Алкоголизм и пьянство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:56, реферат

Описание работы

Алкоголизм – патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство – это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию. Последние социологические исследования и данные официальной медицинской статистики показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде.

Файлы: 1 файл

Алкоголизм.docx

— 18.24 Кб (Скачать файл)

Алкоголизм – патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство – это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию. Последние социологические исследования и данные официальной медицинской статистики показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде. С той или иной частотой потребляют алкогольные напитки, согласно личному признанию, около 82% людей в возрасте 12-22 лет. Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет. Пьют алкогольные напитки (включая пиво) ежедневно или через день 33.1% юношей и 20.1% девушек. Пиво - наиболее любимый молодежью напиток. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет употребляет пиво, а в возрасте 13 лет - двое из каждых трех. Доля злоупотребляющих спиртными напитками в школах составляет 15.7%, в ПТУ - 24.4%, в техникумах и колледжах - 33.7%, в ВУЗах - 32.4%13. [20]. Чаще всего мотивом пьянства в студенческой среде является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, бытовые неурядицы, неприятности с учебой. 
Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными  
измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к  
спиртному проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в  
подготовке к выпивке, «потирание рук», эмоциональная приподнятость. Чем больше  
«алкогольный стаж», тем меньше удовольствия приносит выпивка. 
На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные  
факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей  
среды. Развитию алкоголизма у молодежи способствует ранее приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления». Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты

личности14 [18]. 
Как отмечается в ряде современных исследований15[10] в студенческой среде наиболее распространено злоупотребление алкоголем. На существование данного явления в ВУЗе указали 59,1% опрошенных.. Причем, в большей степени данной девиации подвержены студенты – сельчане (по сравнению с представителями городской молодежи), особенно те, кто проживает в студенческом общежитии. Большинство студентов в качестве основного фактора употребления спиртного называют компанию, что закономерно вследствие психолого-возрастных особенностей изучаемой социальной группы.

На втором месте по распространенности среди студенчества находится делинквентное  поведение (отметили 30% респондентов): воровство, рэкет и т.д. Результаты исследования [10] показали, что отношение  студентов к противоправному  поведению определяется их социокультурным  окружением и уровнем дохода. Влияние  социокультурной среды на поведение  студентов выражается в том, что  представители города, по сравнению  с выходцами из села, более агрессивны, терпимее относятся к воровству. Среди них почти в два раза чаще встречаются те, кто полагает, что можно ударить человека только за то, что «по-другому до него не доходит». Студенты с высоким уровнем  дохода, в большей степени, чем  их малообеспеченные коллеги, оправдывают  противоправные способы решения  проблем (40,5% и 19,1% соответственно).

Так, например, на основании  анализа результатов исследования16 [11] Крапивко Е. Н. можно констатировать, что в целом по массиву опрошенных у четвертой части студентов есть друзья, которые употребляют наркотики. Причем число таких знакомых увеличивается прямо пропорционально курсу обучения. Если среди учащихся младших курсов они есть у 17,6% респондентов, то среди старшекурсников – у 30,5% опрошенных. В связи с этим закономерно, что чем старше респонденты, тем лояльнее они относятся к этой девиации. Среди обеспеченных студентов меньше тех, кто категорически осуждает наркоманию, больше равнодушных к данной проблеме и тех, кто полагает, что наркотики – это распространенный стиль поведения современной молодежи. К вопросу потери нравственных ориентиров в молодежной среде опрошенные студенты относятся крайне негативно (53,8%) и отрицательно (24,5%). Безразличных в этом вопросе 5,4%, такой же показатель характерен для студентов, считающих данное явление нормальным. 
В структуре специфических девиаций современного студенчества выделяют [11] нерегулярную подготовку к занятиям, наличие задолженностей, платную сдачу экзаменов и зачетов, грубость по отношению к преподавателям. Подавляющее большинство студентов среди прочих специфических девиаций в ВУЗе отметили использование шпаргалок на экзамене (94% опрошенных) и пользование мобильным телефоном во время занятия (91,7%). Это позволяет констатировать, что данные явления постепенно из девиации превратились в норму.

Например, в ходе исследования [11] было установлено, что специфические  девиации студенчества определяются отношением молодых людей к высшему образованию. Об этом свидетельствует тот факт, что в группе студентов (юношей) с низкой успеваемостью большинство составляют респонденты, обучающиеся в вузе с целью избежать службы в армии. В то же время, меньше всего подвержены девиациям в учебном процессе те студенты, которые воспринимают образование с позиций самосовершенствования и возможности добиться успеха в карьере. Как правило, они характеризуют учебу как «очень интересную», в отличие от студентов, поступивших в ВУЗ только ради диплома. Сами студенты чаще всего объясняют неуспеваемость своих коллег (также как и существование платной сдачи экзаменов и зачетов) их ленью, безответственностью, отсутствием тяги к знаниям. Отдельные молодые люди связывают несерьезное отношение к учебе с тем, что некоторых студентов заставляют учиться родители, которые к тому же поддерживают материально, финансируя тем самым беззаботное времяпрепровождение своих детей. Таким образом, ответы респондентов подтверждают вывод о том, что поведение студентов в учебном процессе тесно связано со значимостью для них высшего образования.

 
Способы предотвращения и коррекции  девиантного поведения среди  российской студенческой молодежи

С целью реализации социального  контроля за поведением студентов, отечественными социологами17[9] предлагается ряд способов предупреждения и коррекции девиантности в ВУЗе. Интересным в данной связи является способ, использующий функцию социального контроля.

Как было показано выше, определяющая роль в коррекции девиантного  поведения принадлежит социальному  контролю, в структуре которого выделяют три компонента18[17]:

Человека, совершающего определенные поступки;

Норму, выступающую в качестве критерия девиантности;

Группы (или отдельного индивида), оценивающего поведение.

Соответственно этому  разделению целесообразно использование  трех способов предотвращения и коррекции  девиантного поведения в студенческой среде.

Первый способ заключается  в создании оптимальных условий  для правовой и гражданской социализации студентов и подразумевает активизацию  воспитательной и профилактической работы в ВУЗе. В качестве приоритетного  направления данной работы должно быть создание системы профилактики различных  видов девиантного поведения, включающей в себя целостное обеспечение  процессов социализации студентов, организацию их досуга и «вторичной занятости», профессионального самоопределения. Важным аспектом здесь выступает  опережающее воздействие на исключение причин возникновения девиантности, посредством влияния на ценностные ориентации студентов. В связи с  этим актуальным представляется вовлечение студенческой молодежи в различные  социальные акции, благотворительные  мероприятия, позволяющие проявить лучшие качества данной социальной группы.

Второй способ предотвращения и коррекции девиантного поведения  в студенческой среде связан с  совершенствованием социальных норм и  санкций в высших учебных заведениях. Как правило, социальный контроль здесь  осуществляется с помощью «жестких»  институциональных форм (экзамены, зачеты, ведение учета посещаемости) и предполагает использование преимущественно  негативных санкций (выговор, предупреждение об отчислении). В целях совершенствования  социального контроля, предполагается переориентироваться с негативных санкций на позитивные (материальное поощрение, благодарность), которые  стимулируют интерес к учебе, способствуют развитию самоконтроля и  тем самым препятствуют возникновению  специфических девиаций.

Третий способ предполагает повышение ответственности всех уровней администрации ВУЗа. Это  обусловлено спецификой деятельности администрации, которая устанавливает  многие нормы и правила в ВУЗе, контролирует их соблюдение, вводит санкции  за их невыполнение. В конечном итоге  эта структура следит за уровнем  преподавания в ВУЗе, оценивает поведение  студентов и несет ответственность  за их воспитательное, образовательное  и культурное совершенствование.

Таким образом, социальный контроль в ВУЗе следует рассматривать  как единый комплексный процесс, включающий в себя оптимизацию воспитательной и профилактической деятельности, совершенствование  социальных норм и санкций, развит


Информация о работе Алкоголизм и пьянство