Активная и пассивная демографическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 01:33, реферат

Описание работы

Цель работы: провести анализ демографической политики в развитых и развивающихся странах.
Задачи работы:
- определить подходы к изучению демографических и экономических процессов;
- выявить направления демографической политики развивающихся стран;
- изучить демографическую политику в развитых странах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Демографическая политика…………………………………………....4
§ 1.1 Определение, понятия, структура, основные направления демографической политики……………………………………………………...4
§ 1.2 История демографической политики…………………………….………..8
§ 1.3 Меры демографической политики……………………………………......12
§ 1.4 Концептуальные подходы к проведению демографической
политики………………………………………………………………………….14
§ 1.5 Подходы к изучению демографических и экономических
процессов…………………………………………..……………………………..21
Глава 2. Демографическая политика в развитых странах………………….....27
§ 2.1 Направления демографической политики развивающихся стран…...…27
§ 2.2 Особенности демографической политики в развивающихся
странах……………………………………………………………….……….…..30
§ 2.3 Опыт реализации демографической политики…………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 216.79 Кб (Скачать файл)

Определенным эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения.

Динамика численности населения Франции следующая: 1801 год – 28,3 млн. человек, 1901 год – 40,7 млн. человек, 2002 год - 59,8 млн. человек.

В конце XIX - начале XX веков началось резкое снижение естественного прироста населения и рождаемости во Франции, которое объяснялось стремлением многочисленных мелкобуржуазных слоев (Франция – государство-рантье) ограничивать число детей в семье. Несмотря на постоянное снижение смертности, темп снижения рождаемости был выше. Участие в XX веке в двух мировых войнах, мировой кризис 30-х годов обусловили депопуляцию: за 1914-1919 годы население страны сократилось на 3 млн. человек, за 1939-1945 годы – еще на 1,2 млн.

Активная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится во Франции с начала 20-х годов прошлого века. Причем до 1967 года была запрещена продажа контрацептивов, до 1975 года — запрещены аборты.

В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат и налоговых льгот семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка (пронаталистская политика). В результате среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%.

Суженный режим воспроизводства населения побуждал правительство стимулировать миграцию иностранных рабочих и принимать меры по повышению рождаемости. С 60-х годов XIX века до 30-х годов XX века миграционный прирост населения Франции составил 3,2 млн. человек, что обеспечило 3/4 общего прироста числа жителей. В 1931 году во Франции было 2,7 млн. иностранцев и 0,4 млн. натурализовавшихся. В 1931 году рабочие-иностранцы составляли свыше 40% шахтеров, 1/3 металлургов, 1/4 строителей и 1/3 сельскохозяйственных рабочих.

Во второй половине XX века, за 1946-1974 годы население Франции увеличилось на 12,1 млн. человек, в том числе на 8,5 млн. человек — за счет естественного прироста населения, на 2,4 млн. человек - за счет иммиграции и на 1,2 млн. человек —  за счет репатриации французов из бывших колоний.

Современные меры демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми.

Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на двоих детей — 107 евро в месяц, на троих — 244, на четверых — 382, на пятерых — 519, на шестерых – 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет — 30 евро и старше 16 лет — 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.

В зависимости от дохода семьи выплачиваются следующие дополнительные пособия:

- пособие на каждого ребенка в возрасте до трех лет в зависимости от дохода с четырех месяцев беременности в размере 154 евро;

- пособие одиноким родителям 502 евро в месяц плюс надбавка  на каждого ребенка 167 евро в  месяц;

- пособие к новому учебному  году на детей с 6 лет до 18 лет, которые учатся в размере 67 евро;

- семейная доплата семьям  или одиноким родителям с низкими  доходами, имеющими 3 трех и более  детей в возрасте от 3 трех до 21 года в размере 139 евро в месяц.

Помимо этого еще установлены пособия на учебу на детей-инвалидов (107 евро в месяц), жилищные пособия семьям с детьми.

Выплачиваются также пособия по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим дома. Размер пособия зависит от дохода семьи. Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33658 евро, а возраст детей 3 года. Пособия на детей от 3 до 6 лет не превышают 500 евро в квартал. Выплачиваются также пособия семьям, нанимающим нянь для детей младше 6 лет.

Пособия родительского присутствия выплачиваются родителям вынужденным прекратить или сократить свое присутствие на работе из-за тяжелой болезни ребенка. Размер пособия зависит от оставшегося дохода. Предусмотрены надбавки для одиноких родителей. Детям-сиротам назначается ежемесячное пособие 100 евро.

В последние годы введены также единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% базовой зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, а отпуск по беременности стал оплачиваться в размере 90% заработка.

 

 

Заключение

 

Современное мировое хозяйство характеризуется продолжающимся ростом численности населения, однако происходит замедление темпов его прироста. При этом выявляются значительные различия в демографических процессах, наблюдаемых в странах с разным уровнем экономического развития. Мировое население растет стремительными темпами, и по прогнозам ООН продолжит расти, однако, это происходит неравномерно. В основном увеличивается население развивающегося мира стран Азии, Африки и Латинской Америки. В результате возникает демографическая асимметрия, которая в дальнейшем будет нарастать.

В развитых странах, завершивших демографический переход, снижение фертильности и рост продолжительности жизни ведет к таким последствиям как стабилизация населения и его старение при этом, международная миграция становится основным источником роста населения в этих странах.

В развивающихся странах, несмотря на относительно успешную политику снижения фертильности, сохраняются высокие темпы прироста в связи с «демографической инертностью», не завершенным демографическим переходом. В странах с переходной экономикой, переживших кризис перехода от административно-плановой системы к рыночной экономике и ухудшение условий жизни наблюдается деформированная структура населения, сокращение численности населения, ведущее к депопуляции.

Попытка определить взаимосвязь темпов роста населения показала что население и ресурсы как две важные переменные величины очень подвижны и эластичны, что не позволяет проводить прямые арифметические связи между ними. Снижение темпов прироста населения не всегда ведет к росту уровня экономического развития и наоборот. При этом нельзя игнорировать факт того, что прирост населения может внести свой вклад в производство ВВП.

В целях регулирования проблем народонаселения правительства проводят демографическую политику. В данном вопросе так же наблюдаются кардинальные различия в подходах и методах решения проблемы в странах с разным уровнем развития. Так в развитых странах большее внимание уделяется сохранению стабильного прироста населения, обеспечивающего замещение, широко обсуждаются меры способствующие росту предложения труда. В странах с развивающейся экономикой политика скорее направлена на максимально возможное снижение прироста населения при этом не исключается применение репрессивных мер. Роль государственного финансирования при решении демографических проблем на сегодняшний день имеет первостепенное значение. К примеру, целый ряд исследований доказывает, что в краткосрочной перспективе субсидии или налоговые льготы действительно влияют на рождаемость, а эффективное финансирование сферы здравоохранения позволяет снизить уровень смертности и увеличить продолжительность жизни.

Финансирование механизмов воздействия государства на демографические процессы осуществляется через финансовое обеспечение демографической политики, которая подразумевает комплекс мер, принимаемых государством с целью повлиять на режим демографического воспроизводства в заданном направлении.

Достижение целей демографической политики в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Для реализации эффективной демографической политики необходимо множество условий, принципиально важным из которых является государственное финансирование, которое, в свою очередь, предусматривает последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.

На сегодняшний день достижение намеченных целей проведения демографической политики возможно исключительно экономическими мерами. В арсенал экономических мер входят денежные дотации – ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком.

Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения в Российской Федерации являются:

- федеральный бюджет РФ;

- бюджеты субъектов РФ;

- бюджеты муниципальных образований;

- средства государственных внебюджетных фондов;

- средства коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.

Финансовое обеспечение демографической политики – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения, перераспределения и использования фонда финансовых ресурсов, направляемых на решение демографических проблем.

Расходы на реализацию демографической политики можно классифицировать по следующим основным направлениям:

- здравоохранение;

- семейная политика (выплата пособий по поддержанию материнства и детства, выплата материнского капитала);

- жилищная политика (ипотечное кредитование, предоставление жилья многодетным семьям);

- социальное обеспечение.

Бюджетное финансирование направлений демографической политики можно разделить на две части – финансирование объема услуг и конкретные целевые программы. В первом случае средства поступают к конкретному бюджетополучателю, во втором финансирование поступает в ряд отраслей. Приоритетные направления демографической политики реализуются в рамках целевых программ. Путем реализации таких программ решаются проблемы перераспределения финансовых ресурсов в пользу тех общественных отношений, с которыми связывают первоочередную возможность участвовать в воспроизводстве населения и поддержанию демографического баланса.

Комплекс мер демографической политики формируется по трем направлениям: повышению рождаемости и укреплению института семьи; улучшению здоровья и росту его продолжительности жизни; обеспечению необходимого миграционного прироста и совершенствованию привлечения и использования трудовых мигрантов. Отечественный и зарубежный опыт осуществления политики по стимулированию рождаемости и укреплению семьи показывает, что наиболее распространенными являются различные денежные пособия, выплачиваемые единовременно или ежемесячно.

В России установлено ежемесячное пособие на ребенка одного из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей). Это распространяется на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает 100 процентов величины прожиточного минимума.

В целом принципы предоставления единовременных пособий гораздо более дифференцированы в сравнении с другими мерами, они в большей степени носят социально адресный характер, теснее привязаны к доходам и социальному статусу семей. В России единовременное пособие при рождении ребенка в условиях резкого удорожания жизни, роста цен и общих первичных затрат на обеспечение ребенка сразу после его рождения играет существенную роль в компенсации не сопоставимых со средними доходами граждан единовременных трат, связанных с рождением ребенка.

Стоит отметить, что при решении демографических проблем важную значимость имеет и государственное финансирование социальной сферы, финансовая обеспеченность которой оказывает первостепенное влияние на эффективность проводимой государством демографической политики.

Социальная сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относится, прежде всего, сфера социальных услуг: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура.

Таким образом, решение демографических проблем государством невозможно без достаточного обеспечения финансовыми ресурсами социальной сферы, от благосостояния которой зависит эффективность реализации применяемых мер в рамках демографической политики.

 

Список использованной литературы

 

1. Демография. Учебное пособие  для ВУЗов (изд:4) Симагин Ю. А., Глушкова Вера, Винокуров Александр, Семагин Ю. А., Макар Светлана. М. : КНОРУС, 2010. – 288с.

2. Доклад о развитии  человеческого потенциала в Российской  Федерации за 2008 г. / Под общей  редакцией А.Г. Вишневского и С.Н. Бобылева; 2009. – 208с.

3. Коротаев А. В., Халтурина Д. А. Современные тенденции мирового развития. М.: ЛИБРОКОМ/URSS, 2009. – 240с.

4. Мировая экономика. Международные  экономические отношения. Глобалистика: Учебник / Суэтин А.А. М.:КНОРУС, 2008. – 320с.

5. Мировая экономика: Учебник  для вузов / И.П.Гурова. М.: Издательство  «Омега-Л», 2009. – 391с.

6. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 512с.

7. Мировая экономика. Ломакин  В.К. 3-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 672с.

Информация о работе Активная и пассивная демографическая политика