Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 17:13, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что рыночные отношения, определяющие в последние десятилетия состояние экономики, предъявляют новые требования к функционированию не только хозяйственной деятельности, но и культурной сферы страны. За прошедшее время сформировалось новое понимание роли социокультурного сектора в процессе развития российских регионов.
Введение
1. Социально-культурная деятельность парка культуры и отдыха как научная проблема в организации досуга
1.1 История становления парков в России
1.2 Типология парков
1.3 Парк культуры и отдыха в системе организации социально-культурной деятельности
1.4 Сущность и специфика социально-культурного проектирования парков
2. Анализ эмпирического опыта социально-культурной деятельности парков
2.1 Мировой опыт в системе организации социально-культурной деятельности парков
2.2 Социально-культурная деятельность парков в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
1. Социально-культурная деятельность парка культуры и отдыха как научная проблема в организации досуга
1.1 История становления парков в России
1.2 Типология парков
1.3 Парк культуры и отдыха в системе организации социально-культурной деятельности
1.4 Сущность и специфика
социально-культурного
2. Анализ эмпирического
опыта социально-культурной
2.1 Мировой опыт в системе организации социально-культурной деятельности парков
2.2 Социально-культурная деятельность парков в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования
обусловлена тем, что рыночные
отношения, определяющие в последние
десятилетия состояние
В понятие «парк
культуры и отдыха как
В статусе института
парк культуры и отдыха
Парк культуры
и отдыха является одним из
ведущих среди учреждений
Социальная значимость
проблемы заключается в том, что
в современных условиях
Исторические корни развития парков культуры и отдыха в России изучаются в работе Р. Романова, А. Старцева, О. Тяпкиной «Парк и праздник в России», которые раскрывают все нюансы появления современных парков отдыха от истоков до наших дней, а так же их трансформацию в последующие эпохи истории развития России. Также вопрос появления парков отдыха в своей работе «История садово-паркового искусства» изучает О.Б. Соколовская. В работе В.Н. Воскобойникова «Возникновение и развитие парков культуры и отдыха в СССР» автор останавливает свое внимание на развитие парков в конкретную историческую эпоху. В работе поднимаются вопросы работы советских парков культуры и отдыха, их проблем, содержания работы, перспектив развития.
В работе "Парк
как произведение искусства" академик
Д. С. Лихачев говорит о парках
как о месте "идеального" взаимодействия
человека и природы, "идеального"
для каждого этапа
В статье Л.Е.
Сидоренко «Парки культуры и
отдыха: проблемы, тенденции и перспективы
развития» поднимается
В статье В.А.
Лапшина «Городские парки и
коммерциализация деятельности»
Важнейшей статьей
дохода парков от платных
1. Социально-культурная деятельность парка культуры и отдыха как научная проблема в организации досуга
В первой главе курсовой работы рассматриваются: социально-культурная деятельность парка культуры и отдыха, история становления парков, их типология. Исследуется сущность и специфика социально-культурного проектирования социально-культурной деятельности парков. Изучение вышеперечисленных вопросов проводиться на основе трудов ученых, занимавшихся данной проблематикой, таких как Белковский А.Н., Веденин Ю.А., Володина Т.И., Воскобойников В.Н., Горохов В.А., Демченко О.А., Дридзе Т.М., Иванов Г., Козловская Л.Ф., Козлова Т.В., Комаров С.В., Кордон С.И., Кузицын Г.М., Лапшин В.А., Лихачёв Д.С., Марков А.П., Неклюдова Н.В., Новоселова О.Р., Романов Р.Н., Рябков В.М., Семухин А., Сидоренко Л.Е., Соколовская О.Б., Старцев А.В., Тяпкина О.А., Ушаков В.М.
1.1 История становления парков в России
Историческое обоснование того или иного явления, процесса, является толчком к дальнейшему его изменению, развитию.
Рассматривая историю становления парков в России, необходимо начать, по мнению автора, с этимологии самого названия - «парк». История появления названия является неотъемлемой частью и непосредственно связана с историей становления парков как учреждений культуры, поскольку наложенные временем отпечатки истории названия сыграли немаловажную роль в деятельности парка как места проведения досуга.
Сам же термин «парк» пришел в русский язык в ХVIII в. из английского языка и первоначально означал рощу, участок леса с живописными аллеями, полянами, прудами естественных очертаний, беседками и т.д. ХХ век, особенно советский период, привнес в жизнь русского человека новое понятие парка как культурно-массового комплекса.
Сегодня, когда в России активно развивается развлекательная индустрия частью, которой являются парки развлечений, на обыденном уровне мы довольно четко можем провести разницу между садом, огородом и парком, понимая под последним место для культурного отдыха и развлечений. Тем не менее, в современной градостроительной терминологии не принято подчеркивать разницу между функциями и принципами устройства парка и сада: просто садом обозначают меньшую по площади территорию, чем парк. Поэтому употребляя термин «парк», специалисты имеют в виду и городские сады, тем более что многие современные парки по своим размерам могут претендовать лишь на название «сад» и даже «сквер»1.
Развитие парков культуры и отдыха берет свое начало в глубокой древности и связано с появления садово-паркового искусства. В V в. до н. э. греческий историк Геродот упоминает о садах, расположенных в нижнем течении Днепра. Прообразами садов и парков являлись как отдельные культовые урочища и обособленные святилища, так и целые языческие пантеоны под открытым небом. Крупнейшим капищем Древней Руси на закате язычества был Киевский пантеон, созданный при князе Владимире на открытом пространстве в центре крепости. В 980 г. на этом месте было установлено большое изваяние Перуна - верховного славянского бога, - которое было выполнено из дуба и отделано серебром и золотом. И его окружали менее значимые идолы. Многие сакральные ландшафтные урочища язычников просуществовали не одну тысячу лет, и впоследствии на их месте были устроены храмы и монастыри новой религии - православия. По сей день народная память хранит предания о тех или иных природный объектах, считая их святыми местами.
Начало устройства садов у славян совпадает с переходом к земледелию. К самым первым предшественникам современных парков, которые имели распространение еще до расцвета Киевской Руси, можно отнести плодовые сады при древних поселениях, а также окружавшие их лесные угодья, где жители поселений занимались охотой, сбором грибов, орехов, ягод, меда. Облик садов, по-видимому, был достаточно красив, тому пример - древние сказания, в которых они часто упоминаются под название «рай» или «рай-город». Так, князь Юрий Долгорукий владел в Киеве загородной усадьбой на берегу Днепра, которая носила название «рай»2.
В ХVI - ХVII вв. появляются загородные царские и боярские усадьбы. Почти все они до 60-70-х. гг. ХVII в. не являлись парадными резиденциями, а использовались в основном для кратковременного пребывания во время охоты, в связи с хозяйственными делами или как промежуточная остановка на дальней дороге. При таких усадьбах закладывались и сады, которые представляли собой почти исключительно плодовые огороды. Таким образом, в русском садоводстве вплоть до середины ХVII в. еще не было признаков деления усадьбы на хозяйственную и «парадную» части, как не было и каких-либо специальных декоративных устройств, лишенных утилитарного значения.
Начиная со второй половины ХVII в., после ликвидации последствий Смуты, вновь оживилась строительная деятельность, стали возрождаться старые и закладываться новые сады. Наибольшей известностью пользовалась усадьба Измайлово, которую начиная с 1663 года царь Алексей Михайлович преобразовал в место, где должен был быть показан пример ведения сельского хозяйства, с тем чтобы в дальнейшем распространить этот опыт в Российском государстве. В Измайлове была создана целая система прудов (более 30), в которых разводили рыбу разных видов, организовано полотняное, стекольное и чугунное производства, первый ботанический сад. На всю Россию и далеко за ее пределами славились измайловские сады: Виноградный, Аптекарский, Просянский, Круглый, Островской. Это были одни из первых в России регулярных садов, в которых утилитарное начало уже сочеталось с художественным.
Но в начале ХVIII в. патриархальная Россия переживала эпоху великих перемен, затронувших экономику, политику, военное дело, культуру и искусство и связанных с именем Петра I. Молодой царь решил превратить царство в империю, а Азию - в Европу. Петр совершил путешествие почти по всей Европе, был в Версале - парке французский королей, слава которого гремела по всему миру. Царь был поражен величественной красотой этого парка. Помимо садов во французском регулярном стиле внимание царя привлекли сады в стиле голландского барокко. Они также были геометричными, но не требовали таких огромных пространств. Вернувшись в Россию, Петр незамедлительно приступил к воплощению своего дерзкого замысла: построить новую столицу и окружить ее прекрасными дворцами и парками. Он стал рассматривать садовое зодчество как одну из сфер своих обширных реформ Российского государства и считал его не только средством украшения, но и воспитания. В 1704 г. в Петербурге на берегу реки Фонтанки Петр заложил знаменитый Летний сад, лично разработав его проект. Для ухода за ним он пригласил специалиста-садовника из Ганновера Гаспара Фохта. Кроме деревьев и кустарников здесь было устроено несколько фонтанов, поставлены скульптуры. Летний сад и прилегавший к нему Царицын луг (при Петре он назывался Потешным полем, а с начала ХIХ в. - Марсовым полем) являлись постоянным местом общественных развлечений.
Самым богатым и торжественным парком петровской эпохи был Петергоф - «русский Версаль», который до сих пор является ценнейшим образцом мирового паркостроения. Творческий импульс, заданный Петром I, оказал влияние на создание русских парков и спустя годы после его смерти. В 20-40-е гг. ХVIII в. в России продолжалось регулярное паркостроение. Сады послепетровской эпохи отличались уже большей, чем при Петре, дробностью, сложностью плана, большим количеством скульптур и павильонов. Самым известным из дошедших до нас парков этой эпохи является Кусково. Ныне расположенное в черте Москвы, в ХVIII в. оно было подмосковным имением, принадлежащим сподвижнику Петра, фельдмаршалу Б.П.Шереметеву.3
Информация о работе Анализ эмпирического опыта социально-культурной деятельности парков