Актуальные проблемы женщин инвалидов и роль социального работника в их решении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 07:27, доклад

Описание работы

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство, сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям, формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов Инвалидность является проблемой не одного человека или даже не части населения, а всего общества в целом. Постоянный рост численности инвалидов, с одной стороны, и углубление внимания к каждому индивиду, вне зависимости от его физических, психических и интеллектуальных способностей, совершенствование представлений о ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с другой, - все это предопределяет важность совершенствования социально-реабилитационной деятельности с людьми с ограниченными возможностями

Файлы: 1 файл

Актуальные проблемы женщин инвалидов и роль социального работника в их решении.docx

— 23.64 Кб (Скачать файл)

Актуальные проблемы женщин инвалидов и роль социального работника в их решении

 

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство, сообразно  уровню своего развития, приоритетам  и возможностям, формирует социальную и экономическую политику в отношении  инвалидов Инвалидность является проблемой не одного человека или даже не части населения, а всего общества в целом. Постоянный рост численности инвалидов, с одной стороны, и углубление внимания к каждому индивиду, вне зависимости от его физических, психических и интеллектуальных способностей, совершенствование представлений о ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с другой, - все это предопределяет важность совершенствования социально-реабилитационной деятельности с людьми с ограниченными возможностями [1].

Инвалидность  в современных условиях представляется не как проблема определённого круга  “неполноценных людей”, а как проблема всего общества в целом. Её сущность определена правовыми, экономическими, производственными, коммуникативными, психологическими особенностями взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью. Самые серьёзные аспекты связаны  с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам  и лицам с хроническими заболеваниями активно включиться в жизнь общества. Именно поэтому структура производства и быта, культуры и досуга, социальных услуг остаётся неприспособленной к нуждам больных людей.

Однако, в действительности люди с ограниченными физическими возможностями зачастую лишены возможности полного участия в деятельности той социально культурной системы, к которой они относятся. Отсутствие такой возможности является следствием физических и социальных барьеров, которые возникают в результате незнания, безразличия или страха. В этих условиях наличие гендерного неравенства усложняет процесс социальной реадаптации женщины-инвалида. Распространенность предубеждений и дискриминации в отношении женщин-инвалидов, а также степень их отстранения от нормального социального общения создают психологические и социальные проблемы для многих из них. Такое отношение зачастую приводит к отстранению их от социальной и культурной жизни.

Известно, что  в социально-психологическом плане  инвалидность ставит перед человеком  множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические  аспекты лиц с ограниченными  возможностями. Инвалидность – это  специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности  в самых разнообразных её сферах. Вследствие этого женщины-инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования. Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число таких женщин занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью.

Проблема социальной реабилитации женщин-инвалидов является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря на это, процесс социальной реабилитации этой категории граждан находится в процессе изучения [2].

В этой связи социально-бытовые  проблемы, которые испытывают женщины-инвалиды, в основном связаны с ограничением функции самообслуживания, то есть это способность самостоятельно одеваться, принимать пищу, соблюдать личную гигиену, самостоятельно передвигаться, самостоятельно садиться или вставать. Удовлетворение перечисленных потребностей - непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении женщин-инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.

Взаимоотношения инвалидов и здоровых людей подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. Поэтому следует отметить, что женщины-инвалиды в этих взаимоотношениях занимают не совсем приемлемую позицию. У многих из них не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, работодателями.

Инвалиды далеко не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей  с точки зрения лишь некоторых  моральных качеств - доброты, отзывчивости и т.п. Не вполне гармонично складываются и взаимоотношения с другими  людьми, имеющими ограниченные возможности. В этой связи следует отметить, что принадлежность к группе людей с ограниченными возможностями вовсе не означает, что другие члены этой группы будут настроены к нему соответствующим образом. Опыт работы общественных организаций инвалидов показывает, что женщины-инвалиды предпочитают объединяться с людьми, имеющими идентичные заболевания, и негативно относятся к другим

Важнейшим условием и средством  обеспечения женщинам-инвалидам  равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества является формирование доступной среды жизнедеятельности.

Особенно остро данная проблема стоит для категории  женщин, имеющих такие формы инвалидности, как: повреждение опорно-двигательного аппарата, нарушение зрения [3].

Почему же возникает эта  проблема? В первую очередь, можно говорить о физическом ограничении, или изоляции женщины-инвалида, - это обусловлено либо физическими, либо сенсорными (нарушения слуха или зрения), либо интеллектуально-психологическими недостатками, которые мешают ей самостоятельно передвигаться или ориентироваться в пространстве.

Второй барьер - трудовая изоляция. Вследствие патологии женщина-инвалид имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. Это ведет к возникновению следующего барьера – малообеспеченность как результат социально-трудовых ограничений. Следует отметить, что женская инвалидность влечет за собой более низкий материальный доход по сравнению с мужчиной-инвалидом, даже несмотря на некоторое снятие информационного барьера, вследствие включения людей с ограниченными возможностями в мировое интернет-пространство.

Инвалиды как социальная категория людей, находятся в  окружении здоровых по сравнению  с ними и нуждаются в большей  степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и  рекомендациями, известен механизм их реализации. Практически все нормативные  акты касаются льгот, пособий, пенсий и  других форм социальной помощи, которая  направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их и подавляла бы развитие иждивенческих  тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание  связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями  и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.

По месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить на 2 категории:

-находящихся в домах-интернатах;

-проживающих в семьях [4].

Указанный критерий - место  проживания - не следует воспринимать как формальный. Он теснейшим образом  связан с морально-психологическим  фактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов.

Важную роль в преодолении  возникших проблем разного характера  у женщин инвалидов играют социальные работники. Здесь можно говорить о том что социальные работники являются связующим звеном между государством и людьми которые оказались в трудной жизненной ситуации, в частности инвалидами. Они помогают людям с ограниченными возможностьями развивать социальные навыки, а так же увеличивать социальное функционирование и обеспечить рекомендации, терапию и направление к более высокому уровню социального развития. Социальный работник может оказать помощь: в создании условий, при которых женщины инвалиды могут проявить свои возможности и на их основе адаптироваться к новым условиям жизни в обществе; в решении вопросов социальной поддержки женщин инвалидов,  при необходимости, в получении от организаций труда и социальной защиты населения средств передвижения для инвалидов, различных видов протезирования; в обучении лица с ограниченными возможностями навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах.

Роль социального работника  состоит в том, чтобы создать  особую среду в домах-интернатах. Терапия средой занимает ведущее  место в организации образа жизни  женщин-инвалидов. Основным направлением является создание активной, действенной  среды обитания, которая побуждала  бы женщин инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.

Для реализации идеи активизации  среды можно использовать занятость  трудом, любительские занятия, общественно-полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно-развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой  перечень мероприятий  должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые  инвалиды. В связи с этим, социальному  работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-интернатах. С  учетом таких задач, социальный работник должен знать функциональные обязанности  медицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить общее, сходное  в их деятельности и использовать это для создания терапевтической  среды.

Для создания положительной  терапевтической среды социальному  работнику необходимы знания не только психолого-педагогического плана. Нередко  приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение  или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений  женщин инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции.  При работе с женщинами инвалидами важно  выявление лидеров из контингента  лиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное влияние  через них на группу способствует формированию общих целей, сплочению  инвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению.

Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется  в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание женщин инвалидов в своего рода социальном изоляторе, каким является дом-интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей. Роль социального работника состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно-характерологических особенностей проживающих, организовать социально-бытовую и социально-психологическую адаптацию женщин инвалидов.

Оказание содействия в  поступлении инвалидов в учебное  заведение является одной из важных функций участия социального  работника в реабилитации этой категории  лиц. Важным разделом деятельности социального  работника является трудоустройство  инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях.

При этом социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне  профессий для инвалидов и  др. и оказывать им действенную  помощь.

При осуществлении реабилитации женщин инвалидов, находящихся в  семьях, и тем более живущих  одиноко, важную роль приобретает морально-психологическая  поддержка этой категории лиц. Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычных  связей, ухудшение материального  положения - вот далеко неполный перечень проблем, которые могут дезадаптировать женщину-инвалида, вызвать у нее депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации [5]. Роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник должен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и владеть основами психотерапии

Таким образом, участие социального  работника в реабилитации женщин-инвалидов  носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих человеку с ограниченными возможностями доверительно относиться к этой категории работников.

 

Список использованной литературы

  1. Ярошенко М., Актуальные проблемы инвалидности, Сборник научных трудов(1991), 314 с.
  2. Сивец С.М., Социальная реабилитация инвалидов (правовые и практические аспекты реализации), Международ.научно-практическая конференция (2003), 114-115 с.
  3. Е. Ярская-Смирнова, Т.Кочеткова, Е.Чуева., Женщины и инвалидность: опыт дискриминации и преодоления. 48 (2006), с.187-189.
  4. Алешин Д.А., Медико-социальные аспекты инвалидности и социальная реабилитация инвалидов в Москве, Автореферат (2005), 28 с.
  5. В.Б. Смычек., Реабилитация больных и инвалидов. Москва:Мед.лит.,2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Актуальные проблемы женщин инвалидов и роль социального работника в их решении