МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный электротехнический
университет
«ЛЭТИ»
им. В.И. Ульянова (Ленина)»
(СПбГЭТУ)
Гуманитарный факультет
Кафедра Социологии и политологии
Социологическое
исследование
На тему:
«Проблема адаптации
иногородних студентов первого курса»
Выполнила студентка гр.
1703
Размыслова Е.А
Проверила
Мельник Е.В
Санкт-Петербург
2011 г.
Юноши и девушки, окончив
школу, переходят на новый жизненный
этап. Этот этап включает в себя смену
не только места учебы, места жительства,
но и смену уже устоявшегося коллектива.
Новоиспеченным студентам нужно привыкнуть,
адаптироваться к новому коллективу, где
им зачастую придется находиться в течении
4-6 лет, к новым правилам и нормам университета
и к устоям другого города, если студент
первокурсник сменил место жительство.
Психолого-возрастные особенности студенчества
характеризуются эмоциональной незрелостью,
открытостью, внушаемостью. В этот период
студентам важно именно окружение, в котором
они находятся. Очень часто в одну группу
попадают юноши и девушки с разным социальным
уровнем, а именно – провинциалы и городские
жители. Исходя их вышесказанного и из
того, что студенческая жизнь начинается
именно с первого курса, можно считать,
что процесс успешной эффективной, оптимальной
адаптации студентов первокурсников к
жизни и учебе в ВУЗе – залог дальнейшего
развития каждого студента как человек,
гражданина, будущего специалиста и так
же очень значимый и порой сложный и долгий
процесс.
Каждый этап студенческой
жизни и учебы имеет свои трудности,
однако многое определяется на начальной
стадии обучения. Этот период больше связан
с «примеркой», «реконструкцией», во-первых,
прежней системы взаимоотношений
учащихся с педагогами, а во-вторых,
их знаний, умений, установок на обучение.
Происходит осмысление новой социальной
роли студента – первокурсника, появляется
самооценка правильности принятого
решения, постепенно формируется отношение
к избранной профессии, к особенностям
учебного процесса и его требованиям,
к товарищам по группе и преподавателям.
Студент всматривается в свое
профессиональное будущее, пытается найти
поддержку. На этой основе у студента
возникают новые стремления и
планы. Так же на этом этапе иногородние
студенты – первокурсники, уехав
из родного города, сталкиваются с тем,
что им приходится самим создавать условия
для благополучного проживания в общежитии
или на съемной площади. Они учатся жить
самостоятельно, они должны грамотно распоряжаться
деньгами. Если родители не могут обеспечить
их достаточной суммой денег, что бы не
переживать за их нехватку, многие вынуждены
будут пойти на работу и совмещать ее с
учебой, что может привести к разным последствиям.
Студент может больше уделять внимания
работе и забросить учебу, в итоге его
может ждать отчисление, и его ожидаемое
светлое будущее будет потеряно. Или он
потерять работу и опять будут трудности
с деньгами. Все это сложно и может оказаться
непосильным для человека, который буквально
пару месяцев назад был под заботой родителей.
Они решали эти не простые проблемы. И
он может быть еще и не готов к этой самостоятельной
жизни и все это сваливается на его голову.
Есть и другие проблемы
иногородних студентов – первокурсников.
Они оказываются одни в незнакомом
городе, где возможно существует множество
соблазнов. Которые могут сломать его
жизнь, испортить его. Студент может начать
совершать ужасные поступки и свернуть
с пути по-которому он хотел пройти
и того же хотели его родители. Он становится
один в городе, где нет ни близких ни друзей,
ему не на кого положится, он может быть
замкнут и застенчив и в итоге ему будет
тяжело наладить новые контакты, знакомства.
Для любого человека это будет сильный
стресс, когда он ощущает себя одиноким.
Объект нашего исследования
иногородние студенты – первокурсники
«ЛЭТИ». Предметом нашего исследования
является способ адаптации иногородних
студентов – первокурсников. Цель
исследования выявить основные способы
адаптации иногородних студентов
– первокурсников.
Для достижения поставленной
цели были выделены следующие задачи:
- Изучить факторы, влияющие
на адаптацию студента.
- Узнать о наличие возникших
трудностей у иногородних студентов первокурсников
с начала обучения в ВУЗе.
- Выявить, с какими трудностями
столкнулись иногородние студенты первокурсники
при адаптации, если таковые возникли.
- Выяснить, насколько смогли
адаптироваться студенты в течение первого
семестра.
При описании проблемы я оперировала
следующими понятиями: иногородние студенты;
адаптация студентов; трудности, возникшие
у студентов при адаптации. Для глубокого проникновения
в суть поставленной проблемы необходимо
разобраться свыше перечисленными понятиями,
которыми я оперировала для подробного
ее изучения и исследования.
- Иногородние студенты. Иногородние,
иногородцы - так казаки называли всех
пришлых поселенцев, подразумевая под
этим людей "иного роду", не казачьего,
из "иных (неказачиьх) городков", не
местных, не знакомых с казачьими обычаями
и правилами. Исходя из этого определения,
под иногородними студентами мной подразумевались
студенты, приехавшие из города, который
находится на расстояние более 400 км. Я
взяла именно это расстояние, так как студентам,
чей город находится ближе к городу, в
котором они стали учиться, быстрее приехать
домой, они больше знакомы с правилами
и устоями города.
- Адаптация студентов – это
процесс приспособления студентов к новым
климатическим условиям, к новому коллективу,
к новым бытовым условиям и привыкания
к новому процессу обучения.
- Трудности, возникшие при адаптации.
Ими могут выступить бытовые трудности,
экономические, трудности самоорганизации,
проблемы с преподавателем, трудности
с группой. Студент, уезжая от родителей
в другой город, начинает жить самостоятельно.
За него никто не будет делать повседневную
домашнюю работу, он должен сам готовить
еду, убирать, стирать. Тут и возникают
бытовые трудности. Студент должен грамотно
распоряжаться деньгами, не бросать их
на ветер, что бы потом не голодать.
Существует множество
факторов, которые влияют на процесс
адаптации студента. Они могут, как
замедлять, затруднять процесс адаптации,
так и ускорять, способствовать к
быстрому привыканию студента к изменившимся
условиям.
Субъективные факторы
– это, прежде всего психотип студента.
От того на сколько он замкнут в себе или
на сколько быстро умеет находить общий
язык с новыми людьми зависит скорость
его адаптации. Так же к данной группе
факторов можно отнести пол и возраст.
Взаимоотношения с одногруппниками,
однокурсниками не менее важный фактор.
Если студент не найдет общий язык
хоть с кем-то из них, то он будет чувствовать
себя одиноким, ему будет труднее адаптироваться.
Этот фактор можно отнести к внешним и
к прямым факторам.
К косвенным факторам относятся:
климат, материальное положение в семье.
Климат так же может относиться к общим
факторам и к внешним.
К специфическим факторам
можно отнести психотип и состояние
влюбленности. Любо́вь — чувство, свойственное
человеку, глубокая, самоотверженная привязанность
к другому человеку или объекту, чувство
глубокой симпатии. Так если у студента
есть взаимная привязанность к человеку
противоположного пола, и они
находятся на период учебы на большом
расстояние, студенту будет тяжело в эмоциональном
плане. Он будет переживать за близкого
человека, ему будет одиноко. У него может
возникнуть депрессия, а за тем и трудности
в учебе.
На основание выше изложенного
можно выделить ряд гипотез, характеризующих
и объясняющих поставленную проблему
социологического исследования. Мной
были выдвинуты следующие гипотезы:
- Иногородние студенты первокурсникам
при адаптации сталкиваются с трудностями
в другом городе.
- Студенты для снятия напряжения,
возникающего из-за трудностей, в процессе
адаптации, начинают злоупотреблять спиртными
напитками.
- Из-за возникающих трудностей,
таких как трудности самоорганизации,
проблемы с преподавателями в процессе
адаптации у студента падает уровень успеваемости.
- Студенту легко адаптироваться
к новому коллективу, так как окружающие
его люди не знают, как он будет вести себя
в той или иной ситуации, поэтому он может
показать себя, так как он хочет.
- Для более эффективной адаптации
студент обращается к специалисту, за
психологической помощью.
- Как правило, у иногороднего
студента первокурсника в новом городе
нет знакомых людей, к которым он может
обратиться за помощью, что вызывает сложности
в адаптации.
- Для адаптации студентам необходимо
общение, и для этого они вступает в различные
студенческие организации.
АНКЕТА
- Пол:
- Возраст:
- Тип обучения:
- Факультет:
- Есть ли у вас молодой человек \ девушка?
- Как далеко он \ она от вас находится?
- Оцените, пожалуйста, ваше финансовое положение(в месяц):
- менее 10000
- 10000-15000
- 15000-20000
- более 20000
- затрудняюсь ответить
- Источники Вашего дохода(возможен выбор нескольких вариантов ответа)
- Обеспечивают родители
- Работаете
- Получаете стипендию
- Получаете какие-либо социальные выплаты
- Другое___________________________________________
- Работаете ли Вы:
- Да, постоянно занят
- Да, подрабатываю по выходным
- Да, подрабатываю пару раз в месяц
- Не работаю
- Другое___________________________________________
- Тип законченного вами среднего образовательного учреждения:
- Колледж
- Школа
- Лицей
- Гимназия
- Техникум
- Училище
- Другое
- Место проживание:
- Общежитие
- Съемная жилплощадь
- Другое____________________________________________
- Изменилось ли у вас количество свободного времени с начала учебы в ВУЗе?
- Как изменилось время, отведенное для сна?
- Как изменилось количество времени, затрачиваемое на подготовку к занятиям?
- Какие трудности возникли у Вас, при адаптации к обучению? (возможно несколько вариантов ответа)
- Трудности с группой
- Бытовые трудности
- Экономические
- Проблемы с преподавателями
- Трудности самоорганизации
- Сложные предметы
- Не возникли
- Другое____________________________________________
- Как быстро вы привыкли к новому коллективу:
- С первых дней
- В течение нескольких недель
- В течение нескольких месяцев
- Не привык до сих пор
- Затрудняюсь ответить