Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:46, реферат
Современное общество живёт в информационной эре, когда человек не мыслит своё существование без информации, которая помогает ему сориентироваться в жизни и выжить.
Проблема в том, что информация, которую получает человек, может быть не только конструктивной, но и способной влиять деструктивно на сознание, подсознание и, в итоге, поведение людей.
Один из основных каналов, по которым общество получает информацию, - это СМИ, которые стремятся осветить максимально возможное количество явлений действительности. В том числе – и о насилии.
К. Лоренц считает, что между различными человеческими популяциями все же имеются различия в их изначальной(врожденной) степени агрессивности, что сложилось в результате естественного отбора. В качестве примера чрезвычайно агрессивного народа он приводит племя индейцев Юта. По мнению Лоренца, человек агрессивен, т.к. произошел от приматов. Поскольку последние являются травоядными животными, то у них совершенно отсутствует присущий хищникам "инстинкт убийцы". У хищников для сохранения вида должен был в результате эволюции возникнуть механизм тормозящий внутривидовую агрессию, т.к. "инстинкт убийцы", направленный на себе подобных привел бы к полному вымиранию вида. У гоминидов же необходимости в таком механизме не было(природа не могла предусмотреть, что в руках "голой обезьяны появится смертоносное оружие)(3). К. Лоренц в своей работе, посвященной агрессии, трактует ее как движущую силу борьбы за выживание, причем эта борьба в основном происходит внутри одного вида(3).
Р. Докинз рассматривал индивидуума,
как эгоистичную машину, запрограммированную
на то, чтобы как можно лучше обеспечивать
свои гены в целом, т.е. как машину выживания.
Таким образом машины выживания одного
вида более непосредственно покушаются
на жизнь другой. Одна из причин этого
состоит в том, что представители одного
вида, будучи очень сходными между собой,
вынуждены конкурировать за все необходимые
им ресурсы. Одним из важных ресурсов являются
брачные партнеры. Конкуренция обычно
происходит между самцами за самок. Это
означает, что самец может обеспечить
сохранение своих генов, если он нанесет
какой-то ущерб другому самцу, с которым
он конкурирует. Логичный образ действия
состоит в том, чтобы убивать своих соперников,
а затем съедать их. Но каннибализм и убийство
в природе встречаются крайне редко. И
в самом деле, самая примечательная особенность
схваток между животными состоит в том,
что этоформальные состязания, происходящие
подобно боксу или фехтованию строго по
правилам. Если противник своим поведением
признает поражение, то победитель воздерживается
от нанесения смертельного удара или укуса.
В таком случае получается, что только
HOMO SAPIENS -единственный вид, убивающий себе
подобных, как единственный наследник
каиновой печати(4). По мнению Г. Маркузе,
цивилизация перманентно нуждается в
сублимации и десексуализации, чем ослабляет
создающий ее Эрос, высвобождая его разрушительный
двойник(Танатос)т.е.агрессию. Это угрожает
культуре распадом инстинктов, причем
влечение к смерти(разрушению, деструкции,по
большей части иррациональной) стремится
взять верх над инстинктами жизни(созиданием)(8).
Основатель психоанализа З.Фрейд впервые
сформулировал свое понимание агрессии
в работе "По ту сторону принципа удовольствия"
(1912). В ней он рассматривал агрессию как
соединение Эроса(либидо, созидающего
начала) и Танатоса(мортидо, деструктивного
начала), с преобладанием последнего, т.е.
как слияние сексуального инстинкта и
инстинкта смерти при доминировании последнего.
Фрейд считал, что агрессия в человеке
этопроявление и доказательство биологического
инстинкта смерти. Он утверждал(1933), что
Танатос противостоит Эросу, и его целью
является возвращение к неорганическому
состоянию. Но каким образом , в таком случае,
человек живет достаточно долго, имея
врожденный инстинкт смерти? Фрейд считал,
что есть механизм нейтрализации внутренней
агрессии, который является главной функцией
Эго. Но Эго не появляется вместе с рождением
ребенка, а формируется в процессе его
развития. Вместе с его формированием
начинает развиваться и механизм нейтрализации
агрессии. Доктор H.Parens, посвятивший свою
научную деятельность изучению агрессии
у детей, считает безусловным то, что дети
уже рождаются с разным уровнем агрессии.
Правда, он практически идентифицирует
агрессию с активностью, считая, что при
нормальном развитии личности агрессия
трансформируется в активность. Фрейд,
как известно, тоже вначале использовал
термины "агрессивный" и "активный"
как синонимы(1909), хотя в дальнейшем, в
работе "Новые вводные лекции" (1933),
он использовал слово "активный"
не как синоним агрессивности, а как наиболее
важную характеристику этого инстинкта.
H.Parens также отмечает, что агрессия может
проявляться в разных формах, однако все
эти формы имеют одну общую черту-они представляют
собой попытку субъектов контролировать,
воздействовать и справляться с самими
собой и окружающим миром. Достижение
любой цели требует взятия под контроль
каких-либо факторов встречающихся на
пути к цели(способстыующих или препятствующих
ее достижению. Цель, выражаясь языком
информационной термодинамики есть стремление
к борьбе с хаосом (энтропией) к структурированному
состоянию(упорядочению. Для этого необходима
энергия назовем ее в данном случае активностью.
Тогда агрессия есть модулированная энергия,
направленная на устранения препятствий,
ведущих к цели. Вместе с тем Фрейд придавал
не столь большое значение феномену агрессии,
считая либидо и инстинкт самосохранения
доминирующими силами в человеке. Его
ученик Адлер в 1908 г. в качестве принципа,
объединяющего психологические и биологические
явления, ввел понятие агрессивного стимула
в качестве всеобщего("основного")
инстинкта. Отсюда все примитивные влечения,
каким бы образом они ни проявлялись, оказываются
подчиненными этому главному(агрессивному)
стимулу. Агрессивный инстинкт становился
эквивалентом психической энергии, служащей
для компенсаторного преодоления(агрессивным
путем) органических недостатков, свойственных
тому или иному индивиду;"...неустойчивое
психологическое равновесие восстанавливается
посредством удовлетворения примитивного
влечения через возбуждение и проявление
агрессивного импульса". В случае одномоментного
проявления, сексуального, и агрессивного
инстинктовпоследний(по мнению Адлера)
всегда доминирует. В последующем Адлер
пришел к выводу, что агрессивный инстинкт
(импульс) есть способ преодоления (препятствий,преград
на пути к цели, витальным потребностям)
и; следовательно адаптации.(2) Г.Маркузе
пользуясь учением Фрейда утверждает,
что цивилизация начинается с введения
запретов на первичные инстинкты. Можно
вычленить два главных способа организации
инстинктов: а) сдерживание сексуальности,
формирующейся в длительных и расширяющихся
групповых отношениях, и б) сдерживание
инстинктов разрушения, ведущее к господству
мужчины и природы, а также индивидуальной
и социальной морали. По мере того как
союз этих двух сил все более и более успешно
способствует сохранению жизни укрупняющихся
групп, Эрос берет верх над Танатосом:
социальное использование вынуждает инстинкт
смерти служить инстинктам жизни. Однако
сам процесс цивилизации и увеличивает
объем сублимации и контролируемой агрессии;
и в том и в другом случае происходит ослабление
Эроса, высвобождающее деструктивность.
Это заставляет предположить, что прогресс
связан с регрессивной тенденцией в структуре
инстинктов, и что рост цивилизации наталкивается
на постоянное (хотя и подавляемое) побуждение
к окончательному удовлетворению потребностей
и достижению покоя. Макс Шеллер указал,
что "сознательный или бессознательный
порыв или воля к власти над природой является
главным мотивом в отношении современного
человека к бытию, который в структурном
плане предшествует современной науке
и технологии как "до и алогическое"
начало научной мысли и интуиции. Организм
"a priori" переживает природу как стремящуюся
к господству и потому подлежащую овладению
и контролю. А следовательно, труд превращается
в силу и провокацию, направленную на борьбу
с природой, на преодоление сопротивления.
При установке на такое отношение к труду
образы объективного мира предстают как
" символы направленности агрессии";
действие предстает как осуществление
господства, а реальность как сопротивление(8).
Фромм различает два вида агрессии. Первый
вид является общим как для человека, так
и для животных-это филогенетически заложенный
импульс к атаке или бегству в зависимости
от ситуации, когда возникает угроза жизни.
Эта оборонительная, "доброкачественная"
агрессия служит для выживания индивида
или рода; она имеет биологические формы
проявления и затухает, как только исчезает
опасность. Другой вид представлен "злокачественной"
агрессией деструктивностью или жестокостью,
свойственными только человеку и практически
отсутствующими у других млекопитающих;
она не имеет филогенетической программы,
не служит биологическому приспособлению
и не имеет таким образом никакой конкретной
цели. Фромм понимает отношение доброкачественно-
Фромм выделяет ряд действий, которые именует псевдоагрессией, относя к ним такие ее виды как непреднамеренную(например случайное ранение человека), игровую(необходимую в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций), а также не имеющей никакой деструктивной цели и отрицательных мотиваций(гнев, ненависть).Фехтование, стрельба из лука, различные виды борьбы развились из потребности поразить врага, но затем полностью утратили свою первоначальную функцию и превратились в виды спорта. Концепция агрессии как самоутверждения находит свое подкрепление свидетельствующих о наличии связи в наблюдениях между воздействием мужских половых гормонов и агрессивным поведением(там же).
Оборонительная агрессия-является фактором биологической адаптации. Мозг животного запрограммирован таким образом, чтобы мобилизовать все наступательные и оборонительные импульсы, если возникнет угроза витальным интересам животного, например, в случаях, когда животное лишают жизненного пространства или ограничивают ему доступ к пище, сексу или когда возникает угроза для его потомства. Очевидно,что цель оборонительной агрессии состоит в сохранении жизни, а не в разрушении. Также филогенетически запрограммирован и человек: на угрозу его витальным интересам он реагирует либо атакой, либо бегством. Хотя эта врожденная тенденция у человека выражена менее ярко, чем у животных, все же многие факты убеждают, что у человека тоже есть тенденция к оборонительной агрессии. Она проявляется, когда возникает угроза жизни, здоровью, свободе или собственности(последнее актуально, когда субъект живет в обществе, где частная собственность является значительной ценностью).Конечно, агрессивная реакция может быть обусловлена моральными и религиозными убеждениями, воспитанием и т.д.; на практике также встречается у большинства индивидов и даже у целых групп. Вероятно, оборонительным инстинктом можно объяснить большую часть воинственных проявлений человека(там же). Однако, несмотря на то, что нейрофизиологические паттерны и у человека, и у животных достаточно близки, становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного различны. При этом речь идет о следующем: 1.Животное воспринимает как угрозу только явную опасность, тогда как человек, наделенный даром предвидения и фантазией, реагирует не только на сиюминутную угрозу, но и на возможную опасность в будущем, на свое представление о вероятности угрозы. Иными словами механизм оборонительной агрессии мобилизуется не только тогда, когда человек чувствует непосредственную опасность, но и тогда, когда явной угрозы еще нет. Получается, что индивидуум дает агрессивную реакцию на свой собственный прогноз. 2. Человек обладает не только способностью предвидеть реальную опасность в будущем, но и позволяет себя уговорить, допускает, чтобы им манипулировали, руководили, чтобы его убеждали. Он готов увидеть опасность там, где ее нет. Именно этим Фромм объясняет начало большинства современных войн. 3.Дополнительное усиление оборонительной агрессии у людей ( по сравнению с животными) обусловлено спецификой человеческого существования. Человек,подобно зверю, защищается, когда что-либо угрожает его витальным интересам. Однако сфера витальных интересов человека значительно шире, чем у зверя. Человеку для выживания нужны не только физические, но и психические условия. Он должен поддерживать некоторое психическое равновесие(психический гомеостаз), чтобы сохранить возможность выполнять свои функции. Для человека все, что способствует психическом комфорту, столь же важно в жизненном смысле, как и то, что служит комфорту телесному. И самый важный витальный интерес заключается в сохранении своей системы координат, ценностной ориентации. От нее зависит и способность к действию и, в конечном счете, -осознание себя как личности(там же). Фромм трактует реакцию на витальную угрозу следующим образом: страх обычно мобилизует либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегству. Последний вариант часто встречается, когда человек ищет выход, чтобы "сохранить свое лицо". Если же условия столь жестки, что избежать позора или краха невозможно, то тогда вероятнее всего произойдет реакция нападения. Страх, как и боль, -являются в высшей степени негативно заряженными чувствами, и человек стремится любой ценой от них избавиться. Часто в бегстве от страха и боли человек прибегает к таким средствам как секс, сон или общение с другими людьми. Но наиболее действенным способом является агрессивность. Если человек находит силы из пассивного состояния страха перейти в нападение(к агрессии, деструктивному поведению) здесь же исчезает мучительное чувство страха(там же).
Одним из видов биологического приспособления является инструментальная агрессия, которая преследует определенную цельобеспечить то, что необходимо или желательно. Разрушение (деструкция)само по себе не является целью, оно служит лишь вспомогательным средством для достижения подлинной цели. В таком смысле данный вид агрессии подобен оборонительной, однако отличается от последней по ряду других аспектов. Среди млекопитающих только у хищников, для которых агрессия служит способом пропитания, существуют врожденные нейронные связи, мотивирующие нападение на добычу. В случае гоминидов и человека агрессивность основана на обучении и не имеет филогенетической программы. При анализе этого феномена Фромм пользуется понятиями "необходимое" и "желательное". Необходимое есть безусловная физиологическая потребность, например, в утолении голода(или сексуальной потребности). Когда человек совершает кражу из-за того, что у него нет элементарного минимума средств, чтобы прокормить себя и свою семью, такую агрессию можно квалифицировать как действие, имеющее под собой физиологическую мотивацию. Под желательным можно подразумевать желаемое. Люди( в отличие от животных)хотят иметь не только то, что им необходимо для выживания, и не только то, что составляет материальную основу достойной человека жизни, большинство людей отличается алчностью: накопительством, неумеренностью в пище и питье и сексе, жаждой власти, славы. При этом какая-либо из перечисленных сфер становится чьей-то страстью(там же).
Биологически адаптивная агрессия служит делу жизни. Однако только человек подвержен влечению мучить и убивать и при этом испытывать удовольствие. Это единственное живое существо, способное уничожить себе подобных безо всякой для себя пользы или выгоды(там же). Одним из основопологающих факторов для формирования злокачественной агрессии Фромм считает хроническую невротическую депрессию(дистимия, снижение витального фона) и как ее следствия скуку(тоску). В результате эволюции человек приобрел такие свойства психики, которые встречаются только у него и не имеют аналогов у других видов. К ним можно отнести сознание, разум и воображение. Последние не могут существовать в вакууме и требуют для своего существования и функционирования описание мира, своего рода структуры, карты мира. Описание мира может быть примитивным, как это бывает в диких племенах, или чрезвычайно сложным, как в цивилизованном обществе. Внутри этой структуры задается своего рода система координат, пользуясь которой человек может регулировать свое поведение и получать ценностные ориентиры, а именно; к чему следует стремиться и чего следует избегать. Человеку жизненно необходимы цель, а также объект почитания. Объектом почитания может служить все что угодно-от простейших идолов в диких племенах до Бога в сложнейших монотеистических религиях. Человеческий мозг нуждается не только в минимальном отдыхе, но и в некотором количестве возбуждения(эмоционально значимых стимулах). Г.Селье описывает это состояние как состояние эустресса. Известно, что дефицит эмоционально значимых стимулов, особенно в раннем возрасте(сенсорная депривация) особенно часто приводит к формированию личности агрессора, причем значимость этого фактора в формировании агрессивности на порядок выше чем физические наказания и другие вредные в воспитательном отношении факторы. Известно, что в условиях сенсорной изоляции человек начинает испытывать нарастающий страх вплоть до паники и галлюцинации(чему свидетельство экспериментальные исследования). Фромм в качестве одного из важнейших условий созревания индивида приводит наличие чувства единения. Э.Эриксон тщательно разработавший эту тему, и являющийся ее основоположником сообщает о необходимости для человека в идентификации себя с другими людьми(референтной группой), нацией и т.п., то есть когда он может сказать "Я такой как они, они такие же как я". Для человека предпочтительней идентифицировать себя с такими субкультурами, как хиппи или наркоманы, чем не идентифицировать себя вовсе(1). Фромм различает три категории лиц по отношению к проблеме скуки и возбуждения: 1)Люди, способные продуктивно реагировать на стимулирующее раздражение; они не знают скуки. 2)Люди, постоянно нуждающиеся в дополнительном стимулировании, а также в постоянной смене раздражителей; эти люди обречены на хроническую скуку, но поскольку они ее компенсируют, то практически и не осознают. 3)Люди, которых невозможно ввести в состояние возбуждения нормальным (для большинства людей) раздражителем. Эти люди больны и часто вполне могут осознавать эту свою ущербность.В третьем случае, по мнению Фромма, преобладают лица, страдающие хронической депрессией, которая, соответственно, сопровождается хронической же скукой. Особо опасным следствием "некомпенсированной скуки" выступают насилие и агрессивность. Чаще всего это проявляется в пассивной форме, когда, например человеку нравится смотреть жестокие кровавые сцены, в частности по телевидению. А от пассивного удовольствия по поводу жестоких сцен и насилия всего лишь один шаг к многочисленным формам активного возбуждения, которое достигается ценой садистического и деструктивного поведения. Как следствие хронической невротической депрессии(дистимии) и сопровождающей ее скуки Фромм описывает отсутствие интереса к общению с другими людьми и затруднения в этом общении. Все эмоции у таких личностей находятся в застывшем состоянии: они не испытывают радостей, зато не знают ни боли, ни горя.
Далее Фромм пишет о значении структуры характера в формировании садизма. У человека, который еще в меньшей степени чем шимпанзе, детерминирован инстинктами, развились компенсаторные способности, выполняющие функцию инстинктов. Такую компенсаторную роль у человека играет характер, являеющийся специфической структурой, организующей человеческую энергию, направленную на достижение цели, а также определяет паттерн поведения. Фромм выделяет особый садистско-эксплуататорский характер, суть которого состоит в эксплуатации других людей, которых обладатель такого характера деперсонифицирует, т.е. относится к ним как к "человеческому материалу" или средству достижения цели, винтикам в собственной машине(вспомним, что среди идеологов фашизма бытовало понятие "человеческий материал"). К слову упомянем известную мысль И.Канта о том, что человек ни в коей мере не может быть средством, он всегда есть цель). Деперсонификация это по сути есть процесс превращения субъкта в объект или иными словами человека в вещь. Основным стремлением продуктивной личности Фромм считает жажду любить, дарить, делиться с другими. Влечения эти, обусловленные характером, бывают настолько сильными, что кажутся обладателю такого характера абсолютно естественными. Человек с садистически-эксплуататорским характером может вести себя как сверхальтруист, но за этим всегда просматривается неискренность(там же).
Фромм вводит понятие "социальный характер", под которым понимает трансцедентирование человеческой(имманентной ему как биологическому виду) энергии в специфической форме необходимой для функционирования конкретного общества. Категория "характер" вводится Фроммом, как одна из важнейших для объяснения феномен злокачественной агрессии, т.к. страсть к разрушению и садизм обычно коренятся в структуре характера. Таким образом, у человека с садистическими наклонностями эта страсть по объему и интенсивности становится доминирующей компонентой структуры личности.
Фромм вводит такие понятия как "биофилия"
и "некрофилия", понимая под первым
стремление ко всему живому, растущему,
а под вторым ко всему мертвому и механическому.
некрофилия характерологическом смысле
определятеся Фроммом как страстное влечение
ко всему мертвому, больному, гнилостному,
разлагающемуся; страстное желание превратить
все живое в неживое, страсть к разрушению
ради разрушения, интерес ко всему чисто
механическому(
Согласно Фрейдовскому взгляду на садизм, даже те садистические желания, которые внешне не связаны с сексуальностью, все равно имеют сексуальную мотивацию.
Жажда власти, жадность или нарцисизм-все эти страсти определенным образом проявляются в сексуальном поведении. Нет такой сферы деятельности, в которой характер человека проявлялся бы точнее , чем в половом акте: именно потому, что здесь менее всего можно говорить о "заученном поведении", о стереотипе или подражании. А.Гелен отмечал, что духовные институты радикально канализируют притязания субъекта, его представления и рефлексии. Он также критикует эпоху, которая обрекает человека на утрату контактов с миром, делая его пленником фантазии. Он рассматривает фантазии как недостатокиллюзию, обман, дереализацию. Но в то же время Геленовская теория фантазии многослойна-он считает человека "фантазирующим существом". Одиночество и самоуглубление. Существенный признак отличающий человека от животных самоуглубление. Животное знакомится с внешним миром, но не может стать само для себя объектом познания(9).
Как и животное человек окружен вещами и другими существами, но не растворяется в них, подобно животному, но может отгородится от них, углубившись в себя(там же).
Бытие в реальности с малой долей рефлексии возможно лишь при достаточно высоком базальном-аффективном фоне, который сопровождается достаточно сильной интенсивностью восприятия и способностью к концентрации внимания. В противном случае он погрузится в себя с последующей рефлексией и последующее будет подчинятся законам внутреннего мира-идеаторной сфере(фантазиях и рефлексии), той самой, которая "порождает чудовищ". Такой уровень бытия, В геленовском смысле подобен сну, дереализации(там же).
Как считает Г.Маркузе на всем протяжении существования общества культурному подавлению подвергались не только его общественное, но и биологическое состояние, не только отдельные стороны бытия человека, но сама структура его инстинктов. Однако именно в этом принуждении и заключалась основная предпосылка прогресса. Так как неуправляемый(неподавляемый) сексуальный инстинкт и его двойник агрессивный инстинкт губительны. Разрушительная сила обоих инстинктов проистекает из императивного стремления к получению максимального удовольствия-удовлетворении как самоцели. Вспоминается пример с мышью которой в мозговую зону удовольствия были введены электроды и которая стимулировала себя до той поры пока не погибла от истощения. Отсюда возникла необходимость отклонить инстинкты от их цели путем наложения на них запретов-гарантом этих запретов служит обычно власть оправляя это с помощью различных законов и моральных и социальных норм, а также религиозных догматов. С репрессии, регламентации, модификации инстинктов начинается цивилизация. Сублимированная таким образом энергия идет как на творческий, так и на рутинный труд целью которого является поддерживание цивилизации. Узда на инстинктах поддерживается силовыми структурами власти, а также положительными и отрицательными санкциями. Человекообразное животное только тогда становится человеком, когда происходит радикальная трансформация его природы, оказывающей воздействие не только на цели инстинктов, но также на их "ценности", т.е. принципы, управляющие достижением целей. Эту перемену Фрейд описал как трансформацию принципа удовольствия в принцип реальности. Бессознательное в человеке стремится только к достижению удовольствия; психическая деятельность любого действия, которое могло бы вызвать неприятные(болезненные) переживания"(8). Однако несдерживаемый принцип удовольствия непременно ведет к конфликту с природным и человеческим окружением. Индивид приходит к тому, что полное и безболезненное удовлетворение всех его потребностей невозможно. Происшедший после этого кризис приводит к новому принципу-реальности. Вследствие этого человек приобретает умение отказываться от моментального, неверного и чреватого опасностью удовольствия ради отсроченного, сдерживаемого, но "гарантированного" удовлетворения(там же).