Жизнь и творчество С.С.Прокофьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 14:00, контрольная работа

Описание работы

“Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…” В этих словах гениального композитора Сергея Сергеевича Прокофьева раскрывается смысл и значение его творчества, всей его жизни, подчинённой непрерывному дерзанию поискам, завоеванию всё новых высот на пути создания музыки выражающей помыслы народа.

Содержание работы

Введение 3
Глава I.
Творчество композитора и его место в развитии музыки ХХ века 5
Жизненный и творческий путь 7

Глава II.
2.1 Характеристика фортепианного творчества С.С.Прокофьева 12
2.2 Пианист 14
2.3 Произведения для фортепиано. Цикл «Сарказмы» (op.17) 19
2.4 Цикл «Мимолетности» (ор. 22) 21
2.5 Цикл «Сказки старой бабушки» (op. 31) 23
2.6 Цикл «Музыка для детей» (op.65) 24
Заключение 26
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Прокофьев.docx

— 81.59 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра российской истории

 

 

 

Жизнь и творчество С.С.Прокофьева

 

 

 

 

 

 

                                                                  Контрольная работа

                                                                   по истории русской культуры 20-21 веков

                                                                  студентки 4 курса заочного отделения

                                                                  исторического факультета

                                                                   А.Д.Лычевой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМАРА

2014

Оглавление.

 

Введение                                        3

Глава I.

    1. Творчество композитора и его место в развитии музыки ХХ века             5
    2. Жизненный и творческий путь                                                                       7

 

Глава II.

      2.1 Характеристика  фортепианного творчества С.С.Прокофьева                   12

      2.2 Пианист                                                                                                           14

      2.3 Произведения для фортепиано. Цикл «Сарказмы» (op.17)                         19

      2.4 Цикл «Мимолетности» (ор. 22)                                                                      21

      2.5 Цикл «Сказки старой бабушки» (op. 31)                                                       23

      2.6 Цикл «Музыка для детей» (op.65)   24

Заключение                                                                                                                   26

Список литературы                                                                                                     29

 

 

Введение.

 

“Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…”

В этих словах гениального композитора Сергея Сергеевича Прокофьева раскрывается смысл и значение его творчества, всей его жизни, подчинённой непрерывному дерзанию поискам, завоеванию всё новых высот на пути создания музыки выражающей помыслы народа.

Прокофьев вошёл в историю  музыкальной культуры как композитор-новатор, создавший глубоко самобытный стиль, свою систему выразительных средств. Творчеству Прокофьева в высшей степени присущи действенность и активность. В его произведениях преобладает эпическое начало. Яркой индивидуальностью отмечена лирика Прокофьева - вдохновенная, глубокая и вместе с тем внутренне сдержанная, кристально чистая. В процессе развития творчества Прокофьева всё яснее выявлялись его тесные связи с традициями русской музыки (М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова). Присущая композитору острая наблюдательность сделала его одним из выдающихся мастеров музыкального портрета, сочетающего внешнюю характерность с психологической правдивостью. Это предопределило главную роль сценических жанров в творчестве Прокофьева. Стремясь к сценическому реализму, преодолению статики и др. оперно-балетных условностей, Прокофьев значительно усилил в балете роль пантомимы, в опере отказался от стихотворного либретто, заменив его повсюду свободным прозаическим текстом. Прокофьев существенно обогатил сферу вокальной выразительности в опере за счёт широкого использования декламационности, основанной на гибком претворении речевых интонаций. Для опер Прокофьева характерны жанровая многозначность и многоплановость драматургии. Так, «Война и мир» сочетает в себе черты лирико-психологической драмы и народно-героической эпопеи. Большое место в творческом наследии Прокофьева занимают фортепианные сочинения, в которых своеобразно преломились особенности пианизма Прокофьева: конструктивная ясность формы и фактуры, отчётливость звучания, инструментальная трактовка фортепианного тембра, упругость и энергия ритма. Симфонические (симфонии, увертюры, сюиты) и вокально-симфонические (оратории, кантаты) произведения также в целом отразили характерную для Прокофьева эпическую направленность. Большинству из них присущи объективность, повествовательность тона, драматургия, основанные не на столкновении, а на сопоставлении контрастных образов.

Творчество Прокофьева составило  эпоху в мировой музыкальной  культуре XX в. Самобытность музыкального мышления, свежесть и своеобразие мелодики, гармонии, ритмики, инструментовки композитора открыли новые пути в музыке и оказали мощное воздействие на творчество многих композиторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.

1.1 Творчество С.С. Прокофьева и его место в истории развития музыки ХХ века.

«Самым лучшим памятником какой-либо эпохе

все же является искусство».

Эти слова, сказанные  когда-то русским художником Казимиром  Малевичем, в полной мере могут быть отнесены к Сергею Сергеевичу Прокофьеву, чье творчество стало величественным памятником XX веку.

Начало XX века, взрывчатое и бурное, время революций и кровавых войн, отозвалось и в напряженной художественной жизни России. Пестрая, сложная, она была накалена спорами; возникали и сменяли друг друга разные творческие объединения, выставки которых поражали мир своими названиями («Ослиный хвост», «0.10», «Бубновый валет», «Голубая роза»), а манифесты декларировали страстную жажду нового. Время социальных переворотов будто взорвало и раскрепостило умы и сердца. Острое восприятие действительности, желание ее постичь чувствовалось в социальных темах творчества художников, в смело ворвавшихся образах язычества и скифства. Казалось, что мир молодых неопримитивистов Ларионова и Гончаровой, космические кристаллические структуры полотен Филонова, поиски «вселенского языка» Хлебникова, горячий голос и рубленый стих Маяковского рушат все привычные каноны.

Сочинения Прокофьева, входящего в мир искусства, отнюдь не потерялись в вихре художественной жизни. По-молодому дерзкие, они поражали и захватывали слушателей в такой же степени, как и окрыленные «Поэма экстаза» и «Прометей» Скрябина, как радостное буйство «Петрушки» и ошеломляющая стихийность «Весны священной» Стравинского. Найденная еще совсем молодым композитором новая звуковая и ритмическая атмосфера соответствовала поискам тех, кто обостренное ощущение времени и бытия хотел выразить через смелое сокрушение академизма в искусстве. Вместе со многими художниками своей эпохи Прокофьев яростно отвергал старое. И только тонкая чуткость к новому, свойственная далеко не всем современникам Прокофьева, но отличавшая, например, Асафьева, Мясковского, больших друзей Сергея Сергеевича, позволила уловить уже в первых произведениях композитора его складывающийся стиль. «Вот сочинения, от которых веет первобытной силой и свежестью. С каким наслаждением и вместе удивлением наталкиваешься на это яркое и здоровое явление в ворохах современной изнеженности, расслабленности и анемичности». «С. Прокофьев, несмотря на свою молодость, - композитор с вполне сложившимся и притом весьма ярким и своеобразным обликом. Облик этот суров и даже несколько жесток, но это не холодно - неизменная жесткость камня, а вечно живая, обжигающая упруго-могучая сила вихря». Так писал Мясковский в 1912— 1913 годах о ранних сочинениях Прокофьева. «Ни в какие рамки не вогнать пока творчество Прокофьева и никакой мерой не измерить - все будет насилием, потому что творчество его в будущем и судить его надо по его же законам». Эти слова Асафьева 1914 года оказались пророческими, так как искусство Прокофьева сразу было устремлено вперед, в наше время. Сегодня с уверенностью можно сказать, что сочинения Прокофьева даже на фоне сложнейшей современной звуковой палитры остаются столь же свежими, увлекающими и захватывающими слушателей.

Представить себе Сергея Сергеевича Прокофьева как человека и художника нам помогают не только его искусство, но и его собственные  записки, высказывания, переписка с  друзьями, воспоминания современников.

Будучи еще  ребенком, Прокофьев поражал всех самостоятельностью мышления, необыкновенной целеустремленностью, смелостью суждений. Верный своей позиции, он откровенно смеялся над теми, кто предлагал  надеть на молодого автора смирительную рубашку. «...Я люблю быть в движении», — говорил композитор. И этот динамизм натуры, творческое горение  души, редкий оптимизм сохраняется  у Прокофьева до последних дней жизни, определяя общий настрой его  творчества. Вечная живость, неукротимость  в натуре Прокофьева сочетались с  глубочайшей человечностью, верой  в добро, сердечностью, умением ценить людей и дружбу. Нежность души Прокофьева, заслоненная в его первых опусах «варваризмами», звуковой эффектностью, гротескной заостренностью, со временем все больше и больше проявляла  себя в щедрости лирического начала его произведений. Прокофьев всегда удивительно чувствовал бурную, меняющуюся действительность. И как художник-гуманист, сын своей Родины, он никогда не был в стороне от нее. «Я придерживаюсь  того убеждения, что композитор, как  и поэт, ваятель, живописец, призван  служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее. Он прежде всего обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков, с моей точки зрения, незыблемый кодекс искусства», — писал композитор. Этот кодекс стал основой творчества Прокофьева.

Наследие Прокофьева впечатляет как разнообразием жанров, так и количеством созданных  им произведений. Свыше ста тридцати опусов написал композитор за период с 1909 по 1952 год. Редкая творческая продуктивность Прокофьева объясняется не только фанатичным желанием сочинять, но и дисциплинированностью, трудолюбием, воспитанными с детства. В его творчестве представлены практически все музыкальные жанры: опера и балет, инструментальный концерт, симфония, соната и фортепианная пьеса, песня, романс, кантата, театральная и киномузыка, музыка для детей. Удивительна широта творческих интересов Прокофьева, его поразительное умение переключаться с одного сюжета на другой, артистическое вживание в мир великих поэтических творений.

 

1.2 Жизненный и творческий путь.

Сергей Сергеевич Прокофьев  родился 23 апреля 1891 года в Сонцовке Екатеринославской губернии (теперь село Красное Красноармейского района Донецкой области). Отец его - Сергей Алексеевич - был учёным агрономом, управляющим в имении помещика Сонцова. От него передалась сыну любовь к природе. Среди детских рукописей Серёжи Прокофьева сохранилась тетрадка, в которой мальчик отмечал, когда какие цветы расцветают в Сонцовке.

Музыку он слышал в доме с самого рождения. Мать Мария Григорьевна  играла сонаты Бетховена, мазурки и  ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского. В пять с лишним лет Серёжа уже  сочинил фортепианную пьеску под  названием «Индийский галоп». Вскоре появились и другие сочинения.

Мальчику было девять лет, когда его привезли в Москву и он впервые попал в оперный театр. Вернувшись в Сонцовку, он начал писать оперу «Великан» на собственный сюжет.

Образованием Серёжи вначале  занимались его родители, которые  были просвещёнными, интеллигентными  людьми, умными и строгими воспитателями. Они приучили его к сосредоточенному и систематическому труду. Отец приучил  сына русскому языку, арифметике, географии, истории, ботанике. Мать - Иностранным  языкам (с детства Сергей Сергеевич  знал два языка - французский и  немецкий, позже английский). Мария  Григорьевна была и его первой учительницей музыки. Увидев успехи сына, она решила показать его какому-нибудь крупному музыканту.

Зимой 1902 года его привезли в Москву к Сергею Ивановичу Танееву - выдающемуся композитору, профессору Московской консерватории. Отметив  дарование мальчика, Танеев посоветовал  начать с ним серьёзные занятия  гармонией и систематическое  ознакомление с музыкальной литературой. По рекомендации Танеева в Сонцовку на лето прибыл молодой музыкант, окончивший Московскую консерваторию с золотой медалью. Это был Рейнгольд Морицевич Глиэр, впоследствии известный советский композитор, автор балетов «Красный мак», «Медный всадник», концерта для голоса с оркестром и других сочинений.

Живые, интересные занятия  с Глиэром оказались благотворное влияние на развитие таланта Прокофьева. Под руководством учителя он стал вскоре писать симфонию и оперу «Пир во время чумы» по Пушкину. Глиэра поразило в его ученике удивительное сочетание взрослого профессионально-серьёзного отношения к музыке, самостоятельности  суждений и - совершенно детских черт. Так, на пюпитре у двенадцатилетнего  Серёжи Прокофьева, сочинявшего оперу  или симфонию, стояла резиновая кукла  по имени Господин, которая должна была слушать новое сочинение.

Сильнейшим увлечением будущего автора прославленных опер и балетов  был театр. Со своими друзьями - сонцовскими мальчиками и девочками - он постоянно придумывал и разыгрывал представления, на которых присутствовали обитатели дома в Сонцовке.

Уже в детстве Прокофьев  обнаружил редкую наблюдательность и разнообразие интересов (литература, театр, шахматы). Любопытно его мальчишеское увлечение железной дорогой, быстрым  и точным движением. Одним из удивительных свойств творчества взрослого композитора Прокофьева станет стремительность, динамичность, через которую он передаст своё новое ощущение жизни, её молодости, её движения.

Информация о работе Жизнь и творчество С.С.Прокофьева