Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:24, реферат
Фестивальные и конкурсные формы являются важной частью структуры художественной культуры. Разновидностями фестивальных и конкурсных форм являются карнавал, маскарад, праздник как форма проведения мероприятий, их объединяет основная функция, присущая всем этим мероприятиям. Фестивали и конкурсы нужно рассматривать как школы мастерства, так как кроме основной функции - показ лучших художественных достижений, в рамках фестивалей проводятся много разных форм деятельности по улучшению творческого процесса, такие как мастер-классы, семинары и другие формы. Фестивали стимулируют появление новых или малораспространенных видов и жанров, в свою очередь, коллективам, работающих в этих жанрах, необходимо демонстрировать результаты своей работы на конкурсах и фестивалях.
Значение фестивальных и конкурсных форм в развитии народного художественного творчества.
Фестивальные и конкурсные формы являются важной частью структуры художественной культуры. Разновидностями фестивальных и конкурсных форм являются карнавал, маскарад, праздник как форма проведения мероприятий, их объединяет основная функция, присущая всем этим мероприятиям. Фестивали и конкурсы нужно рассматривать как школы мастерства, так как кроме основной функции - показ лучших художественных достижений, в рамках фестивалей проводятся много разных форм деятельности по улучшению творческого процесса, такие как мастер-классы, семинары и другие формы. Фестивали стимулируют появление новых или малораспространенных видов и жанров, в свою очередь, коллективам, работающих в этих жанрах, необходимо демонстрировать результаты своей работы на конкурсах и фестивалях.
В современных
условиях роль конкурсных и
фестивальных мероприятий
Классификация фестивалей и конкурсов НХТ.
Общение людей различных интересов сложный и многогранный процесс, способствующий сопереживанию, и, следовательно, взаимопониманию людей. Россия является одним из лидеров среди стран мира по своей территориальной протяженности и многонациональному составу. Поэтому различия проведения фестивалей и конкурсов народного художественного творчества в разных ее регионах довольно существенны. Представленная ниже классификация построена на принципах приоритета при выборе места проведения, содержания и тематики фестивалей и конкурсов народного художественного творчества. Она достаточно полно раскрывает сущность их организации и проведения.
I фактор – национальный
состав коренного и пришлого
населения данной территории. Взаимное
обогащение культур народов
II фактор – климатические
условия. В курортных городах
(Сочи, Ялта) чаще проводятся
III фактор – плотность
населения, его численность в
регионе. Чем больше людей
IV фактор – статусный.
Наиболее высокие по уровню, разнообразные
по жанру фестивали и конкурсы
проводятся в столицах, крупных
городах и административных
V фактор – экономический.
В зависимости от
Фестивали и конкурсы охватывают все жанры самодеятельного творчества, такие как:
- хореография;
- музыкальное творчество;
- цирковое искусство;
- театральное творчество;
- декоративно-прикладное искусство;
- техническое творчество;
- киноискусство.
Этапы подготовки и проведения фестиваля
Организация конкурсных и фестивальных программ процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. При этом все фестивальные и конкурсные программы, от самых маленьких, рассчитанных на один час, до грандиозных - в течение месяца, подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму.
Организация и
проведение фестивалей и
Создается организационный комитет на каждом уровне введения фестиваля: в рамках областного фестиваля создаются областной, городской, зональный (по округам), местный (по поселкам).
Основная работа по подготовке фестиваля проводится организационным комитетом. В задачи оргкомитета входит:
1. утверждение исполнительной дирекции;
2. планирование и координация
работы по подготовке и
3. утверждение положения о фестивале.
После того как «Положение» разработано, работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач:
1) организатор должен
найти будущих участников. В это
время необходимо организовать
рекламно-разъяснительную
2) организатор должен
позаботиться о наличии
3) организатор должен
пригласить для оценки
а) нельзя доверять судейство в конкурсной программе одному человеку. Число членов жюри должно быть от трех до семи человек;
б) не приглашать в состав жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить;
в) не полагаться на людей лично заинтересованных в результате.
общего плана подготовки и введения фестиваля, состава жюри, сметы расходов, отчета о проведении фестиваля;
4. принятие решения о
награждении участников и
5.Определяются цели и задачи фестиваля.
6. Обозначается график
проведения в городах и
7. Привлечение спонсоров, инвесторов;
8.Разработка фестивального положения по отдельным жанрам, где оговариваются:
* цели и задачи фестиваля.
* условия участия (примерная или обязательная программа),
* сроки проведения,
* порядок проведения (этапы фестиваля),
* критерии оценок (отдельно по каждому жанру).
* поощрение участников,
* состав жюри,
* порядок финансирования,
* заявка - участие, анкета - участие.
Оргкомитет утверждает исполнительную дирекцию фестиваля, которая в свою очередь ведет всю основную работу по организации и проведению конкурса или фестиваля, решает организационные вопросы (реклама в средствах массовой информации, афиши, пригласительные билеты, оформление зала и т.д.), утверждает творческую группу.
Одним из важных факторов, определяющих оценку исполнения на смотре, конкурсе, фестивале, обычно считается актуальность темы, выбор репертуара. Условия, определяющие его в Положениях о фестивале, конкурсе сформулированы достаточно широко, скорее как пожелания, которые не ведут к жесткой регламентации в выборе произведений. Именно поэтому репертуар коллектива или исполнителя осознается как важная характеристика его выступления, а не просто выполнение формальных исходных условий конкурса.
Репертуар обычно оценивается с двух позиций: соответствие взятого произведения возможностям и жанру коллектива, доступность репертуара исполнителю. По отношению к самодеятельному творчеству своеобразным аналогом выбора репертуара является социальная значимость, определенная идейно-тематическая направленность произведения. Как и оценка выбора репертуара, это связано с тем, что фестивали, смотры и конкурсы обычно посвящаются важному событию в жизни страны, что обычно и зафиксировано в Положении. Несколько особое место среди признаков, по которым оценивается самодеятельное художественное творчество, занимают такие его качества, как своеобразие, индивидуальность, самобытность.
Финансирование фестивалей осуществляется в прямой (денежной) и косвенной (предоставление концертных залов, полиграфической продукции, призов) формах. Финансирование осуществляется, согласно утвержденной смете, за счет средств, выделенных учредителями, а также спонсорских и благотворительных взносов. Все денежные средства перечисляются на счет некоммерческого фонда фестиваля.
Обычно фестивали проводятся в три этапа: отборочный, промежуточный туры и финал. В рамках области фестиваль разбивается на этапы – конкурсы:
- первый тур – городской конкурс;
- второй тур – зональный (по округам);
- третий тур – областной,
а международные и
Конкурсная программа также проходит в несколько этапов: отборочный тур, промежуточный тур и финал.
Организация конкурса во многом схожа с организацией фестиваля. Существенные различия заключаются в том, что в положении о конкурсе указывается возраст участников, обязательная программа, ограничено время выступлений. В отборочном туре проходит просмотр и прослушивание всех желающих принять участие в конкурсе. С участниками, прошедшими во второй тур, ведется активная работа: подбор репертуара, создание имиджа и т.д. Участники, вышедшие в финал, занимаются непосредственно репетиционной деятельностью. Репертуар подбирается по следующим признакам:
1. учет степени подготовленности;
2. опора на интересы участника;
3. учет степени трудности произведения;
4. разноплановость произведений – возможность для индивидуального развития способностей участников;
5. учет художественной полноценности произведения, его выразительности.
Оценку уровня исполнительского мастерства участников, как и в конкурсе, так и в фестивале осуществляет жюри.
Сроки проведения фестивалей 1-2 года, а конкурсов – до 6 месяцев.
Часто первый отборочный тур конкурсов проводится заочно с помощью аудио - видеокассет, чего не существует в организации фестивалей.
Фестиваль, в отличие от конкурса, это массовое празднество, смотр достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества.
Многогранность этого социокультурного явления дает основание рассматривать его в одном блоке с такими формами, как праздник, конкурс, олимпиада, представление и т.п. и во всех случаях мы будем близки к истине, поскольку компоненты названных форм бывают представлены на фестивале.
Заключительным этапом конкурсов и фестивалей являются Гала-концерт или выставка, на которых демонстрируются лучшие произведения. На гала-концертах происходит награждение участников от спонсоров и учредителей.
По результатам выставки могут составляться каталоги, при желании автора выставочная работа может быть продана. Для проведения Гала-концерта привлекаются профессиональные режиссеры, стилисты, шоу-мены: специально оформляется сцена, изготавливаются декорации, выстраивается программа соответственно местам лауреатов и дипломантов фестивалей и конкурсов. Предоставляется слово спонсорам. Как правило, заканчиваются подобные мероприятия финальной песней. По итогам фестивалей и конкурсов могут быть сняты фильмы, составлены каталоги, различные сборники, пособия. Популярность конкурсу или фестивалю приносит трансляция по телевидению, освещение в средствах массовой информации.
Организация и проведение фестивалей и конкурсов молодых исполнителей является ступенькой на пути в профессиональное искусство, помогает духовно наполнить досуг молодежи.
Фестивали и конкурсы имеют очень большое значение для развития народного художественного творчества. Они предоставляют возможность формировать «творческую элиту», духовно наполнить досуг населения, раскрыть специфические особенности всех форм народного художественного творчества. Художественная самодеятельность каждого типа творчества имеет свои особенности, эстетические критерии, нормы. Их учет необходим при создании, организации, проведении фестивалей и конкурсов.
В заключении можно сделать выводы, что сохранение и развитие российской культуры является одной из самых острых и актуальных проблем современности. Культура, как и другие социальные сферы общества, прежде всего испытывает на себе тяжесть нестабильной экономической ситуации. Поэтому, сегодня задача всех специалистов, так или иначе связанных с сохранением и развитием культуры, состоит в поиске и реализации способов, путей, конкретных проектов, направленных на поддержку и конструктивную работу в области культуры на всех уровнях как организационных, так и личностных.
Организация и проведение фестивалей, праздников, конкурсов различных уровней поддерживают традиционные коллективы художественной самодеятельности и стимулирует появление новых или малораспространенных видов и жанров, типов коллективов. Являясь универсальным и демократичным средством оценки и самооценки результатов творческой деятельности, фестивали, конкурсы смогут выполнять свои функции лишь при строгой и четкой организации. В противном случае не будет выявлена и показана обществу в полном объеме вся работа, которую проводят художественные коллективы, что повлечет за собой потерю интереса общества к художественному творчеству, а значит и замедлит развитие культуры.