) в Испании (наиболее известный памятник — собор в Севилье, переделанный из арабской мечети).
II. Живопись.
2.1. Живопись как один из первых видов искусств.
В эпоху средневековья живопись стала одним из первейших видов искусств. Перемены в жизни общества и свежие инженерные приемы дали художникам возможность учреждать жизненные, пронизанные полным гуманизмом произведения, которым было суждено содеять невыдуманную революцию в западноевропейском искусстве.
На закате романской эпохи живописи отводилась второстепенная роль малярства. Но с приходом XIII столетия возникло скорое развитие европейской цивилизации, открывшее перед художниками необычные перспективы. Дворцы и замки главной знати украшались с невиданным прежде великолепием, бурно разрастались Париж, Прага, Лондон, города Италии и Фландрии. Целое множество новеньких полотен жаждали не только аристократы и служители церкви, но и денежные горожане. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания.
Несмотря на изрядно невысокое публичное положение при жизни, имена многих художников и их биографии стали достоянием истории.
Новому отношению к живописи содействовал единый ряд религиозных нововведений. В начале XIII века церковные алтари украсил запрестольный лик, на фоне которого велись богослужения. Он нередко состоял из двух (диптих), трех (триптих) а также не менее створок, а описывал единую группу персонажей или сцену. Особой популярностью пользовалось картина донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа, а также пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне. Ставя пред художником сложные творческие задачи, алтарный лик в то же время открывал новые большие возможности с целью самовыражения при оформлении алтарного пространства, которому надлежало стать предметом главного внимания, а также религиозных чувств паствы (группа верующих, руководимых священником, прихожане).
Расцвет настенной живописи - отчасти в результате усиления основанного св. Франциском Ассизским ордена францисканцев, с целью которого строилось все наибольшее число церквей. Наиболее подходящим способом их украшения оказалась живопись, так как создание мозаики или требовало множество времени, или считалось непозволительной роскошью с целью ордена, исповедовавшего нищету, а также смирение.
Все чаще мастера в работе использовали фрески. Подлинная фреска - это всегда роспись поверх свежей, сырой штукатурки, служащей грунтом для слоя краски. Само итальянское выражение "fresco" означает "свежий". За один сеанс расписывался красками только тот участок стены, который мастер успевал заполнить ровно по еще не подсохшей штукатурке. Здесь решающую роль играл фактор времени, так как пигменты, нанесенные на мокрый слой штукатурки, вступали вместе с ней в химическую реакцию, образуя стойкие соединения. Высохшая фреска долго не шелушилась, а также долго не осыпалась, сохраняя на века первозданную красоту, а также яркость красок. Благодаря этому колоссальному техническому прорыву спустя годы были созданы величайшие шедевры фресковой живописи, в том числе росписи Сикстинской капеллы в Ватикане кисти Микеланджело. Тем не менее, мастерам не удавалось передать глубину картины, создать иллюзию реальности изображаемой картины. Но уже к концу XIV века живописцы научились передавать изысканность и утонченность персонажей, им придавались изящные позы, хотя мельчайшие части антуража выписывались с ювелирной точностью.
2.2. Появление масляных красок.
В 1430-х гг. в тогдашней Фландрии, принадлежавшей герцогу Бургундскому (нынешние Бельгия, а также Нидерланды), начал развертываться совсем новая манера живописи. Подобно Италии, Фландрия была краем процветающих городов. Поэтому этому факту большинство приписывают реалистичную, лишенную подчеркнутого аристократизма манеру местного искусства. В Италии расцвету фламандской живописи способствовало важнейшее техническое нововведение - масляные краски. Растертые вместе с растительным маслом пигменты значительно превосходили по яркости преобладавшую в то время в живописи темперу (краски, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и(или) их синтетических аналогов, а также живопись ими), основой которой служил стремительно сохнущий яичный желток. Более того, краски можно было накладывать друг на друга, добиваясь удивительных живописных эффектов. С тех пор любой живописец, стремившийся к совершенству, неизменно отдавал предпочтение масляной живописи.
III. Литература.
3.1. Жанры литературных произведений эпохи Средневековья.
Средневековая литература носит религиозный характер, преобладают произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых. Подобные произведения пишут на латинском языке. Светская литература выступает не отражением действительности, а воплощением идеальных представлений о человеке, типизацией его жизни.
Церковь в средние века выступала своеобразной хранительницей античного наследия. Древность была единственным источником знаний, поэтому латынь была не только языком международного общения, но и языком образования. Хотя в школьном образовании использовались тексты Вергилия, перетолкованного в “христианина до Христа”, Цицерона и Сенеки, античность в целом была совершенно чужда средневековому христианину, и он представлял ее себе весьма смутно, на уровне отдельных сведений, вырванных из исторического контекста. На латыни в средние века еще создавались литературные произведения, но одновременно в этот период зарождаются новые национальные литературы западноевропейских народов, и эти литературы создаются на новых языках. Все они проходят одинаковые стадии формирования национальных литератур, все они, как и литература античности, вырастают из фольклорной традиции, и на первой, доавторской стадии генетически связаны с фольклорной традицией. Литература раннего средневековья, или “темного времени”, как раз и представляет эту доавторскую стадию литературного развития, и главный жанр на этой стадии — народно-героический эпос. Позже, по мере разложения эпического сознания и усложнения форм культуры, складывается литература авторская, и в эпоху высокого средневековья самым популярным из эпических жанров становится рыцарский роман, отразивший эпос привилегированной верхушки общества, рыцарского сословия. Еще позже в Италии, где раньше всего в Европе зародились капиталистические отношения, возникает еще один малый эпический (уже в узком смысле “повествовательный”) жанр — новелла, свидетельствующий о том, что литературы на новых национальных языках открывают для себя новую сферу, жизнь частного человека.
Огромной популярностью пользовались жития святых. Ранние жития повествовали по преимуществу о мученичестве христианских праведников. В X в. складываются канон жанра, твердый тип героя (епископа, миссионера, девственницы и др.), обладавшего повторяющимся набором добродетелей, биографическая топика, а также формулы восхваления идеализируемого персонажа. “Спрос” на жития был так велик, что они довольно рано начали пересказываться и по-французски. Таково, например, “Житие св. Алексея” (середина XI в.), где рассказывается о подвиге святости, совершенном знатным римским юношей Алексеем, который, презрев мирские блага и дав обет девственности, 17 лет провел вдали от дома, живя милостыней; вернувшись же неузнанным, прожил еще 17 лет при доме своего отца, творя молитвы и безропотно снося насмешки слуг; подвижничество героя открывается лишь после его смерти, а святость подтверждается тем, что одно только прикосновение к его мертвому телу исцеляет больных и увечных. Таким образом, важнейшей чертой житийной литературы является то, что, наряду с дидактикой, выражавшей идеологию церкви, которая стремилась увлечь паству образцами праведной жизни, в жития активно проникал мотив чудес и чудотворства, отвечавший запросам народной религиозности, а вместе с ним - интерес к авантюрности и фантастике. Популярность житий привела к тому, что, с одной стороны, отрывки из них (“легенды”) читались в церквах во время богослужения, а с другой - сами рассказы о святых стали собираться в своды. Наиболее известный из них - “Золотая легенда” Якова Ворагинского (ХШ в.), получившая распространение по всей средневековой Европе.
В жанре видений назидательная цель достигалась в результате того, что ясновидцу открывалась судьба грешных и праведных душ. Здесь весьма часто рассказывалось об участи реальных, всем хорошо известных исторических персонажей, что и обусловило популярность жанра. Видения оказали значительное влияние на позднейшую французскую литературу, в частности на “Роман о Розе” с его сквозным мотивом “откровения во сне”. Значительное место занимали также средневековые “обозрения” - зерцала, содержавшие в себе сведения по какому-либо вопросу либо рассказы о добрых и дурных поступках. В последнем случае пафос жанра заключался в обличении пороков современного общества (как духовенства, так и мирян), нарушающего заповеди христианской морали. Важную роль в раннесредневековой литературе играли проповеди - один из самых распространенных жанров.
К числу дидактических жанров относятся всякого рода сентенции, заимствовавшиеся из священного писания и у античных поэтов-сатириков. Такие сентенции объединялись в специальные сборники, служившие учебниками жизненной мудрости.
Не менее популярными становятся и лирика, и поэмы. Поэты создавали поэмы о военных подвигах и делах феодалов. В немецкой эпической поэме «Песнь о Нибелунгах» герой Зигфрид побеждает темные силы, ценой великих жертв и свет торжествовал над мраком.
Если в основе античного понимания культуры - признание безличностного абсолюта, которым выступал «божественный строй вещей», то в средневековой культуре прослеживается постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности. Античный человек черпал свою уверенность в созерцании космоса и природы. Теперь ликвидируется признание единства природы и Бога, обнаруживается их принципиальное различие, дуализм Бога и мира. Культура сознания и самосознания приобретает книжный характер; появляется, осознается и культивируется интерес к книжной учености и начитанности как основному показателю культуры.
Поэзия на французском языке в IX-XIII вв. имела по преимуществу устный характер, а ее носителями были жонглеры (“игрецы”, “потешники”) - бродячие поэты-певцы, выступавшие в замках, на городских площадях, в монастырях, селах, на ярмарках и т. п. Жонглеры водили с собой ученых зверей, проделывали фокусы, разыгрывали балаганные сценки, но, главное, пели под музыкальный аккомпанемент духовные стихи, народные и воинские песни, героические поэмы и т. п. Позднее, с XII в., они стали исполнять различные жанры рыцарской и городской литературы. Жонглеры были самыми настоящими “разносчиками культуры” в средневековом обществе, распространяя ее по всем территориям и делая достоянием всех сословий. Поэтому они пользовались очень большой популярностью. Именно в жонглерской среде сохранился и был в основном записан ранний французский эпос - важнейшая часть духовного достояния средневековья.
Следует подчеркнуть, что в средневековой поэзии различные культурные пласты тесно взаимодействовали между собой. Так, сатирическая поэзия складывалась под влиянием традиций Ювенала, с одной стороны, и ветхозаветной обличительной литературы (книги пророков) - с другой. В лирике сложно сплелись античные, библейские и народно-фольклорные корни. Античным источником средневековой лирики послужил в первую очередь Овидий, а библейским - “Песнь песней”. Делая акцент на эротических мотивах “Песни песней” и в то же время переосмысляя овидианские мотивы в христианском духе, латинские поэты раннего средневековья положили начало традиции воспевания высокой, духовной любви, любви как служения, - традиции, которая позже нашла классическое выражение в лирике трубадуров и труверов. Вместе с тем монастыри, являвшиеся важнейшими центрами культурной жизни, были тесно связаны с народными массами, а, следовательно, и с фольклором. Любопытным памятником фольклорного влияния на латинскую поэзию раннего средневековья являются “Кембриджские песни” (названные так по месту их хранения), относящиеся к началу XI в. Часть этих песен представляет собой любовную лирику - продукт синтеза женской фольклорной поэзии, с одной стороны, и жанровых традиций религиозной латинской гимнографии - с другой. Позднее такая лирика послужила одним из источников поэзии голиардов.
Заключение.
Итак, средние века в Западной Европе — время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать, прежде всего университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.
Информация о работе Жанры литературных произведений эпохи Средневековья