Золотое кольцо России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 01:52, реферат

Описание работы

Золотое кольцо России - семейство туристических маршрутов, проходящих по древним русским городам, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России, центрам народных ремёсел. Количество и состав городов в конкретном маршруте может быть разным. Ниже перечислены населённые пункты, которые входят в разные маршруты. Столица Золотого Кольца — город Ярославль. Города Золотого кольца принадлежат к пяти областям: Московской, Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской

Файлы: 1 файл

Золото́е кольцо́ Росси́и.docx

— 3.81 Мб (Скачать файл)

Золотое кольцо России - семейство  туристических маршрутов, проходящих по древним русским городам, в  которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России, центрам народных ремёсел. Количество и состав городов в конкретном маршруте может быть разным. Ниже перечислены  населённые пункты, которые входят в разные маршруты. Столица Золотого Кольца — город Ярославль. Города Золотого кольца принадлежат к пяти областям: Московской, Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской. В  Золотое кольцо входят шестнадцать  основных городов — Александров, Владимир, Гусь-Хрустальный, Иваново, Калязин, Кострома, Москва, Переславль-Залесский, Плёс, Ростов Великий, Рыбинск, Сергиев  Посад, Суздаль, Углич, Юрьев-Польский и Ярославль.

Район Золотого кольца славится произведениями народного искусства. В музеях собраны образцы старинных  художественных промыслов: резьба по дереву и кости, изделия искусных кружевниц  и ювелиров, лаковая миниатюра  и живопись по эмали (финифть). Автор термина — литератор Юрий Бычков, создавший в 1967 году серию одноимённых очерков для газеты «Советская Культура».

 

Сергиев Посад

Многочисленные архитектурные  сооружения Троице-Сергиевой Лавры  выстроены лучшими зодчими страны в XV—XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения. Самое раннее сооружение в монастыре — четырёхстолпный крестово-купольный Троицкий собор из белого камня, выстроенный в 1422 году на месте деревянного одноименного храма; один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV—XV веков. Вокруг Троицкого собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль Лавры. Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный; для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица».

 

Второй по возрасту лаврский храм — Духовский — воздвигнут в 1476 году. Сложен он из кирпича и  представляет собой классический пример псковского зодчества. Завершается  он невысокой синекупольной колокольней. Крупнейшее сооружение монастыря —  Успенский собор — воздвигнуто 1559—1585 по образцу Успенского собора Московского Кремля. В работе над  иконостасом принимал участие Симон  Ушаков. Фрески выполнены в 1684 Дмитрием Григорьевым и другими. К северо-западному  краю собора примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи. С юго-западной стороны к Успенскому собору примыкает  так называемая Надкладезная часовня, сооружённая в нарышкинском стиле.

 

 

Переславль-Залесский

В городе — шесть монастырей, четыре действуют:

  •     Горицкий монастырь (закрыт в 1744 году, музей)
  •     Никитский монастырь
  •     Никольский монастырь
  •     Свято-Троицкий Данилов монастырь
  •     Сретенский Новодевичий монастырь (закрыт в 1764 году)
  •     Фёдоровский монастырь

 

В XVIII—XIX веках был центром Переславской епархии. Позднее в городе работало Переславское духовное училище. В городе девять церквей, из которых замечательны: Спасо-Преображенский собор XII века, древнейший памятник архитектуры Северо-Восточной Руси и шатровая церковь Петра митрополита (1585). Спасо-Преображенский собор — единственный из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, дошедший до нас почти в полной сохранности. В соборе были крещены многие переславские князья, в том числе, вероятно, Александр Невский, родившийся в Переславле в 1220. В XIII—XIV веках Спасо-Преображенский собор был усыпальницей переславских удельных князей. Здесь были захоронены князья Дмитрий Александрович и Иван Дмитриевич. При раскопках в 1939 году под руководством Н. Н. Воронина была обнаружена редкая декорированная треугольно-выемчатым орнаментом крышка саркофага с могилы Ивана Дмитриевича.

 

Ростов

 

 

Ростов — жемчужина  Золотого Кольца, объединяющего старейшие  города России. Значительный культурный потенциал города сделал его одним  из крупных центров туризма и  паломничества. Ростов включён в  специальную программу сотрудничества между Советом Европы и Россией  по сохранению историко-культурного  наследия.

 

Значительное прошлое  Ростова обусловило его насыщенность памятниками истории и культуры. Одним из важнейших памятников является уже сам ландшафт озёрной котловины  и прилегающей территории, на протяжении тысячелетий привлекавший сюда людей  и изобилующий памятниками археологии. Классикой не только русского, но и  мирового искусства стали архитектурные  памятники Ростова, в частности  постройки бывшего Архиерейского  дома XVII в. — Ростовский кремль. Большую ценность представляет каменная и деревянная застройка города XVIII—XX вв. Достоянием мировой культуры являются Ростовские звоны — уникальный набор музыкальных произведений XVII—XIX вв., неотделимый от замечательного музыкального инструмента — знаменитой Ростовской звонницы. Каждый из её 13 колоколов, от самого большого, весом 2 тысячи пудов (32 тонны), до самого малого, имеет своё особое звучание.

На западной окраине города, на берегу озера Неро, расположен красивейший  ансамбль Спасо-Яковлевского монастыря. Панорама Спасо-Яковлевского монастыря  с живописным сочетанием различных  по стилю архитектурных форм —  псевдоготические завершения башен, барочные и классические завершения церквей  — производит впечатление сказочного чудо-города, прекрасно вписанного в приозёрный ландшафт.

 

Ярославль

Древнейший город на Волге, основан в 1010 году. Исторический центр  города, на территории которого располагается 140 памятников архитектуры, с 2005 года является одним из 23 объектов ЮНЕСКО Всемирного наследия в России по критериям II — застройка центра Ярославля, сложившаяся в XVII—XVIII  является выдающимся примером взаимного культурного и архитектурного влияния между Западной Европой и Россией, и IV — выдающийся пример градостроительной реформы императрицы Екатерины Великой, осуществлявшейся по России между 1763 и 1830 годами.

 

Древнейшим сооружением  на территории города является Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря, возведённый  в 1506—1516 годах. В XVI веке монастырь впервые обносится каменной оградой. В 1787 году он был упразднён и превращён в резиденцию архиепископов ярославских и ростовских. В ансамбле монастыря выделяются: ограда и башни, Святые ворота, Спасо-Преображенский собор, церковь Ярославских Чудотворцев, трапезная и настоятельские покои, звонница, ризница, корпус монашеских келий.

 

 

Поистине жемчужиной древнерусской  архитектуры можно назвать Церковь  Ильи Пророка. Постройка храма начата в 1647 году купцами гостиной сотни  Скрипиными. Необычайно красив этот простой  по формам, строгий и торжественный  храм с пятью широко поставленными  главами. Его композицию дополняют  два белоснежных шатра — на колокольне и приделе Ризоположения.

Церковь Ильи Пророка славится и своим внутренним убранством. Стены, своды, откосы окон — всё свободное  пространство заполнено росписями, которые были выполнены в 1680—1681 годах артелью из пятнадцати мастеров под руководством прославленных  художников Гурия Никитина и Силы Савина. Во второй половине XVII века на правом берегу Волги сложился один из наиболее выдающихся архитектурных ансамблей Ярославля — ансамбль в Коровницкой слободе. Он состоит из двух церквей — тёплый Храм Владимирской Божьей Матери и холодный Храм Иоанна Златоуста, колокольни и Святых ворот.

 

 

Церковь Иоанна Предтечи —  вершина ярославского зодчества  XVII века, памятник мирового значения, рекомендованный ЮНЕСКО для показа туристам. Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих 15 глав — церковь ослепляет роскошью и обилием изразцов, кирпичных узоров и росписей. Это настоящая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов, не знающая равных в мировом искусстве. В Ярославле был создан первый русский профессиональный театр.

 

Кострома

 

В старой части города сохранилась  историческая структура планировки (генеральный план города был утверждён  императрицей Екатериной II в 1781 году). Основу планировки составляет лучевая сетка улиц, центр города раскрыт по отношению к Волге. Ключевым историческим памятником Костромы считается Ипатьевский монастырь.

Впервые упоминается в  летописи в 1432 году, но основан был  значительно раньше — в 1330-х годах. Территория монастыря состоит из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными  стенами. Старый город имеет форму  неправильного пятиугольника. Композиционный центр монастыря — монументальный пятиглавый Троицкий собор и звонница.

Архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря

    Троицкий собор  (1586), (1650—1652)

    Звонница (1603—1605)

    Архиерейский  корпус (XVIII в.)

    палаты Романовых  (XVI в.)

   

 

 

Также значимыми памятниками  архитектуры и истории в Костроме являются Богоявленско-Анастасьинский монастырь и комплекс Торговых рядов.

 

Иваново

 

В архитектурном плане  Иваново известно прежде всего памятниками, относящимися к эпохе конструктивизма (30-е годы XX в.): дом-корабль, дом подкова и т. п. В городе существует большое количество историко-революционных памятников, придающих ему своеобразный колорит. Интересен исторический центр города (это в основном бывшие купеческие дома XIX и начала XX в.). Определенный интерес представляет и промышленная архитектура XIX в. (в городе практически в нетронутом виде сохранилось несколько текстильных фабрик, относящихся к этому периоду, правда свободный доступ на них ограничен). Из прочих достопримечательностей можно отметить Щудровскую палатку, которая была сооружена в XVII в., и комплекс Свято-Введенского женского монастыря, основная часть которого относится к началу XX в.

 

В городе существует несколько  музеев: ивановский государственный  историко-краеведческий музей им. Д. Г. Бурылина, музей ивановского  ситца, ивановский областной художественный музей и т. п. Основные достопримечательности  Иваново:

 

 

 

  • Щудровская палатка (XVII в.)
  • Свято-Введенский женский монастырь
  • Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы (кон. XVII в.)
  • Усадьба А. Дюрингера (1910), архитектор А. Ф. Снурилов
  • Здание сельхозбанка (1927), архитектор В. А. Веснин
  • Дом-корабль (1930), архитектор Д. Ф. Фридман
  • Дом-подкова (1934), архитектор А. И. Панов
  • Комплекс зданий Иваново-Вознесенского политехнического института (1928—1937), архитектор И. А. Фомин
  • Здание Ивановского историко-краеведческого музея (1914), архитектор П. А. Трубников.

 

Суздаль

 

Суздальский кремль — древнейшая часть города, ядро Суздаля, археологически существующее с X века, а по летописям — 1024 г. Расположен Кремль в излучине реки Каменка, в южной части города. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архирейского двора с древним Рождественским собором. Архитектурный ансамбль кремля

  • Собор Рождества Богородицы (1222—1225)
  • Архиерейские палаты (XV—XVIII вв)
  • Никольская церковь (1766)

Собор Рождества Богородицы построен в 1222—1225 из туфообразного  известняка (низкокачественного белого камня), стоит на месте плинфяного храма времён Владимира Мономаха. Нынешний собор также не дошёл  до нас в первоначальном виде. От постройки XIII века сохранилась нижняя часть, ограниченная аркатурным поясом, выше которого стены выложены в XVI веке, но уже не из белого камня, а из кирпича. Древняя часть богато декорирована резьбой из гладкотесаного белого камня.

Фасады украшают фигуры львов, женские маски, затейливые орнаменты. Напротив южного фасада собора в 1635 году была построена колокольня, завершённая  высоким восьмигранным шатром. В  конце XVII века на ней установили куранты, в которых часы обозначаются буквами. Собор, палаты и связанная с ними переходом колокольня образуют замкнутый парадный двор.

Архиерейские палаты —  архитектурный комплекс, сформировавшийся на протяжении XV-XVIII вв. как жилой дом для суздальских церковных владык. Основное здание тесно связано с собором, как в композиционном, так и в бытовом отношении. В настоящее время в палатах расположен музей и ресторан. В западной части Кремля находится деревянная Никольская церковь, построенная в 1766 году и перевезённая из села Глотова Юрьев-Польского района в 1960 году, на место утраченной церкви Всех святых XVII века. Церковь Николы — один из примеров простого и древнего типа деревянных конструкций, не лишённая однако соразмерности и красоты форм.

 

 

     Монастырские  ансамбли:

  • Спасо-Евфимиев монастырь — основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город от врагов внешних и внутренних.
  • Покровский монастырь — основан в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче, нынешний вид ансамбля сложился в XVI веке, когда монастырь стал местом ссылки опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий. В XVI—XVII столетиях монастырь был одним из крупнейших на Руси.

 

 

Владимир

Город известен памятниками  зодчества владимиро-суздальской  школы:

    • крепостные Золотые ворота (1158—64, перестроены в XVII—XVIII веках) — белокаменная триумфальная арка с полуциркульным сводом из туфа, над ней надвратная церковь (обновлена в 1469 В. Д. Ермолиным; перестроена в 1810);
    • белокаменные соборы:
    • Успенский (1158—60, перестроен в 1185—1189; 6-столпный, 5-нефный, 3-апсидный храм с 5 главами; в интерьере — фрагменты фресок XII—XIII веков и фрески 1408 работы Рублёва и Даниила Чёрного; в 1810 к собору была пристроена колокольня, в 1862 — придел Георгия);
    • Дмитриевский (1194—97; 4-столпный, одноглавый, с богатой декоративной резьбой на фасадах);
    • Успенский собор Княгинина монастыря (конец XV — начала XVI века);
    • ряд церквей XVII—XVIII веков:
    • Успения Богородицы (1649);
    • Николая Чудотворца/Николы в Галеях (1732—35; нарышкинский стиль);
    • Св. Никиты/Никитская (1762—65, в стиле барокко);

Информация о работе Золотое кольцо России