Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 06:06, реферат
В связи с изменением культурных, социальных, политических, правовых, нравственно-этических ориентиров современной чрезвычайно динамичной социокультурной ситуации понимание многих, на первый взгляд, архетипических номинаций подвергается значительной трансформации, в числе которых концепт женственности.
Говоря о значимости литературы в освоении и развитии культурного конструкта женственности следует иметь в виду две стороны явления. С одной стороны, роль литературы как презентации женщины в качестве объекта изображения, в «оболочке» литературного образа. С другой – субъектность женщины в литературе, ее саморепрезентативность в художественном процессе, то, как она себя реализует в качестве творца. Несмотря на то, что женское литературное творчество имеет в России богатую историческую традицию, связанную с именами Екатерины II, А. Панаевой, Е. Ган, Н. Дуровой, М. Жуковой, А. Буниной, В. Фигнер, Л. Зиновьевой-Аннибал, З. Гиппиус, А. Мирэ и многими другими, только в середине 80-90-х годов. ХХ века в силу целого комплекса политических, социальных, культурологических причин женская проза оформилась в самостоятельное женское течение. Она объединила писательниц разных поколений с разным жизненным опытом, иногда диаметрально противоположных по взглядам и художественным пристрастиям. Совершенно несхожие между собой Л. Петрушевская, Т. Толстая, Л. Ванеева, В. Нарбикова, Н. Садур, Н. Горланова, М. Палей, Е. Тарасова, Н. Габриэлян, Л. Фоменко, И. Полянская, С. Василенко, О. Татаринова, Т. Набатникова и многие другие. Они создают единое эстетическое пространство, в котором образ женщины во всем многообразии его взаимосвязей с окружающим миром достигает подлинной объемности. Тем не менее постоянно встает вопрос о правомерности существования сферы женственного в искусстве, литературе в частности. Эту творчески-созидательную сторону женственности старалась не замечать официальная идеология, что является неопровержимым подтверждением тезиса Бурдье: «Поле сил является одновременно и полем боя за изменение соотношения сил. Структура поля - это структура распределения разновидностей капитала (или власти), обладание которыми приносит специфические выгоды (например, литературный престиж), «разыгрываемые» в поле» [14, с.22-28].
Формирование конструкта женственности шло одновременно с развитием культуры, где женщина заявила о себе не только как объект воплощения в образах и типах, а как полноправный субъект, способный сказать новое слово и предстать как один из новых субъектов творческой деятельности в разных ее вариантах. Если в ранних литературных памятниках смысл женского бытия, ее мир, как правило, регламентировался нормами, законами, традициями, сложившимися веками, то с появлением женского голоса на литературном горизонте женщина сама выбирала для себя философию жизни, излагая свое собственное понимание сути бытия, стараясь сделать все, чтобы ее голос был услышан и понят. Философия новой женственности обозначилась как в художественных текстах, где она представлена в качестве объекта авторского во-ображения, созданных чаще всего авторами-мужчинами, так и в текстах, где субъектом-творцом является сама женщина.
Однако, каким бы общественно-идеологическим содержанием не было наполнено произведение, где женщине отведено ведомое место в ходе идейного движения, ценность российской женственности связывалась с другими ее качествами: домовитостью, хозяйственностью, чадолюбием. Роль хранительницы домашнего очага – одна из традиционно доминирующих форм идентификации женщины на страницах отечественной классики. Женщина как хранительница домашнего очага - цементирующий центр и опора семьи, от которой зависит настоящее и будущее домочадцев и ее собственное. Не случайно вдумчивыми хранителями и бережными носителями русского фольклора, как правило, являются женщины. В. Розанов замечает: «Муж есть глава дома… Но хозяйкой его бывает жена. Жена входит в дом мужа как ласка и нежность…» [14, с.333]. Конструкт «домоводки», опоры семьи выстраивается во многих отечественных литературных текстах от XVIII века до наших дней. Если эта опора рушится, рушатся все ее составляющие, нарушается равновесие в доме. Дом является символом защищенности от всех бурь. Тема дома и бездомья – одна из сквозных в русской литературе, где заглавная роль принадлежит женщине и женственности. Нравственная философия Пушкина, Гончарова, Толстого не утратила своего значения и сегодня, пример тому «Прощание с Матерой» В. Распутина, где в образе бабки Дарьи актуализируется «уважение к минувшему», отличающее «образованность от дикости».
В 60-е годы ХIХ века в связи с изменениями в общественной жизни России, в частности с отменой крепостного права, изменяется и облик российской женщины и, следовательно, меняется понятие о женственности. Литература второй половины XIX века дает разноликий портрет женщины. На страницах отечественной прозы изображаются женщины, активно вступающие в «мужской мир», идентифицирующие себя по мужской модели как на деятельностном уровне, так и в морально-этическом плане: создают мастерские, занимаются предпринимательством, просветительской деятельностью, «ходят в народ», пьют «бочками пороховыми шампанское», курят «пахитоски», не дорожат семейными традициями, ведут достаточно фривольный образ жизни, достойный всяческого осуждения. Но, несмотря на их «своеволие», женщинам всех социальных слоев долгое время был закрыт доступ к любой институциональной практике, художественной в том числе. Писательское дело не входило в представление о женственности даже за границей, где, казалось бы, патриархальные каноны и стереотипы менее значимы и сильны. Сначала они не допускались к обучению в художественных академиях, позже, в конце XIX века, им запрещалось посещение класса рисунков с обнаженной натурой. На социальном уровне в общении с заказчиками, коллекционерами и торговцами, возможности женщин тоже были ограничены правилами приличия. В литературном мире России ХIХ века писательницы с трудом получали доступ к формам общественной коммуникации. Они были изолированы как от современного литературного контекста, так и от традиций своих предшественниц.
Однако, как отмечают многие исследователи, было бы неверным и слишком примитивным рассматривать всю русскую историю литературы как заговор с целью подавления женского письма.
Художественные образы, сочетая рациональное и эмоциональное начала, обладают полнотой воплощения идеала личности. Образ вбирает в себя типические черты действительности, выявляет социальные проблемы, «распыленные» в обыденности событий, личных драм и конфликтов. Одновременно он задает будущее, ориентиры самоопределения. Феномен «новой женщины» в русском обществе 1860-х гг. связан, как уже отмечено, с появлением нового идеала женственности. Не случайно романы и публицистика о «новой женщине» появлялись в России в переломное для общества время. Они стремятся к получению образования, посещают открытые публичные лекции, уезжают учиться за границу.
Наглядным подтверждением подобного нового явления могут служить живописные и литературные тексты, созданные в этот период («Курсистка» Ярошенко, «Отцы и дети» Тургенева, «Что делать?» Чернышевского, «Приваловские миллионы», «Переводчица на приисках», «В худых душах» Мамина-Сибиряка и др.). Женщины активно работают педагогами, становятся врачами, акушерами, осваивают «мужские» специальности: журналист, издатель, продавец, переводчик.
Роман Н.Г. Чернышевского, при всей его художественной слабости, стал событием в русской идейно-политической жизни. На него, так или иначе, откликнулись практически все крупные мыслители: Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, Н. Федоров, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк и др. Кто-то из них склонялся к защите устоев патриархата, кто-то заговорил о вечной женственности и мировой душе, о равнозначности Софии и Логоса. Показательно еще и то, что эти философы, поднявшие тему эмансипации на самый высокий уровень анализа, видели в Н.Г. Чернышевском своего прямого предшественника.
Несмотря на то, что шестидесятые годы ХIХ столетия как годы великого перелома в развитии русской жизни, формировали новый социокультурный конструкт женственности, где в первую очередь востребовано деятельностное начало, что связано с революционно-демократическими тенденциями, приверженцы традиционных взглядов место и роль женщины связывают с иными ориентирами. Их представления о женственности контируются с неотрывностью от домашнего очага, с репродуктивностью, преданностью семье и мужу, именно эти модусы женственности доминируют в их произведениях.
Постсоветское время рождает новую женственность, связанную с активной жизненной позицией. Тому свидетельством служит возрастающее число женских организаций, женских политических инициатив, однако не обеспечивающих политического влияния на политику и изменение постсоветского патриархального порядка культуры в целом. В то же время и в женской литературе презентация чрезмерной активности женщины дается с определенным осуждением, в русле традиционных представлений о женственности. Женская проза создала свой особый жанр – исповедального преодоления.
Таким образом, роль литературы в освоении и развитии конструкта женственности чрезвычайно важна и носит бинарный характер. С одной стороны, она отражает процессы, происходящие в реальной жизни, с другой – в образной форме манифестирует авторскую концепцию, тем самым влияя на объективную реальность. Однако поле литературы, являя собой пространство, в котором происходит порой ожесточенная борьба идеологий, партий, конфессий, полов, как правило, базируется на маскулинных, властных доминантах, где включенность женщин в литературный процесс сопряжена с постоянным умалением ее роли, творческого потенциала.
Литературные тексты
позволяют воспроизвести
Если в социуме всегда существует образ женщины, предлагаемый как идеальный, то поэты и художники, политики и модельеры, кино и театр приносят в мир тот образ женщины, который в данном социуме, в данное время является наиболее предпочтительным. В создании социокультурного конструкта женственности в каждом отдельном случае может играть значительную роль литература конкретной эпохи. Несмотря на то, что в отечественной литературе на протяжении всего ее развития обнаруживаются имена женщин-писателей, однако в целом конструкт женственности выстраивается преимущественно с мужской репрезентации.
Внесемейная и внешкольная среда – художественная литература, видео и киноискусство, телепрограммы и другие средства массовой информации, политические процессы, коллективные отношения и общественное мнение – все это влияет на формирование социального конструкта женственности в равной степени, как и мужественности.
ЛИТЕРАТУРА
FEMININITY AS A SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON
V.N. Kardapoltseva
The Department of Philosophy and Cultural Studies
Ural Mining and Geological University
Kuibisheva str., 39, 620144, Ekaterinburg, Russia
The article analyzes contemporary transformations of archetypical concept of femininity. The author examines two spheres where these transformations primarily take place – they are the cultural differences of historical periods and fiction literature, which stresses the specific meaning of womanhood.
Информация о работе Женственность как социокультурный конструкт