Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:22, реферат
В истории культуры России XIX век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуры и т.д. Россия XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIX веке художественная российская культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые русской культуры того времени оказались актуальными и сейчас и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху «золотым веком» русской культуры.
Предисловие
1. Литература
2. Театр
3. Живопись
4. Архитектура
5. Музыка
Заключение
В начале века русский театр был театром классицизма, сентиментализма и романтизма. В репертуаре театров были трагедии на антично-мифологические и исторические сюжеты.
Утверждение реализма в театре связано с постановками пьес «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1829г.), и «Ревизор» Н.В. Гоголя (1836г.) на сцене малого театра в Москве, где блистательно играл М.С. Щепкин (1788-1863). Разработав свою реалистическую манеру игры, он создал обобщенные образы, обличавшие крепостные порядки, самодурство, невежество и тупость дворян, купеческого и чиновничьего быта.
В конце XVIII —начале XIX в. в русском театре ведущее значение приобретает просветительский сентиментализм. Просветительская идея прирожденного равенства всех людей, идея «естественного человека», обращенная в творчестве целого ряда драматургов и актеров на раскрытие противоречий крепостнического строя, помогала выявить общественную и нравственную недопустимость рабства. Внимание драматургов привлекали при этом внутренний мир человека, его душевные конфликты (драмы Н.И. Ильина, Ф.Ф. Иванова, трагедии В.А. Озерова и др.). С другой стороны, в тех сентиментальных драмах, которые были проникнуты охранительными тенденциями, проявлялось стремление к сглаживанию жизненных противоречий, черты слащавой идеализации, мелодраматизма (произведения В.М. Федорова, С.Н. Глинки и др.).
Повышенная «чувствительность», искренность сценического переживания, часто обогащаемые элементами социальной и бытовой правды в обрисовке персонажа, отличали игру Я.Е. Шушерина (1753—1813), А.Д. Каратыгиной (1777—1859) и других актеров этого времени. Сентиментализм освобождал игру актеров от власти рационалистических принципов классицизма и содействовал разрушению эпигонских традиций этой системы, развитию в исполнительском искусстве романтических и реалистических тенденций.
Развитие романтизма в русском театре начала XIX в. связано с нарастанием в драме и актерском творчестве мотивов неудовлетворенности существующей действительностью, индивидуалистического протеста, бурных переживаний свободолюбивой личности. Эти романтические черты свойственны искусству выдающегося русского актера А.С. Яковлева (1773—1817).
Значительное воздействие на развитие театра оказали эстетические взгляды писателей-декабристов. Разрабатываются темы борьбы против национального и политического угнетения, создаются образы сильных, вольнолюбивых героев, охваченных жаждой патриотического подвига («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода» Ф.Ф. Иванова, «Вельзен, или Освобожденная Голландия» Ф.Н. Глинки, «Андромаха» П.А. Катенина, «Аргивяне» В.К. Кюхельбекера и др.). Исполнительский стиль определялся сочетанием большой эмоциональности, искренности и естественности в выражении чувств с героической масштабностью характеров и пластической строгостью внешнего рисунка образа. Наиболее высокое ' и законченное выражение этот стиль нашел в творчестве крупнейшей трагической актрисы той эпохи Е.С. Семеновой (1786—1849).
Одновременно в комедии и драме продолжалось развитие реалистических тенденций, ограниченное, однако, узкими возможностями водевиля (А.А. Шаховской, Н.И. Хмельницкий, А.И. Писарев) и семейно-бытовой, консервативной по духу пьесы (М.Н. Загоскин). Стремление актеров к жизненной правде опиралось как на искренность переживания, простоту, естественность (молодой М.С. Щепкин), так и на искусство внешнего перевоплощения, копировки отдельных ярких типов (И.И. Сосницкий, Е.И. Гусева и др.).
В 30-е годы, в обстановке жестокой политической реакции, наступившей после разгрома декабристского движения, важные задачи выполняет направление прогрессивного романтизма. Романтический театр раскрывает внутреннюю драму человека, наделенного стремлением к свободе и социальной справедливости, и выражает бунт мыслящей личности против окружающего ее мира насилия и произвола. На русской сцене в эти годы получают глубокое истолкование многие произведения мировой классики и прежде всего трагедии Шекспира, в которых с необычайной силой выступает тема борьбы за человеческое достоинство. Революционные тенденции театрального романтизма 30-х годов наиболее полно выявились в творчестве гениального русского актера-романтика П.С. Мочалова (1800—-1848) — художника необыкновенной душевной мощи и экспрессии, потрясавшего зрителей бурным подъемом своего вдохновения, высокой гуманистической устремленностью своего искусства. Развитие прогрессивных освободительных тенденций в театре жестко ограничивались правительством. Вне театра остается проникнутая критическими, свободолюбивыми идеями драматургия М.Ю. Лермонтова: его драма «Маскарад» в 1835—1836 гг. трижды запрещается цензурой (отрывки из пьесы впервые были поставлены благодаря настойчивости актеров в 1852 г., а полностью она сыграна только в 1864 г.). Не допускаются к постановке драмы В. Гюго. Видное место в репертуаре занимает русская и переводная мелодрама и романтическая драма, выражающая консервативные тенденции (в том числе монархические пьесы Н.А. Полевого, Н.В. Кукольника, Р.М. Зотова и др.). Влияние реакционной идеологии сказывается и на актерском искусстве. Прогрессивная критика справедливо указывала на внутреннюю ограниченность петербургского трагика В.А. Каратыгина (1802—1853) и актеров его типа, на отсутствие большого гуманистического содержания, в их творчестве, на их приверженность к парадности и внешним эффектам.
3. Живопись
Официальным направлением в живописи первой половины XIX века был классицизм. Достижениями академического классицизма были глубокие знания Европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, высокое мастерство в создании комплекции.
Большую роль в этом завоевании реального мира искусством, в усилении эмоционального, лирического начала играл романтизм, особенно заметно проявивший себя в портретной и пейзажной живописи. Плодотворное развитие в этот период получает бытовой жанр. Отмеченные чертами романтизма портреты работы О.А. Кипренского (1782—1836) выделяются среди современных ему произведений портретного искусства одухотворенностью и пленительной простотой образов. В портретах О.А. Кипренского (1782-1836) отразилось влияние романтизма и в то же время в них наглядны элементы реализма, взгляд на человека как на независимую личность. Основоположник реализма в живописи стал П.А. Федотов (1815-1852) создатель картин «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Игрок».
Тонкую поэзию умел почувствовать в природе Италии С.Ф. Щедрин (1751—1830). В своих пейзажах, овеянных мягким, мечтательным настроением, он стремился уловить живую жизнь природы, различные ее состояния. Глубокое внимание к народу, пробужденное передовым общественным движением, отразилось в творчестве В.А. Тропинина (1776— 1857) и особенно А.Г. Венецианова (1780—1847), в чьих жанровых картинах и портретах раскрывались нравственные качества крепостных крестьян, рисовался задушевный образ русской природы.
Глубоко отразил в своем творчестве волнующие идеи современности Александр Андреевич Иванов (1806—1858). Остро ощущая социальную несправедливость, полный предчувствия грядущих перемен, он стремился найти тему, которая позволила бы показать, по его понятиям, поворотный момент в жизни человечества. Он остановился на евангельском рассказе о пришествии Мессии, казавшемся ему исполненным высокого исторического смысла. Более 20 лет художник трудился над своим монументальным полотном «Явление Христа народу», основной темой которого явилось духовное перерождение погрязших в страданиях и пороках людей. Сложная религиозно-нравственная идея о необходимости освобождения человечества от угнетения и рабства отражала противоречия в мировоззрении художника, свойственные в эти годы многим представителям дворянской интеллигенции, решавшим социальные вопросы в моральном плане. По мере работы над картиной особенно большое значение приобретал в ней образ раба, в котором, по словам самого художника, «сквозь привычное страдание впервые появилась отрада», сознание себя человеком. Огромное значение в развитии реалистического искусства имели многочисленные этюды Иванова к картине, в особенности его пейзажи. В поздний период Иванов свои замыслы и художественные искания пытался воплотить в серии эскизов на библейские сюжеты, по-новому осмыслив религиозные мифы. В высоко поэтической и совершенной художественной форме он передал красоту древних сказаний, рожденных народной фантазией, далеко уйдя от церковного понимания библии.
Большим
совершенством отличаются изделия
декоративно-прикладного
Развитие живописи и графики в начале Х1Хв. определялось реалистическими исканиями, стремлением художников к непосредственным жизненным наблюдениям, что отражало общий процесс приближения искусства к действительности. Сломав старые, условные и ограниченные рамки художественного творчества, установленные классицистической эстетикой, живописцы и графики этого времени подходят к более свободному и широкому, порой окрашенному душевной взволнованностью восприятию и постижению окружающей природы и человека.
В 30—50-е годы обострение общественных противоречий после разгрома восстания декабристов, гнет реакции и в то же время не прекращавшиеся искания передовыми людьми путей дальнейшего развития России, вызревание революционно-демократической идеологии обусловили сложный характер искусства.
Классицизм в этот период окончательно утрачивает свои прогрессивные стороны, вырождаясь в реакционный академизм. На почве отрицания самодержавного строя и вместе с тем разочарования в возможности близких социальных перемен, охватившего многие круги русского общества, а также с появлением новых философских воззрений значительное распространение получает романтизм, приобретающий по сравнению с началом XIX в. более противоречивый характер. Наряду с этим новое, сурово-объективное восприятие действительности порождало углубленные реалистические стремления, осуществлявшиеся подчас в рамках того же романтизма (в его передовых проявлениях). Но уже к 40-м годам происходит отчетливое изживание романтических тенденций, утверждение последовательно реалистических принципов в искусстве.
4. Архитектура
Русская архитектура первых трех десятилетий XIX века связана со стилем ампир, завершенным развитием классицизма. Ампир как и классицизм, ориентировался на декоративность, монументальность и должен быть как бы олицетворенностью могущего государства. Этот стиль проявился в творчестве архитектора А.Д. Захарова (1761-1811), А.Н. Воронихина (1750-1814), К.И. Росси (1775-1849), В.П. Стасова (1769-1848).
Характерная черта зодчества того времени – создание крупных архитектурных ансамблей, что особо проявлялось в Петербурге, многие квартиры, многие квартиры, которые поражают удивительной гармонией и единством. По проекту Захарова было возведено Адмиралтейство. На Невском проспекте Воронихиным построен Казанский собор, по проекту А.А. Монферрана (1786-1858) создан Исаакиевский собор.
После пожара 1882 года вновь была отстроена Москва в традициях классицизма и ампира. Архитектурным сооружениям Москвы того времени были свойственны черты лиризма, интеллигентности, простоты и ухода.
Но затем
на смену классицизму и ампиру
пришли различные эклектические
течения, в том числе русско-
В архитектуре 30—50-х годов господствует стиль позднего классицизма, но в нем нарастают черты казенного холода и абстракции. Сооружения этого времени отличаются нарушением прежнего гармонического соотношения форм и в ряде случаев перегружены декоративным убранством. В скульптуре заметно усиливаются бытовые черты. В наиболее значительных монументах — памятниках Кутузову и Барклаю де Толли Б.И. Орловского и в изваяниях. П.К. Клодта (фигуры коней на Аничковом мосту) — сказывается желание сочетать классическую строгость и монументальность с новыми приемами реалистической характеристики образа.
Задачам изображения окружающей будничной русской жизни, не получавшим настоящего отклика у мастеров исторической живописи, отвечало развитие бытового жанра, а также сатирической графики. Проникнутые живым сочувствием, а иногда и большой горечью сцены народной жизни встречаются в акварелях и рисунках Т.Г. Шевченко, картинах ряда учеников А.Г. Венецианова. К концу 30-х годов выступает группа рисовальщиков, иллюстрирующих произведения писателей так называемой натуральной школы.
В середине 40-х годов складывается глубоко демократическое по своему содержанию искусство Павла Андреевича Федотова (1815—1852), знаменующее новый этап в развитии бытового жанра. Рисуя быт чиновников, купцов, обедневших, хотя и не потерявших своих претензий дворян, Фёдотов делал достоянием искусства образы и темы, ранее не затрагивавшиеся жанровой живописью. Он показывал чванство и тупость чиновников, наивное самодовольство и хитрость толстосумов-купцов, безнадежную пустоту существования офицерства в провинции в эпоху николаевской реакции, горькую участь своего собрата-художника. Он сумел с меткой наблюдательностью при помощи красноречивых деталей охарактеризовать обстановку, типичное жизненное окружение фигур, развернуть сложное, подчас драматическое действие, с сатирической остротой изобразить характеры, поведение людей. Тонким психологизмом отличались и написанные им небольшие интимные портреты. Показывая уродство и темные стороны социальной жизни, творчество Федотова, созвучное современному ему направлению русской литературы, закладывало основы критического реализма в живописи.
Традиции русской музыкальной культуры сложились к концу XVIII века. Композиторы А.А, Алябьев (1787-1851), А.Е. Варламов (1801-1848), А.Л. Гурилев (1803-1858), Н.А. Витов (1800-1875) в первой половине XIX века создали замечательные произведения камерного жанра. Представитель романтического направления в музыке А.Н. Верстовский (1799-1862) создал оперу «Аскольдова могила», пользующаяся и поныне большой популярностью. Основоположником русской классической музыке был М.И. Глинка (1804-1857). По значению вклада в развитии музыкальной культуре Глинка занимает место равное Пушкину в литературе. Он заложил основы двух главных направлений отечественной оперной классики: народные музыкальные драмы и оперы, сказки эпического жанра. Его стиль был истинно русским в мелодическом звучании и выражении дум, чаяний и миропонимания народа.