Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение анализа и прогнозирования уровня и качества жизни.
Исходя из поставленной цели задачами настоящей курсовой работы являются:
1) Рассмотрение показателей уровня и качества жизни.
2) Анализ уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
3) Изучение прогнозирования уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
Введение 4
1 Показатели уровня и качества жизни и их характеристика 5
2 Анализ уровня и качества жизни В Республике Беларусь 13
3 Прогнозирование уровня и качества жизни в Республике Беларусь 20
Заключение 30
Список использованных источников 31
Приложения 33
Приложение А - Схема взаимного влияния качества жизни и качества экономического роста 33
Приложение Б – Влияние качества экономического роста на уровень жизни 34
Приложение В – Основные показатели уровня жизни населения 35
Влияние качества экономического роста на уровень жизни более подробно показан в Приложении Б, за основу которого взято мнение о решении проблемы качества роста на трех уровнях: факторно-экономическом – преобладание в структуре факторов роста научно-технического прогресса, инвестиций в основной и человеческий капитал, инноваций; структурно-экономическом – опережающее развитие наукоемких отраслей с высокой добавленной стоимостью, отраслей, производящих современные технологии; социально-экономическом – преодоление высокой дифференциации доходов, справедливое распределение национального дохода, в особенности за счет природных ресурсов, алкоголя, табака и т.д. [14, c.54].
Таким образом, качество жизни - совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ. Определение уровня жизни – сложный и неоднозначный процесс, так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению. Сюда относят эффективность производства и сферы услуг, состояние научно-технического прогресса, культурно-образовательный уровень населения и др.
Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики, основной целью которой является повышение уровня и качества жизни в стране.
Повышению уровня доходов малообеспеченных граждан способствует предоставление государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. Государственная адресная социальная помощь оказывается в форме ежемесячного социального пособия и (или) единовременного социального пособия на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, технических средств социальной реабилитации, одежды, обуви, проездных билетов, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
В таблице 2.1 представлены основные показатели, характеризующие эффективность государственной политики 2006-2011 гг по повышению уровня жизни населения.
Таблица 2.1 - Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения, в % к предыдущему году
Показатель |
2005 г |
2006 г |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
2010 г |
2011 г |
Реальные денежные доходы |
118,4 |
117,8 |
113,2 |
111,8 |
102,7 |
115,1 |
99,7 |
Реальная заработная плата |
120,9 |
117,3 |
110 |
109 |
100,1 |
115 |
101,9 |
Реальная пенсия по возрасту |
113,2 |
123,4 |
105,4 |
104,7 |
100,2 |
123,9 |
77,1 |
Примечание - Источник: [9].
Можно сделать вывод, что целенаправленная государственная политика 2005-2011 гг по повышению уровня жизни населения позволила увеличить реальные денежные доходы населения за рассматриваемый период в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59 процентов, реальная пенсия по возрасту — на 58 процентов.
Рисунок 2.1 –Численность малообеспеченного населения
Примечание - Источник: [9].
Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения — с 12,7 процента в 2005 году до 5,4 процента в 2011 году.
Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах — 0,8 — 0,9 процента к экономически активному населению [2].
В таблице 2.2 представлена покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов за 2005-2011гг
Таблица 2.2 - Покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов
Количество продуктов питания (каждого отдельно), которое можно было приобрести на величину среднедушевого располагаемого денежного дохода, килограммов в месяц | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Продукт |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Свинина |
45,6 |
53,8 |
64,3 |
70,6 |
71,6 |
81,4 |
67,6 |
Мясо птицы |
58,3 |
67,2 |
79,6 |
84,4 |
87 |
100,6 |
83,2 |
Рыба свежая |
66,7 |
81,3 |
85,1 |
98,2 |
107,1 |
126,5 |
89,5 |
Молоко, л |
381,2 |
445,2 |
503 |
505,6 |
499,1 |
562,7 |
614,8 |
Масло животное |
40,8 |
46,9 |
55,8 |
54,6 |
55,7 |
56,1 |
49,2 |
Творог |
80 |
88,7 |
82,5 |
80,7 |
92,1 |
91,1 |
99,7 |
Сыры твердые |
33,8 |
40,3 |
48 |
47,4 |
48,8 |
53,9 |
48,7 |
Окончание таблицы 2.2 | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Яйца, шт. |
1497 |
1798 |
2154 |
2438 |
2445 |
2726 |
2465 |
Сахар-песок |
211,1 |
216,8 |
264,2 |
322,4 |
337,2 |
323,7 |
272,1 |
Масло растительное |
89 |
110,8 |
125,6 |
102,7 |
151,7 |
176,7 |
102,5 |
Хлеб пшеничный |
260,2 |
297,4 |
351,5 |
383,6 |
386,7 |
438,7 |
488,6 |
Рис |
164,2 |
186,4 |
229,9 |
182,2 |
154,5 |
199,7 |
154 |
Макаронные изделия |
165,2 |
192,1 |
227,6 |
234,1 |
226,6 |
296,8 |
273,9 |
Картофель |
625,2 |
504,8 |
664,3 |
755,3 |
747,9 |
654,1 |
633,4 |
Капуста свежая |
356,4 |
483,2 |
461,6 |
458,2 |
699,3 |
523,9 |
564 |
Морковь |
353,8 |
388,3 |
475,6 |
410,7 |
597,2 |
553,2 |
487,9 |
Лук репчатый |
346,2 |
335,7 |
329,8 |
409,8 |
558,3 |
408,8 |
405,7 |
Яблоки |
150,9 |
165,4 |
164,8 |
147,3 |
238,7 |
288,8 |
165,3 |
Примечание - Источник: [9].
Таким образом, в 2005-2010 гг наблюдался рост покупательной способности населения, в 2011 г, наоборот, наблюдалось ее снижение в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране.
Структура денежных доходов приведена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Структура денежных доходов населения (в % к итогу)
Примечание - Источник: [9]
Таким образом, за 2000-2011 гг существенных изменений в структуре доходов населения не произошло. Основной удельный вес (более 59%) принадлежит оплате труда.
Рисунок 2.3 – Численность обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, на 10 000 человек населения (на начало учебного года; человек)
Примечание - Источник: [9]
Таким образом, численность обучающихся постоянно растет.
Другие показатели уровня жизни населения в Республике Беларусь за 2005-2011 гг. приведены в Приложении В [11].
Согласно индексу ИРЧП, В 2011 г. Республика Беларусь заняла, как и в 2010 г., 65 место, опередив Россию на 1 позицию, Украину – на 11 позиций (рисунок 2.4)
Рисунок 2.4 – Страны с высоким индексом ИРЧП
Примечание - Источник: [12]
Согласно данным проведенного анализа The Legatum Prosperity Index Table Rankings, Республика Беларусь в 2012 году заняла 50 место по уровню жизни населения [13].
В Беларуси в январе- августе 2012 г. общий объем денежных доходов населения составил 194,2 трлн. рублей.
В структуре денежных доходов оплата труда занимает 65%, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, – 10,5%, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и др.) – 20%, доходы от собственности и прочие доходы – 4,5%.
Рисунок 2.5 – Структура денежных доходов населения за январь-август 2012 г
(в % к итогу)
Примечание - Источник: [13]
Денежные доходы в расчете на душу населения в январе-июле 2012 г. составили 2 512,1 тыс. рублей в месяц и превысили бюджет прожиточного минимума в 3,2 раза.
Рисунок 2.6 - Соотношение денежных доходов в расчете на душу населения
и бюджета прожиточного минимума в 2012 году (в %)
Примечание - Источник: [13]
Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-июле 2012 г. по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. увеличились на 10,5% [11].
Таким образом, социально-экономической ситуации в Республике Беларусь показывает, что в последние годы в стране наблюдаются положительные тенденции экономического роста, повышения уровня и качества жизни однако существуют и ряд нерешенных проблем, негативно сказывающиеся на экономическом росте и качестве жизни населения страны. Можно отметить, что за 2005-2010 гг достигнуты высокие темпы экономического развития, в 2011 г они были несколько снижены.
Планирование и прогнозирование уровня и качества жизни в Республике Беларусь, в основном, является индикативным.
Индикативное планирование – это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов.
В качестве индикаторов могут выступать различные показатели, характеризующие динамику, структуру, эффективность экономики, состояние финансов, рынка товаров, занятость, уровень жизни населения и т.д. (например, рост ВВП, ввод в эксплуатацию жилья, рост реальных денежных доходов населения, рост производительности труда, объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и т.п.) [10, с. 180].
В качестве основного социального норматива, предназначенного для анализа и прогнозирования уровня жизни населения, используется бюджет прожиточного минимума. Бюджет прожиточного минимума – стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.
К основным документам, в которых содержится прогноз уровня и качества жизни населения в Республике Беларусь, относится:
- Программа социально-
- Национальная стратегия
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу и включает разработку национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и основных направлений социально-экономического развития.
Правовым актом, регламентирующим порядок и сроки разработки национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и основных направлений социально-экономического развития, является постановление Совета Министров Республики Беларусь. Проект указанного постановления подготавливается Министерством экономики совместно с заинтересованными и вносится в Совет Министров в установленном порядке за два с половиной года до начала прогнозируемого периода по разработке национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и за два года до начала прогнозируемого периода по основным направлениям социально-экономического развития.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (НСУР) разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода.
Основные направления
Проект основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь представляется Министерством экономики в Совет Министров Республики Беларусь. После утверждения Правительством основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь подлежат опубликованию. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства положения основных направлений социально-экономического развития используются при разработке программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу.
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается на пятилетний срок. Правовым актом, регламентирующим разработку программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу, является постановление Совета Министров Республики Беларусь. Проект данного постановления подготавливается Министерством экономики совместно с заинтересованными и вносится в Совет Министров Республики Беларусь в установленном порядке за год до начала прогнозируемого периода
В Республике Беларусь по состоянию на 2012 год действует Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.
В данной Программе заложены основные прогнозные экономические показатели, показатели уровня и качества жизни.
Основные направления экономического роста на период 2011-2015гг предусматривают формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем.
Согласно данной Программе, основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.
Направлениями реализации будут являться:
Информация о работе Анализ и прогнозирование уровня качества жизни