Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 05:00, реферат
Проблема алкоголизма. Особенности детского алкоголизма. Причины и последствия детского алкоголизма. Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.
Проблема алкоголизма. Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы.
Употребление спиртных напитков началось свыше восьми тысяч лет назад. Открытие арабским химиком и врачом Альбу-казисом Коза этилового спирта — продукта брожения различных растительных веществ — повлекло за собой распространение и употребление этого вещества.
Введение……………..……………………………………………………………3
Особенности детского алкоголизма……………………………………………..5
Причины и последствия детского алкоголизма…………………………………6
Алкоголизм как показатель неблагополучия семьи……………………………9
Алкоголь как средство самоутверждения……………………………………...10
Алкоголизм как компенсация психологических отклонений от нормы……..11
Уровни вовлечения детей в употребление спиртных напитков……………...13
Вывод…………………………………………………………………………….15
Литература…………………………………………………………
План
Введение……………..………………………………………
Особенности детского алкоголизма……………………………………………..
Причины и последствия детского алкоголизма…………………………………6
Алкоголизм как показатель неблагополучия семьи……………………………9
Алкоголь как средство
самоутверждения…………………………………….
Алкоголизм как компенсация психологических отклонений от нормы……..11
Уровни вовлечения детей в употребление спиртных напитков……………...13
Вывод…………………………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Проблема алкоголизма.
Особенности детского алкоголизма. Причины
и последствия детского алкоголизма. Уровни
вовлеченности детей в употребление спиртных
напитков.
Проблема алкоголизма. Детский алкоголизм
является сегодня одной из серьезнейших
социально-педагогических проблем. Эта
проблема имеет глубокие культурные, политические
и социально-экономические корни, и для
принятия эффективных мер ее преодоления
необходимо знать историю этой проблемы.
Употребление спиртных напитков
началось свыше восьми тысяч лет назад.
Открытие арабским химиком и врачом Альбу-казисом
Коза этилового спирта — продукта брожения
различных растительных веществ — повлекло
за собой распространение и употребление
этого вещества.
Изобретение водки относят
к VI веку, и оно приписывается монахам-бенедиктинцам,
которые распространили этот напиток
во всей системе существующих монастырей.
На Руси употребление спиртных
напитков началось с момента создания
Киевского государства и было развито
среди всех слоев населения: князей, бояр,
духовенства, простого люда, но приготовление
и продажа спиртных напитков находились
в руках князей и высших сословий.
Ни робкие начинания Иоанна
Калиты по предупреждению народного пьянства,
ни потопление кабатчиков в Волхове Василием
III, ни жесткие постановления Стоглавого
Собора при Иоанне Грозном и запреты на
торговлю спиртным Бориса Годунова, ни
уничтожение кабаков Екатериной II, ни
возникновение обществ трезвости и антиалкогольного
движения не привели ни к исчезновению
спиртных напитков, ни к исчезновению
самой проблемы алкоголизации населения.
Этому способствовал
ряд причин. Во-первых, пьянство как социальное
явление отвлекает народ от существующих
в обществе проблем. Во-вторых, торговля
спиртным приносила и приносит ощутимую
прибыль государству. Производство алкоголя
всегда было и остается одной из ведущих
отраслей промышленности и экспорта любой
страны.
Производство и потребление
алкоголя в нашей стране постоянно растет.
Так, по подсчетам статистиков, в 1980 г.
по сравнению с 1950 г. оно выросло в 10,4 раза.
И это без учета «домашних вин», самогона
и других спиртосодержащих жидкостей,
потребление которыхг по мнению социологов,
составляет 100% к алкоголю, произведенному
государством. Согласно данным Всемирной
организации здравоохранения, потребление
алкоголя свыше 8 литров на душу населения
в год ведет к изменению генофонда нации,
так как детей с психическими и физическими
отклонениями от нормы при таком положении
рождается больше, чем здоровых. Особенно
тревожным фактором является раннее приобщение
и быстрое привыкание к спиртному детей
и подростков.
Существует несколько
определений алкоголизма. С медицинской
точки зрения алкоголизм — это хроническое
заболевание, характеризующееся неодолимым
влечением к спиртным напиткам. С социальных
позиций алкоголизм — форма девиантного
поведения, характеризующаяся патологическим
влечением к спиртному и последующей социальной
деградацией личности.
Начальная стадия развития
алкоголизма, отличающаяся особым болезненным
состоянием человека, которое развивается
в результате неумеренного и систематического
употребления спиртных напитков, называется
пьянством.
Особенность пьянства и
алкоголизма как форм отклоняющегося
поведения состоит в том, что эти явления
предопределяют взаимосвязанные с ними
другие социальные отклонения: преступность,
правонарушения, социальный паразитизм,
аморальное поведение, самоубийства.
Особенности детского алкоголизма.
О детском алкоголизме говорят
в том случае, когда его признаки впервые
появляются до достижения ребенком возраста
18 лет.
У детей алкоголизм, в
отличие от взрослых, имеет ряд характерных
особенностей: быстрое привыкание к спиртным
напиткам. Если у взрослого человека переход
от пьянства к алкоголизму занимает 5-|0
лет, то у ребенка формирование хронического
алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее.
Это объясняется анатомо-физиологическим
строением детского организма. Мозговая
ткань ребенка, в отличие от взрослого,
богаче водой и беднее белком. В воде алкоголь
хорошо растворяется и усваивается организмом,
только 7% его выводится легкими и почками.
Остальные 93% действуют как яд, оказывая
разрушительное действие на все органы
и системы и вызывая быстрое привыкание
организма к этому яду; злокачественное
течение болезни. Это объясняется тем,
что в подростковом и юношеском возрасте
организм находится в стадии формирования
и устойчивость центральной нервной системы
к действию алкоголя снижена, вследствие
чего происходят глубокие и необратимые
процессы ее разрушения; принятие ребенком
больших доз алкоголя. Это связано с тем,
что принятие алкоголя детьми не одобряется
обществом, поэтому подростки, как правило,
пьют тайком, обычно без закуски, принимая
всю дозу одномоментно; быстрое развитие
запойного пьянства. Для подростков становится
нормой пить по любому поводу, при этом
в состоянии легкого опьянения они начинают
чувствовать себя неуверенно. Более того,
трезвость становится для них странным
состоянием. Поэтому характерно стремление
к полному опьянению — только в этом случае
выпивка расценивается как удачная, полноценная;
низкая эффективность лечения. У широкого
круга подростков употребление алкоголя
включается в структуру потребностей,
о чем свидетельствует: высокий уровень
распространенности употребления спиртных
напитков среди опрошенных несовершеннолетних
и их товарищей; высокая активность (в
том числе и противоправная) в поисках
алкогольных напитков или средств для
их приобретения; широкий набор поводов
для употребления алкоголя; систематическое
употребление алкогольных напитков.
Пьянство среди
несовершеннолетних тесно связано с их
отклоняющимся поведением. В основе этой
связи лежит самая главная для подростков
опасность алкоголизма — он резко ослабляет
самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и
преступности несовершеннолетних проявляется
в нескольких отношениях: большинство
преступлений несовершеннолетних совершается
в нетрезвом состоянии (22% краж личной
собственности, 76% хулиганских действий,
61% изнасилований, 56,6% разбоев). Наиболее
часто в состоянии опьянения совершаются
насильственные (агрессивные) преступления.
Это обусловлено тем, что опьянение снимает
действующие в обычных условиях навыки
социально одобряемого поведения; многие
преступления совершаются с целью добычи
спиртного или средств для его приобретения
(40,5% подростков, осужденных за имущественные
преступления, совершили хищение для приобретения
спиртных напитков); пьянство способствует
формированию у несовершеннолетних мотива
и умысла на совершение многих преступлений
(в криминологии даже имеется термин «пьяная»
мотивация); пьянство способствует созданию
криминальной ситуации;
пьянство выступает как средство приобщения
несовершеннолетних к группе сверстников
с антиобщественным поведением; пьянство
является способом вовлечения несовершеннолетних
в преступную деятельность, организаторами
которой выступают взрослые.
Причины
и последствия детского алкоголизма.
К проблеме детского алкоголизма обращались
разные ученые: медики, педагоги, психологи,
которые выделяли причины алкоголизма
у детей, а также его последствия.
Первый период — раннее
детство, в котором алкоголизация детей
носит неосознанный, непроизвольный характер.
Этому способствуют следующие основные
причины: пьяное зачатие, употребление
алкоголя в период беременности и кормления
грудью, что ведет к аномалиям физического
и психического развития ребенка.
Об отрицательном влиянии
пьянства родителей на потомство знали
еще в
глубокой древности. Греческая мифология повествует, что богиня Гера родила от опьяневшего Зевса хромого бога Гефеста.
Определенный
интерес представляют произведения философов
и врачей древности. Так, например, основоположник
античной медицины Гиппократ виновниками
идиотизма, эпилепсии и других нервно-психических
заболеваний считал родителей, употребляющих
алкоголь в день зачатия. В Швейцарии в
начале века были обследованы более 8 тысяч
детей-идиотов, содержащихся в специальных
домах-приютах. Оказалось, что все они
зачаты родителями в период свадеб, карнавалов
и других празднеств, сопровождающихся
потреблением алкоголя.
Накопленные наукой данные
показывают,' насколько тяжелы последствия
потребления спиртного беременной женщиной,
так как при этом происходит непосредственный
контакт развивающегося плода с алкоголем.
Снабжение плода всем необходимым, как
известно, идет через плаценту, которая
обладает к тому же и защитной функцией;
однако способностью задерживать яды,
в том числе и этиловый спирт, плацента
не обладает. Алкогольное отравление плода,
особенно в первые три месяца, когда идет
интенсивный процесс закладки внутренних
органов и систем, приводит к различным
аномалиям развития, иначе говоря к уродствам:
недоразвитию или полному отсутствию
рук и ног, сращению пальцев, незаращению
твердого неба, дефектам развития половых
органов, уменьшению размера головы, уплощению
середины лица, короткому разрезу глазной
щели и т. д.
Так как плод беззащитен
перед алкоголем, он не может предотвратить
проникновение алкоголя в головной мозг,
в результате чего наблюдается его недоразвитие,
водянка или мозговые грыжи. Такие дети
если и не погибают в раннем возрасте,
то на всю жизнь остаются умственно отсталыми.
Второй период — дошкольный
и младший школьный возраст. В этот период
наиболее существенными причинами являются
две — педагогическая неграмотность родителей,
которая приводит к алкогольному отравлению
организма, и семейные алкогольные традиции,
приводящие к формированию интереса к
спиртному. Педагогическая неграмотность
родителей проявляется в существующих
предрассудках и заблуждениях о целебном
действии алкоголя: алкоголь усиливает
аппетит, излечивает малокровие, улучшает
сон, облегчает прорезывание зубов. Среди
родителей бытует представление, что употребление
небольших доз спиртного в раннем детстве
предотвращает возможность пристрастия
к алкоголю в зрелом возрасте. Расплачиваются
родители за свою неграмотность алкогольным
отравлением детей, которое может даже
привести к смертельному исходу.
Алкоголизации детей
и подростков способствует алкогольное
окружение, которое составляют пьющие
ближайшие родственники, а также устойчивые
алкогольные традиции, связанные обычно
с торжественными, радостными или печальными
событиями. В укоренении алкогольной традиции
роковую роль играет воспитание детей
в семьях в условиях систематического
употребления спиртных напитков с угощением
детей. Когда потребление алкоголя в семье
не считается злом, приобщение детей к
спиртному не вызывает беспокойства.
Восприятие и постепенное
усвоение алкогольных обычаев начинается
задолго до появления потребности в алкоголе.
Обследование детей старшей группы детских
садов показало, что они в игре с достаточной
точностью копируют внешние атрибуты
взрослого застолья с имитацией чоканья
бокалами, тостов, качающейся походки
гостей. У младших школьников неосознанно
начинает формироваться представление
об алкоголе, как об особом, обязательном
спутнике торжеств и встреч, притягательном
символе взрослой жизни.
Биологическими исследованиями
доказано, что сам алкоголизм генетически
не передается, передается только склонность
к нему, вытекающая из особенностей характера,
полученного от родителей. В развитии
пьянства у детей решающую роль играют
дурные примеры родителей, обстановка
пьянства в семье.
Третий период — подростковый
и юношеский возраст. В качестве основных
причин можно назвать следующие семь:
неблагополучие семьи; позитивная реклама
в средствах массовой информации; незанятость
свободного времени; отсутствие знаний
о последствиях алкоголизма; уход от проблем;
психологические особенности личности;
самоутверждение. В этот период происходит
формирование влечения к алкоголю, которое
перерастает в привычку, приводя в большинстве
случаев к алкогольной зависимости ребенка.
Алкоголь как показатель неблагополучия
семьи. Нравственно-эмоциональная
сторона семейных отношений — важнейшее
условие нравственного развития детей.
Характер этих отношений выступает в качестве
главного обстоятельства благополучия
или неблагополучия семьи, от которого
зависит успех или неуспех семейного воспитания.
Выделяют несколько типов
семей, в которых ребенок начинает употреблять
спиртные напитки чаще, чем в других семьях:
1) конфликтные семьи, когда отношения
между членами семьи строятся по типу
соперничества, изоляции, невротического
дополнения. В таких семьях искажается
восприятие близких. Члены семьи приписывают
друг другу преимущественно отрицательные
качества и намерения. Чтобы добиться
каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять
спиртным. Реакция протеста может быть
направлена и на зло, и на добро. Протест
бывает активным или пассивным. При пассивном
протесте, вследствие несправедливого
Отношения к ребенку со стороны родителей,
он замыкается в себе. В случае активного
протеста дети могут убегать из дома, воровать
вещи, драться; 2) десоциализированные
семьи, ведущие аморальный, а в большинстве
случаев антисоциальный образ жизни, с
низким материальным уровнем, санитарной
запущенностью, неорганизованным бытом.
Такая семья активно формирует у детей
агрессивно-оборонительное отношение
к внешнему миру, так как все время находится
в постоянном конфликте с окружающим ее
социумом. В таких семьях отсутствует
контроль за ребенком.
У ребенка формируется
потребность скрывать алкоголизм своей
семьи, переживая внутри свою неполноценность.
Эти дети становятся социально изолированными.
Ребенок чувствует себя в опасности в
своем доме, где должен был бы чувствовать
себя более защищенным. Ребенок видит
несоответствие между тем, что говорят
и что делается в его семье. Так как в таких
семьях очень часты ссоры, у ребенка формируется
чувство вины и пониженная самооценка.
Дети в алкогольных семьях могут стать
жертвами сексуального оскорбления, домогательства
или насилия, испытывая долгое время чувство
стыда, ненависть, подавленность.
У детей и подростков
в неблагополучных семьях, как правило,
не развита культура общения. Отсутствие
душевной близости с родителями и контактов
со сверстниками из благополучных семей,
некоммуникабельность приводят к поиску
уличной компании, часто неоднородной
по возрасту, где подростки имеют реальные
возможности для самоутверждения и прежде
всего через приобщение к алкогольным
традициям компании.
Алкоголь
как средство самоутверждения. Одна из причин
пьянства подростков — усиленные притязания
на взрослость. Потребление алкоголя в
подростковом и юношеском возрасте считается
символом мужественности, состоятельности.
Внутренняя духовная ограниченность,
неумение проявить себя в школьном коллективе
обусловливают частое употребление подростками
алкоголя ради самоутверждения в уличной
группе товарищей. Сама по себе потребность
в самоутверждении в подростковом возрасте
обычна и понятна. Все дело в средствах
самоутверждения. Отсутствие у пьющего
подростка навыков полезной деятельности
и интереса к ней приводит его к употреблению
спиртного как к форме самоутверждения,
влекущей за собой пагубные последствия.
Алкоголь
как реклама. Привлекательность для
подростков спиртных напитков усугубляется
популяризацией употребления алкоголя
в кино, телевизионных передачах, рекламных
роликах и проспектах. Социологи США считают,
что примеры пьющих телегероев, а в основном,
они играют положительные роли, — наиболее
действенная форма вовлечения подростков
в пьянство. «Польза» алкогольных напитков
косвенно поддерживается некоторыми зарубежными
и отечественными произведениями литературы
и кино, где поэтизируется состояние опьянения.
В них молодежи навязывается мысль, что
в жизни взрослого человека пьяные застолья
— дело обыденное и непредосудительное.
Алкоголь
как времяпрепровождение. В связи
с резким уменьшением числа внешкольных
детских и юношеских учреждений, падением
престижа деятельности общественных организаций,
завышенной платой за всевозможные дополнительные
образовательные услуги (обучение музыке,
танцам и т. д.) большинство подростков
испытывает избыток свободного времени.
Объединенные в компании, не занятые полезной
деятельностью подростки, как правило,
начинают употреблять спиртные напитки.
Круг активной социальной жизни ограничивается
проблемами и интересами алкогольной
компании, в которой иногда можно встретить
лиц, ранее судимых, состоящих на учете
в инспекции по делам несовершеннолетних.
Новый член такого микроколлектива почти
обречен на прохождение обязательной
программы, начинающейся с хулиганских
действий в состоянии опьянения, а заканчивающейся
нередко и серьезными правонарушениями.
Употребление спиртного
становится патологически необходимым
атрибутом времяпрепровождения, расширяется
число поводов и мотивов пьянства. Употребление
алкоголя становится чуть ли не основным
смыслом жизни.
Алкоголь
как компенсация психических отклонений
от нормы. Психологической
предпосылкой развития алкоголизма у
детей часто становятся отклонения от
нормы психического здоровья или патологии,
затрудняющие социальную адаптацию личности.
Независимо от причин появления дефекта
(врожденная аномалия, заболевание психики
и т. д.) у ребенка нарушаются гармоничные
отношения с социумом, формируется неадекватность
самооценки. Алкоголь в таких случаях
является компенсирующим фактором, позволяющим
сгладить имеющуюся дезадаптацию личности
ребенка, обеспечить его безболезненное
вхождение в группу сверстников, преодолеть
скованность и робость, повысить речевую
активность, проявить скрытые возможности.
В специальной литературе
выделено 4 типа личности ребенка, наиболее
предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию: 1)
дети с завышенной самооценкой, перенявшие
у родителей убеждение в своей непогрешимости,
находящиеся вне критики; 2) дети с повышенным
чувством жестокости и агрессивности; 3)
дети, не приспособленные к жизни в силу
повышенной опеки со стороны родителей; 4)
дети, подверженные депрессиям и паранойе.
Алкоголь
как иллюзорная реальность. Некоторые
подростки употребляют спиртное, чтобы
снять с себя напряжение, освободиться
от неприятных переживаний. Напряженное,
тревожное состояние реально может возникнуть
в связи с отчужденным положением в семье
или школьном коллективе. Складывается
такой стереотип поведения, когда все
жизненные проблемы решаются и порождаются
употреблением спиртного.
В наиболее общем виде
последствия алкоголя с точки зрения наносимого
им вреда можно разделить на четыре группы:
социально-экономические (преждевременное
оставление учебы, резкое понижение производительности
труда, увеличение производственного
и бытового травматизма, затраты на различные
против алкогольные мероприятия и т. д.);
социально-психологические (разрыв семейных,
школьных, трудовых или иных социально-положительных
связей, духовное и нравственное крушение
личности, ухудшение нравственно-психологического
климата микросреды и т. д.); криминальные
(совершение преступлений, вовлечение
в преступную деятельность других лиц,
создание благоприятных ситуаций, способствующих
криминализации и виктимизации, и т. д.);
физические (наносится вред не только
здоровью конкретных людей, злоупотребляющих
алкоголем, но и здоровью будущих поколений).
Уровни
вовлеченности детей в употребление спиртных
напитков.
Опираясь на исследования ученых Научно-исследовательского
института физиологии детей и подростков
Российской академии образования, которые
провели обследование 1700 подростков в
разных регионах страны, можно выделить
уровни вовлеченности старшеклассников
в процесс алкоголизации. Таких уровней
может быть выделено семь.
Нулевой
уровень характеризует несовершеннолетних,
которые никогда не употребляли алкоголя
благодаря личной установке на полную
трезвость.
Мотивы отказа
от употребления спиртных напитков: убежденность
в отрицательном влиянии спиртного на
организм, самочувствие и поведение.
Начальный уровень характеризуется
единичными или очень редкими случаями
употребления спиртных напитков. Употребление
алкоголя сопровождается комплексом неприятных
ощущений, переносимость спиртных напитков
низкая. Мотивы употребления алкоголя
следующие: приобщиться к миру взрослых,
поступать как все. Эта стадия длится,
как правило, 1-2 месяца.
Уровень
эпизодического употребления алкоголя
характеризуется знакомством с различными
напитками, содержащими алкоголь. Небольшие
дозы спиртных напитков вызывают эйфорию.
Мотивы употребления алкоголя: повысить
настроение, обрести уверенность в себе,
повысить коммуникабельность. Этот период
длится 3-4 месяца.
Уровень высокого
риска отличается тем, что расширяется
число поводов для выпивок, обычно более
двух раз в месяц. Мотивы: повысить свой
тонус или расслабиться, весело провести
время в компании. Продолжительность этого
периода 4-12 месяцев.
На этом уровне проявляется
активное стремление к употреблению алкоголя,
осознается его возбуждающее действие.
Под действием алкоголя у подростков не
только появляется повышенное настроение,
но и возрастает активность, агрессивность.
Устанавливаются контакты с выпивающими
подростками, как правило, старше на несколько
лет. Подростки обучаются скрывать состояние
опьянения от взрослых. Принятие спиртного
провоцируется компанией, доступностью
спиртного в семье, наличием свободных
денег, избытком незанятого времени. На
данном этапе выявляется склонность, но
еще не зависимость от алкоголя.
Уровень выраженной
психической зависимости от алкоголя.
Алкогольное опьянение превращается в
наиболее желанное психическое состояние
и используется подростками как регулятор
поведения и настроения. Мотивы: временно
уйти от реальности, повысить уверенность
в себе. Психическая зависимость формируется
в течение 1,5 лет.
На этом уровне формируется
психическая зависимость от алкоголя.
Изменяется суточный ритм приема спиртного.
Влечение к алкоголю происходит теперь
не только в вечерние часы, но и в течение
всего дня, при этом суточная доля приема
возрастает. При воздержании от приема
спиртного подростки становятся раздражительными,
возбудимыми, у них часто меняется настроение
в сторону понижения, нередко проявляется
конфликтность и агрессивность. Они превращаются
в активных инициаторов выпивок, вовлекая
в это младших детей.
Вывод.
Наряду с педагогическими
и воспитательными воздействиями здесь
необходимы медицинские меры — обращение
и лечение у нарколога.
Уровень физической зависимости от
алкоголя. Формируется повышенная переносимость
спиртного, появляется синдром похмелья,
не контролируется количество приема
алкоголя. Мотивы: устранить плохое самочувствие
вследствие предыдущей выпивки, отключиться
от реальности, повысить жизненный тонус.
Физическая зависимость формируется в
течение 3-5 лет употребления спиртных
напитков.
На данном уровне происходит
одновременно усиление психической зависимости
наряду с физической и изменение ее содержания.
На этом этапе четко выражен похмельный
синдром. В период похмелья отмечается
тревожно-подавленное настроение, обидчивость,
плаксивость, нарушение физиологических
функций организма: повышенная потливость,
мелкая дрожь в руках, учащенное сердцебиение.
На данном уровне очень быстро формируются
патологические черты личности, такие
как раздражительность, вспыльчивость,
злобность, агрессивность, грубость. Замедляется
интеллектуальное развитие. Дети часто
пропускают занятия, плохо учатся, иногда
уходят из дома и бродяжничают. На данном
этапе необходимо срочное стационарное
лечение.
Уровень алкогольного
распада личности характеризуется развитием
запойного пьянства, снижением переносимости
спиртных напитков, психической зависимостью
от алкоголя, которая во многом перекрыта
тяжелой физической зависимостью. Мотивы:
стремление устранить болезненное состояние.
В этом случае также необходимо
срочное стационарное лечение.
Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте толкование
понятий «алкоголизм», «пьянство». В чем
Вы видите особенности детского алкоголизма?
2. Назовите основные причины и вытекающие
из них последствия детского алкоголизма.
3. Выделите и раскройте содержание уровней
вовлеченности детей в употребление спиртных
напитков.
Литература
1. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства,
алкоголизма и наркомании среди молодежи.
— М., 1988.
2. Гурьева В. А., Гиндикин В. Я. Юношеские
психопатии и алкоголизм. — М., 1980.
3. Заиграев Г. Г. Борьба с алкоголизмом:
Проблемы, пути решения. — М., 1986.
4. Колесов Д. В. Беседы об антиалкогольном
воспитании. — М., 1987.
5. Матвеев В. Ф., ГройсманА. Л. Профилактика
вредных привычек школьников: Кн. для учителя.
— М., 1987.
6. Муратова И. Д., Сидоров П. И. Антиалкогольное
воспитание в школе. — Архангельск, 1997.
7. Рязанцев В. А. Как предупредить алкоголизм.
— Киев, 1984.
Информация о работе Алкоголизм как проявление девиантного поведения