Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:56, реферат
Алкоголизм – патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство – это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию. Последние социологические исследования и данные официальной медицинской статистики показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде.
Алкоголизм – патологическое влечение
к спиртному и последующее социально-нравственной
деградацией личности. Пьянство – это
неумеренное употребление алкоголя, которое
наряду с угрозой здоровью личности, нарушает
ее социальную адаптацию. Последние социологические
исследования и данные официальной медицинской
статистики показывают, что употребление
алкоголя достаточно широко распространено
в молодежной среде. С той или иной частотой
потребляют алкогольные напитки, согласно
личному признанию, около 82% людей в возрасте
12-22 лет. Средний возраст, в котором молодежь
начинает потреблять алкоголь, составляет
14 лет. Пьют алкогольные напитки (включая
пиво) ежедневно или через день 33.1% юношей
и 20.1% девушек. Пиво - наиболее любимый
молодежью напиток. Каждый третий подросток
в возрасте 12 лет употребляет пиво, а в
возрасте 13 лет - двое из каждых трех. Доля
злоупотребляющих спиртными напитками
в школах составляет 15.7%, в ПТУ - 24.4%, в техникумах
и колледжах - 33.7%, в ВУЗах - 32.4%13. [20]. Чаще всего мотивом пьянства
в студенческой среде является: развлечение,
воздействие ближайшего окружения, соблюдение
питейных традиций, празднование памятных
дат, супружеские, бытовые неурядицы, неприятности
с учебой.
Алкогольная зависимость формируется
постепенно и определяется сложными
измерениями, которые происходят в организме
пьющего человека. Влечение к
спиртному проявляется в поведение человека:
повышенная суетливость в
подготовке к выпивке, «потирание рук»,
эмоциональная приподнятость. Чем больше
«алкогольный стаж», тем меньше удовольствия
приносит выпивка.
На формирование алкоголизма влияет несколько
факторов: наследственные
факторы, характер, индивидуальные свойства
личности и особенности окружающей
среды. Развитию алкоголизма у молодежи
способствует ранее приобщение к спиртному
и формирование «алкогольного мышления».
Если человек страдает какой-то формой
олегофрении, врожденным физическим или
психическим заболеванием, то в этом случае
алкоголь выступает как компенсирующий
фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты
личности14 [18].
Как отмечается в ряде современных исследований15[10] в студенческой среде наиболее
распространено злоупотребление алкоголем.
На существование данного явления в ВУЗе
указали 59,1% опрошенных.. Причем, в большей
степени данной девиации подвержены студенты
– сельчане (по сравнению с представителями
городской молодежи), особенно те, кто
проживает в студенческом общежитии. Большинство
студентов в качестве основного фактора
употребления спиртного называют компанию,
что закономерно вследствие психолого-возрастных
особенностей изучаемой социальной группы.
На втором месте по распространенности среди студенчества находится делинквентное поведение (отметили 30% респондентов): воровство, рэкет и т.д. Результаты исследования [10] показали, что отношение студентов к противоправному поведению определяется их социокультурным окружением и уровнем дохода. Влияние социокультурной среды на поведение студентов выражается в том, что представители города, по сравнению с выходцами из села, более агрессивны, терпимее относятся к воровству. Среди них почти в два раза чаще встречаются те, кто полагает, что можно ударить человека только за то, что «по-другому до него не доходит». Студенты с высоким уровнем дохода, в большей степени, чем их малообеспеченные коллеги, оправдывают противоправные способы решения проблем (40,5% и 19,1% соответственно).
Так, например, на основании
анализа результатов
В структуре специфических девиаций современного
студенчества выделяют [11] нерегулярную подготовку
к занятиям, наличие задолженностей, платную
сдачу экзаменов и зачетов, грубость по
отношению к преподавателям. Подавляющее
большинство студентов среди прочих специфических
девиаций в ВУЗе отметили использование
шпаргалок на экзамене (94% опрошенных)
и пользование мобильным телефоном во
время занятия (91,7%). Это позволяет констатировать,
что данные явления постепенно
из девиации превратились в норму.
Например, в ходе исследования
[11] было установлено, что специфические
девиации студенчества определяются отношением
молодых людей к высшему
Способы предотвращения и коррекции
девиантного поведения среди
российской студенческой молодежи
С целью реализации социального контроля за поведением студентов, отечественными социологами17[9] предлагается ряд способов предупреждения и коррекции девиантности в ВУЗе. Интересным в данной связи является способ, использующий функцию социального контроля.
Как было показано выше, определяющая
роль в коррекции девиантного
поведения принадлежит
Человека, совершающего определенные поступки;
Норму, выступающую в качестве критерия девиантности;
Группы (или отдельного индивида), оценивающего поведение.
Соответственно этому
разделению целесообразно использование
трех способов предотвращения и коррекции
девиантного поведения в
Первый способ заключается
в создании оптимальных условий
для правовой и гражданской социализации
студентов и подразумевает
Второй способ предотвращения
и коррекции девиантного
Третий способ предполагает
повышение ответственности всех
уровней администрации ВУЗа. Это
обусловлено спецификой деятельности
администрации, которая устанавливает
многие нормы и правила в ВУЗе,
контролирует их соблюдение, вводит санкции
за их невыполнение. В конечном итоге
эта структура следит за уровнем
преподавания в ВУЗе, оценивает поведение
студентов и несет
Таким образом, социальный контроль в ВУЗе следует рассматривать как единый комплексный процесс, включающий в себя оптимизацию воспитательной и профилактической деятельности, совершенствование социальных норм и санкций, развит