Адаптация пожилых людей в современном обществе посредством досуга
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 22:38, дипломная работа
Описание работы
Цель исследования: изучение потенциала досуговой деятельности как фактора успешной адаптации пожилых людей в современном обществе. Задачи: 1. Раскрыть положение пожилых людей на современном этапе. 2. Дать характеристику процесса адаптации пожилых людей в современном обществе. 3. Изучить опыт работы специализированных центров с пожилыми людьми. 4.Проанализировать опыт работы по организации досуга
Содержание работы
Введение Глава1. Теоретические аспекты изучения процесса адаптации пожилых людей в современном мире. 1.1 Характеристика пожилых людей в современном обществе 1.2.Особенности процесса адаптации пожилых людей в современном обществе. Глава 2. Реализация системы досуговой деятельности с пожилыми гражданами. 2.1. Изучение опыта работы по адаптации пожилых людей в современном обществе посредством досуговой деятельности. 2.2. Анализ практического опыта по адаптации пожилых на примере............. ( где Володя проходит практику учреждение) Заключение Литература
В то же время не возникает
ни малейших сомнений в том, что проблема
социализации пожилых людей не только
существует, но и более значима для этого
возрастного периода по сравнению с предыдущим.
Успешная социализация пожилых людей
-- одно из основных условий поддержания
высокого качества их жизни. Психологическая
составляющая стиля жизни является одной
из наиболее острых и на сегодняшний день
мало исследованных проблем, связанных
с пожилыми людьми. Достаточно много говорится
об экономических и медицинских проблемах,
с которыми сталкиваются люди позднего
возраста. Но уровень медицинского обслуживания
и материального обеспечения не соотносится
прямо с уровнем психологического комфорта
и оптимальным для человека стилем жизни.
Это доказывается и тем, что вопросы, связанные
с психологическим состоянием и социально-психологической
адаптацией пожилых, в первую очередь
начали исследоваться в наиболее развитых
и экономически благополучных странах,
где пенсионное обеспечение и медицинское
обслуживание пожилых людей находятся
на достаточно высоком уровне. Сложность
состоит в том, что, если экономические
и медицинские вопросы могут решаться
централизованно и стандартно для всех
людей определенной возрастной группы,
то проблемы психологические должны решаться
индивидуально, на основе личностных качеств
пожилого человека и социальной ситуации.
Опросы, проводимые
учеными, социологами и чиновниками, отвечающими
за работу с пожилыми людьми, показали,
что среди наиболее важных проблем, связанных
с повышением уровня собственной жизни,
пожилые люди отмечают одиночество, состояние
здоровья и экономические проблемы. Таким
образом, несмотря на актуальность качества
медицинского обслуживания и доходов,
практически всех пожилых людей мучают
психологические проблемы: нарушение
привычного образа жизни, отсутствие внимания
со стороны общества и близких, одиночество
Говоря о социальной
адаптации применительно к пожилым людям,
М.Д.Александрова дает следующее определение:
«Под социальной адаптацией понимается
то, как старые люди, получившие новые
качества в силу возраста, приспосабливаются
к обществу, и как общество приспосабливает
старых людей к себе. Называют старость
«возрастом плохой адаптации», которая
происходит вследствие различных соматических
и психических изменений личности, а также
в связи с переменами в семейной жизни
и окружающей обстановке» изучая проблемы
адаптации пожилых людей к статусу пенсионера
при помощи личностно-ролевого подхода,
предположила, что социальная адаптация
пожилых заключается во вхождении в круг
ролей, соответствующих статусу пенсионера.
Повседневная, рутинная
жизнь пожилых, как правило, не является
исполнением какой-либо роли, а неструктурированные
ситуации поздней жизни вызывают депрессии
и тревогу, так как пожилые чувствуют вакуум
социальных ожиданий и недостаток норм
для них. Вполне справедливо пожилой возраст
называют стадией систематических социальных
потерь и отсутствия приобретений. «Главные
жизненные задачи выполнены, ответственность
уменьшается, зависимость возрастает.
Эти потери связаны с болезнями и физическим
недомоганием. Эти потери и их корреляты
зависимости, изоляции и деморализации
прогрессивно увеличиваются в поздней
жизни». Они ясно показывают пожилому
человеку понижение участия в социальной
жизни и увеличение его маргинальности.
Другим фактором, определяющим
социальную адаптацию, являются ценностные
нормы, эталоны, традиции общества в целом
и пожилых людей в нем, так как адаптация
не может быть исследована вне связи с
функционированием общественных отношений
в целом, вне объективных социальных процессов.
С точки зрения В.С.Агеева, «успешность
адаптации в новых условиях прямо связана
с успешностью (скоростью, объемом, «точностью»)
овладения стереотипами новой группы»
При этом процессы групповой идентификации
и усвоение групповых стереотипов идут
параллельно и обуславливают один другой,
т.е. стереотипы начинают усваиваться
в том случае, если человек идентифицирует
себя с группой, в полной мере осознает
себя ее членом.
Успешность адаптации
зависит от степеней статусной и ролевой
определенности, которые прямо пропорциональны
уровню социальной идентичности, т.е. степени
отождествления человечком себя с определенными
культурной, национальной, социальной
и возрастной группами. В массовом сознании
роль пенсионера, вдовца, просто пожилого
человека -- очень неясная, и в обществе
отсутствуют соответствующие ролевые
ожидания. Потеря ролей и, как следствие
этого, ролевая неопределенность деморализуют
пожилых. Это лишает их социальной идентичности
часто оказывает негативное влияние на
психологическую стабильность.
Поскольку целевой
функцией процесса социальной адаптации
служит самосохранение «общества-семьи-личности»
в их взаимосвязи и развитии, адаптация
пожилых людей представляется сложным
образованием, состоит из многих составляющих
и ее критериями являются:
- на уровне общества --
степень сближения ценностных
ориентации различных половозрастных
групп общества и степень совпадения
авто- и гетеростереотипов пожилых;
- на уровне группы -- степень
ролевой адаптации, степень позитивности
социальной идентичности, степень
инкорпоризации (замыкания пожилых
на своем непосредственном окружении);
- на уровне личности --
приспособление к самому процессу
старения и степень позитивности
личностной идентичности.
Исследования процесса
психологической адаптации пожилых людей
проводились в русле не только социальной
психологии, но и в отечественной геронтологии.
Например, в адаптационно-регуляторной
теории старения, разработанной В.В.Фролькисом,
раскрыты положения о том, что одновременно
с процессами возрастной деструкции и
дезорганизации в старости происходит
развитие и укрепление адаптационно-регулятивных
процессов, направленных на выживание,
повышение жизнеспособности, увеличение
продолжительности жизни. Применительно
к психическому старению, отмечает Н.Ф.Шахматов,
это выражается в формировании в старости
новой активной жизненной позиции, отражающей
переоценку прошлых ценностей, пересмотр
прошлых установок, выработку определенного
отношения к собственному старению. При
благоприятных формах психического старения
образ жизни полностью приспособлен к
изменившимся в старости внешним и внутренним
условиям. В случае неблагоприятного,
болезненного психического старения вопросы
адаптации пожилых людей становятся клиническими
проблемами .
Лишь небольшое число
пожилых людей минует негативную фазу
кризиса пожилого возраста. Большинству
из них необходима внимательная и квалифицированная
помощь специалистов, близких людей и
общества в целом. В нашей стране использовать
общественное мнение для организации
помощи людям позднего возраста легче,
чем во многих странах Западной Европы.
Это объясняется тем, что в нашем обществе
существуют достаточно устойчивые положительные
стереотипы пожилых людей, в которых позитивно
оцениваются их опыт, знания и умение выстоять
в сложных житейских ситуациях. Значит,
у пожилых людей возможно сформировать
установку на их значимость для молодых,
на помощь им, а у молодых -- на принятие
этой помощи, причем не столько в домашнем
хозяйстве, сколько в профессиональной
и социальной деятельности.
Необходимость найти
адекватную сферу применения активности
пожилых людей связана и с тем, что пик
социальной активности пожилых совпадает
с предпенсионным периодом (у мужчин в
возрасте 56 -- 60 лет, у женщин от 50 до 55 лет).
По мнению В.В. Пациорковского, это связано
с усилением напряжения, возникающего
в связи с неизбежным освобождением от
занятости. Однако можно предположить,
что причина заключается в особенностях
протекания возрастного кризиса, в процессе
самосознания личности, в результате которого
и возникает переоценка целей, ценностей,
интересов и потребностей. С выходом на
пенсию у пожилого человека меняется число
социальных групп, с которыми он взаимодействует,
что влечет за собой качественную трансформацию
в осознании себя. Так, члены семьи ожидают,
что после выхода на пенсию пожилой человек
станет больше внимания уделять домашним
заботам, но вышедший на пенсию человек
не только не ориентирован на домашнее
хозяйство, но и дает низкую оценку такому
способу времяпрепровождения. В.Д.Шапиро
на основе проведенных исследований также
отмечает, что наиболее часто из негативных
последствий прекращения работы отмечается
увеличение нагрузки по дому и при этом
ощущения своей бесполезности. Скорее
всего, домашняя работа не рассматривается
пожилыми людьми как общественно полезная.
Кроме того, по мнению Л. П. Липовой, они
чувствуют себя оторванными от коллектива
Совместная деятельность, имеющая общественную
значимость, восстанавливает автономию
и независимость пожилого человека, компенсирует
ему уменьшение личностного социального
потенциала, поэтому в периоды, предшествующие
старости, пожилые тяготеют к активной
социальной жизни. Анциферова Л. И., отмечает,
что пожилые люди хотят и могут быть полезны
обществу. Пожилые консервативны, догматичны
в том случае, если они не заняты трудовой
деятельностью, особенно связанной с творчеством.
Поэтому более молодые
члены общества часто отказываются следовать
советам пожилых, тем более не всегда понимают
их переживания. Поиски выхода из этого
круга вызывают у пожилых людей стремление
общаться со сверстниками. Обращает на
себя внимание именно актуальность контактов
со сверстниками, а не с членами своей
семьи. При этом помощь и понимание многие
пожилые люди стремятся найти тоже у сверстников,
а не у родных. Это связано и с экономическим
положением молодых, которые часто не
могут взять на себя полностью содержание
престарелых родителей, а также с тем,
что, как и в подростковом возрасте, другое
поколение плохо понимает их. Таким образом,
преодолеть возникающие проблемы, найти
способ адекватной социально-психологической
адаптации к той ситуации, в которой они
находятся, пожилые люди могут скорее
в общении со сверстниками, которые сталкиваются
с теми же проблемами, имеют примерно такие
же жизненный опыт и стереотипы восприятия.
При этом, безусловно, необходимо учитывать
тот факт, что группа пожилых людей неоднородна
по социальному составу, жизненному опыту,
стереотипам и оценочным эталонам, а потому
общение необходимо налаживать среди
людей со сходным социальным статусом,
общими ценностными ориентациями и установками.
Расширение и углубление
общения становится непременным условием
социализации в этом возрасте. Сложность
формирования новых личностных контактов
связана с тем, что многие пожилые люди
испытывают коммуникативные трудности.
Фундаментальные исследования показывают,
что в большинстве случаев пожилые люди
страдают от нарушений в сфере коммуникации
и от конфликтов, относящихся к этой области.
Две трети пожилых, обратившихся за помощью
в психиатрическую амбулаторию института,
говорили о проблемах контактов.
При внешней контактности
пожилые люди далеко не всегда психологически
готовы завязывать новые знакомства, не
всегда и не у всех есть прямая потребность
в контактах. Многие из них приспособились
к одиночеству, удовлетворяясь поверхностными
формами общения. Авторы отмечают специфику
взаимодействия пожилых людей между собой.
Так, они стремятся избежать разочарования
в знакомствах, подмечая мельчайшие детали
поведения других, которые часто не соответствуют
их идеализированному эталону. Пожилые
люди боятся быть непонятыми, страшатся
разочарований и эмоциональных потрясений,
они предполагают неудачи в общении, а
в результате избегают его, хотя и страдают
от его недостатка.
Непонятная многим
молодым людям политическая активность
пожилых, их участие в митингах и демонстрациях
часто объясняются стремлением к общению,
иногда неосознанным. Не у всех пожилых
людей за этой митинговой агрессией стоит
осознанный выбор социальной позиции,
скорее это ностальгия по молодости и
стремление к стереотипному поведению.
Возможность наладить контакты со сверстниками
в других, более социально приемлемых
формах, существенно снизила бы эту социально
небезопасную активность, которую часто
используют определенные группы в своих
политических интересах. Нахождение оптимальных
путей коррекционной работы с этой группой
пожилых людей является важной задачей
не только для психологов и геронтологов,
но и для социологов и политиков.
Исследования показывают,
что существует несколько способов компенсации
того эмоционального напряжения, в котором
находятся пожилые люди, повышения уровня
их социально-психологической адаптации.
Это общение с природой, увлечение искусством
(как в плане творчества, так и в плане
восприятия), появление новой значимой
деятельности, новых интересов, перспективы
(это особенно важно для людей старше 70
лет).
Эмпирические данные
свидетельствуют о том, что общение с природой,
домашними животными (кошками, собаками
и другими), уход за комнатными цветами,
садом и огородом существенно снижают
уровень напряженности, компенсируют
недостаток общения пожилого человека.
У людей, много времени проводящих на природе,
менее выражен страх одиночества, ниже
уровень агрессии и практически не наблюдается
депрессивное состояние.
Не менее значимое воздействие
оказывает и увлечение искусством. Пожилые
люди, которые часто ходят в театр, консерваторию,
посещают музеи и выставочные залы, психически
намного устойчивей и в меньшей степени
подвержены депрессиям, чем их сверстники,
которые равнодушны к искусству. Можно
предположить, что эти интересы, входя
в структуру личности, образуют устойчивую
мотивацию, которая не изменяется с кризисом
и не подвержена динамике в зависимости
от статуса, круга общения и других возрастных
факторов. Такое поведение становится
тем стилем жизни, который придает устойчивость
адаптационному процессу в целом.
Для психологической
адаптации людей пожилого и старого возраста
очень важна временная перспектива. Эмпирически
установлено, что с возрастом стремление
к будущему уменьшается, но [если деятельность
личности ограничивается только решением
задач сегодняшнего дня, то ее психологическая
организация обедняется, так как по своим
творческим возможностям человек может
решать более сложные проблемы. Прогрессивное
развитие личности как способ существования
обеспечивается проявлением активности
в разрешении противоречий между изменяющимися
условиями бытия и реальными возможностями
удовлетворения потребностей и интересов.
Поэтому, хотя пожилым людям более свойственна
ориентация на прошлое, при планировании
определенной деятельности возможна и
ориентация на будущее. При этом длительная
перспектива, как правило, не имеет такого
эффекта, как краткосрочная, примерно
от полугода до полутора лет. Такая перспектива
позволяет человеку строить определенные
планы, снимает депрессию и страх смерти,
помогает преодолеть болезни, так как
дает уверенность в завтрашнем дне и открывает
в нем реальные Для достижения даже старыми
людьми цели.