Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:42, реферат
Стремительное развитие русской культуры в XIX веке позволило ей занять одно из ведущих, почетных мест в мировой культуре. Ученые и художники России внесли огромный вклад в сокровищницу мировой науки, художественного творчества. Именно в XIX веке российская художественная культура стала классической, создав совершенные образцы и произведения, на которые ориентировались многие поколения. Подъем культуры во второй половине века был настолько мощным, что дал основания называть это время «золотым веком» русской культуры.
«Золотой век» русской культуры.
Стремительное развитие русской культуры в XIX веке позволило ей занять одно из ведущих, почетных мест в мировой культуре. Ученые и художники России внесли огромный вклад в сокровищницу мировой науки, художественного творчества. Именно в XIX веке российская художественная культура стала классической, создав совершенные образцы и произведения, на которые ориентировались многие поколения. Подъем культуры во второй половине века был настолько мощным, что дал основания называть это время «золотым веком» русской культуры.
В значительной мере он был обусловлен ходом исторического развития России в рассматриваемый период. Начало XIX века характеризуется небывалым духовным подъемом в стране, поиском «сверху» и «снизу» антикрепостнической альтернативы, ростом общественной активности. Определяющими факторами развития культуры России стали отмена крепостного права и последующие буржуазные реформы, резко ускорившими капиталистическую эволюцию страны, в ходе которой менялось социальная структура общества и формировались общественные силы, ставившие своей целью приобщение к достижениям культуры народной массы.
Место русской культуры в мировой культуре XIX века
Проблема самоопределения России в начале XIX века: победа в Наполеоновских войнах и социальная отсталость. Русская философия и эстетика о самобытности русского пути: романтический историзм, дискуссия западничества и славянофильства, концепция «православия, самодержавия, народности». Культурное «запаздывание»: хронология русской культуры XIX века. Типология прямого влияния западного искусства на русскую культурную практику. Самобытность русской культуры как проблема. XIX век как эпоха перехода от «ученичества» к самодостаточному созиданию. Осевой взрыв в культуре второй половины XIX века. Максимализация осевых духовных исканий в сфере искусства. Художник как основной субъект культурного творчества. Русская художественная классика «золотого века» (Пушкин, Тютчев, Гоголь, Лермонтов), классика русского реализма второй половины XIX века (Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов; Чайковский, Мусоргский; Суриков), классика рубежа веков: восприятие на Западе, художественное освоение. Русская историософия XIX века (Чаадаев, Герцен, Хомяков, Леонтьев, Данилевский, Вл. Соловьев). Расцвет русской идеалистической философии и ее ключевые идеи (софийность, соборность, космизм), их влияние на национальную традицию и их восприятие европейскими мыслителями.
Реформы Екатерины
II касались не только сферы управления,
сословной организации и
Главным проводником политики Екатерины в области образования стал Иван Иванович Бецкой (внебрачный сын генерал-фельдмаршала И.И. Трубецкого), сам получивший неплохое образование за границей. Уже в 1763 г. он был назначен директором Сухопутного шляхетского корпуса и президентом Академии художеств, а в 1764 г. императрица утвердила разработанное им “Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества”, в основе которого лежала популярная тогда в Европе идея “воспитания новой породы людей”, свободных от пороков, которые затем через семью распространят принципы нового воспитания на все общество. По замыслу автора, в России следовало создать сеть училищ, где в полной изоляции от дурного влияния общества (в том числе м родных) воспитывались бы дети от 4-6 до 18-20 лет. Училища должны были быть сословными, причем особо оговаривалось образование разночинцев, т.е. выходцев из низших сословий. Для всех новых учебных заведений Бецкой разработал специальные уставы, в которых просветительские идеи в области педагогики воплотились в обязательные нормы. Уставами запрещалось бить и бранить детей, а развитие их природных качеств и склонностей, интерес к учебе предполагалось поощрять лаской и уговорами. Для широкого распространения новых идей в области образования уставы учебных заведений периодически переиздавались.
Для детей дворян открывались средние учебные заведения - по типу основанного в 1764 г. Бецким Общества двухсот благородных девиц в Петербурге (Смольный институт). Он был первым в России женским учебным заведением и пользовался особым покровительством Бецкого и самой императрицы. Екатерина часто бывала в институте и даже переписывалась с некоторыми из воспитанниц. В том же 1764 г. в Москве было открыто подобное Смольному институту Екатерининское училище. Для дворянских детей предназначался и реформированный в 1766 г. Сухопутный шляхетский корпус.
Для детей других
сословий (кроме крепостных) создавались
профессиональные училища со средним
специальным учебно-
“Благородные училища” для детей дворян создавались на средства государства, “мещанские” училища - на пожертвования граждан. Поощрение подобных денежных вкладов и пример, поданный в этом отношении императрицей, должны были способствовать созданию в обществе новой атмосферы, иных принципов во взаимоотношениях людей. В это время зарождалась российская благотворительность - явление, которому многим обязаны русская культура и образование.
Однако к концу 1770-х гг. стало ясно, что система Бецкого не дает ожидаемых результатов. Изолировать воспитанников от окружающей жизни было невозможно хотя бы потому, что детей учили люди, выросшие в иных условиях. Кроме того, отдельные созданные училища еще не образовывали системы народного образования. В 1782 г. по указу Екатерины была создана Комиссия об учреждении училищ, в составе которой работали специально приглашенные в Россию видные педагоги из Европы. Комиссия разработала план создания двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В их программы были включены математика, история, география, физика, архитектура, русский и иностранный языки. Специально для этих училищ Бецкой и Екатерина написали книгу “О должностях человека и гражданина”, в которой популярно излагались воззрения просветителей на такие разные понятия, как душа и добродетель, обязанности по отношению к Богу и обществу, государству и ближним; приводились также сведения по гигиене, советы по домоводству. В последующие годы были изданы ряд пособий для учителей, инструкции, учебники.
В результате всех этих мер в России впервые возникла единообразная система учебных заведений с общей методикой преподавания и организации учебного процесса, основанного на классно-урочном обучении. Народные училища были бессословными, но существовали они лишь в городах, и это практически закрывало доступ к образованию для крестьянских детей. В этом заключался основной недостаток реформы. Но создать в это время более разветвленную сеть школ государству было не под силу хотя бы потому, что не было еще достаточного количества учителей. В целом же масштаб и долговременное значение всего, что удалось сделать, были поистине грандиозны.
Пример императрицы, увлекавшейся чтением и сочинительством, имел благотворное влияние на развитие русской культуры. Это был тот короткий период, в течение которого существовал своего рода союз государства и культуры, когда культура остро нуждалась в поддержке государства. Проникновение государства в жизнь общества еще не стало всеобъемлющим, а культура еще не завоевала самостоятельного места, не ощутила своей самоценности. С другой стороны, “просвещенный абсолютизм” признавал свободу слова, мысли, самовыражения, не находя в них опасности. В екатерининское время шло формирование той культурной Среды, которая просуществовала в России вплоть до 1917 г. Немалая роль в этом процессе принадлежала самой императрице, которая возвела задачу культурного развития в ранг государственной политики.
Особая заслуга
принадлежит Екатерине в
В литературе можно встретить утверждения, что спор Екатерины и Новикова носил идеологический характер и повлек за собой цензурные преследования последнего. Документы не подтверждают этого, на самом деле разница во взглядах императрицы и просветителя была в то время еще незначительной. Сама же по себе открытая полемика в печати государыни с одним из подданных стала явлением беспрецедентным в русской истории. В екатерининское время у государства не было нужды защищаться от новых идей в литературе, да и авторы были еще не так смелы. Цензурные запреты касались лишь произведений печати, считавшихся еретическими, безбожными или безнравственными.
Развитие культуры
стимулировало процесс
Другое направление русской общественной мысли этого времени связано с масонством. Масонские идеи начали проникать в Россию на рубеже XVII - XVIII вв., однако наибольшее их распространение пришлось на середину века, когда масонами стали виднейшие государственные деятели - братья Чернышевы, братья Панины, Р.И. Воронцов и др. По некоторым данным, масонские собрания происходили у Петра III в Ораниенбауме в бытность его великим князем, а позднее одним из главных масонов стал любимец Екатерины И.П. Елагин. Масонами были также поэты А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.И. Майков, М.И. Попов и Г.Р. Державин, архитектор В.И, Баженов и др. Через увлечение масонством прошли в молодости Щербатов и Радищев. Масоны провозглашали построение общества свободны людей путем самоочищения и самосовершенствования, освобождения от всех сословных и национальных рамок. Для думающего человека XVIII в. масонство представлялось альтернативой идеологии официальной государственности и столь же неприемлемому слепому копированию французской или прусской культуры. Казалось, что в масонстве русский человек, уже оторвавшийся от национальной почвы, сознающий эту оторванность и страдающий из-за этого, нашел некий “третий путь”. Практическая деятельность масонов в России этого времени не отделима от чисто просветительской, направленной на просвещение народа.
В 70-е гг. и в русском и в западноевропейском масонстве наступает период, связанный с разочарованием в идеях и опыте просветителей. В духовных поисках масонов начинает преобладать мистическое познание; они верили, что путем открытия некоей мистической тайны мироздания удастся совершить то, что не удалось с помощью разума. Эти новые идеи в сочетании с таинственными обрядами привлекли к масонству достаточно большое число сторонников. И тогда оно стало опасным с точки зрения властей - ведь речь шла чуть ли не о новой идеологии с религиозным оттенком. Отнесшись поначалу к масонству с известной долей презрения как к модному чудачеству и легкомыслию, позднее императрица увидела в нем явную опасность для самодержавной власти.