Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:53, монография
Монография Эрика Фромма «Бегство от свободы» - это анализ психики человека, проблемы взаимосвязи и взаимодействия между психологическими и социологическими факторами общего развития
Начальной проблемой, которую ставил автор перед написанием книги, было исследование психики современного человека, однако тенденции политического развития того времени вынудили его сконцетрироваться на ключевом, по мнению автора, для культурного и социального кризиса тех дней аспекте: на значении свободы для современного человека. Исследование, проведенное автором имеет эмперико - теоретический характер.
Монография Эрика Фромма «Бегство от свободы» - это анализ психики человека, проблемы взаимосвязи и взаимодействия между психологическими и социологическими факторами общего развития
Начальной проблемой, которую ставил автор перед написанием книги, было исследование психики современного человека, однако тенденции политического развития того времени вынудили его сконцетрироваться на ключевом, по мнению автора, для культурного и социального кризиса тех дней аспекте: на значении свободы для современного человека. Исследование, проведенное автором имеет эмперико - теоретический характер.
Основная идея этой
книги состоит в том, что
человек, освобожденный от
На взгляд автора, у
каждого человека с момента
его рождения начинается
С другой стороны
– с рождения у человека
имеется потребность в защите
и безопасности. По мнению автора
это неотъемлемая часть
Э. Фромм закладывает в основу своего анализа фундаментальные открытия Фрейда—роль подсознательных сил в человеческом характере и зависимость этих сил от внешних воздействий, подчеркивая, что его анализ, кроме того, основан на предположении о наличии особой связи индивида с внешним миром и динамичности связи между человеком и обществом.
Данная монография
содержит предисловие к
Глава 1. Свобода – психологическая проблема?
Глава 2. Обособление
индивида и двойственность
Глава 3. “Свобода в эпоху реформации”
Глава 4. Два аспекта
свободы для современного
Глава 5. Механизмы “БЕГСТВА”.
Анализ будет производиться последовательно.
ГЛАВА 1. СВОБОДА
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕММА?
В первой главе книги Эрих Фромм ставит вопрос о том, является ли свобода психологической проблемой и ставит вопрос ,что же такое свобода и какое удовлетворение получают люди от подчинения. Автор рассматривает фашистские режимы и отмечает тот факт, что «в Германии миллионы людей отказались от своей свободы с таким же пылом, с каким боролись за нее», Фромм ставит целью провести анализ тех динамических факторов в психике современного человека, которые побуждают его добровольно отказываться от свободы в фашистских государствах и которые так широко распространены в миллионных массах народа.
Отдавая должное Фрейду
в плане изучения
Тем не менее, Фромм закладывает в основу своего анализа фундаментальные открытия Фрейда—роль подсознательных сил в человеческом характере и зависимость этих сил от внешних воздействий, подчеркивая, что его анализ, кроме того, основан на предположении о наличии особой связи индивида с внешним миром и динамичности связи между человеком и обществом.
Далее Фромм вводит понятие адаптации и разделяет ее на статическую и динамическую. Статическая адаптация есть появление новых привычек, характер же человека остается при этом неизменным. Динамическую адаптацию Фромм объясняет на примере ребенка, подчиняющегося строгому отцу. Подавленная враждебность, которая может развиться по отношению к отцу, становится динамическим фактором характера. Она может усилить страх ребенка перед отцом и привести тем самым к еще большему подчинению; может вызвать беспредметный бунт против жизни вообще. Далее Фромм определяет невроз как пример динамической адаптации к таким условиям, которые являются для индивида иррациональными.
Далее Фромм ставит вопрос о том, что заставляет людей приспосабливаться почти к любым условиям жизни и о границах этой приспособляемости. Отвечая на него, он выделяет приобретенные потребности (изначально не присущие человеку) и потребности физиологические (обусловленные человеческой природой). Для удовлетворения потребностей человек должен трудиться, условия же его работы определяются тем обществом, в котором он родился. Оба фактора—потребность жить и социальная система—не могут быть изменены отдельным индивидом и именно они определяют развитие тех его черт, -
которые имеют большую пластичность. Кроме физиологических потребностей существует потребность связи с окружающим миром, не связанная с физическим контактом, неудовлетворение которой (моральная изоляция) приводит к возникновению психических расстройств. По Фромму, существует еще одна причина, обусловливающая необходимость принадлежности к обществу: субъективное самопознание. Способность мыслить позволяет человеку осознать себя как индивидуальное существо; сознавая свою отдельность, неизбежность болезней и старости, человек не может не чувствовать свою незначительность в сравнении с окружающим миром. Если человек не имеет возможности отнести себя к какой-либо системе, которая бы направляла его жизнь и придавала ей смысл, его переполняют сомнения, которые в итоге парализуют его способности действовать, то есть жить.
Основные положения социальной психологии Фромма заключаются в том, что: а) человек есть продукт исторической эволюции в синтезе с врожденными законами, но не то или другое в отдельности; б) у человека существуют физиологические потребности и ему свойственно избегать морального одиночества; в) в процессе динамической адаптации у индивида развивается ряд стимулов, мотивирующих его чувства и действия; г) стремление к удовлетворению этих новых потребностей становится силой, воздействующей на процесс общественного развития.
ГЛАВА 2. ОБОСОБЛЕНИЕ ИНДИВИДА И ДВОЙСТВЕННОСТЬ СВОБОДЫ
Во второй главе Фромм обсуждает концепцию, необходимую для анализа вопроса о том, что есть свобода для современного человека. Этой концепцией является утверждение о том, что свобода определяет человеческое существование как таковое, причем понятие свободы прогрессирует вместе со степенью осознания человеком себя самого как независимого и отдельного существа. Связь, существующую между индивидом и внешним миром, существующую до того момента, как процесс индивидуализации приводит к полному обособлению индивида, Фромм называет «первичными узами», противопоставляя их тем новым связям, которые появляются после освобождения от первичных уз. В качестве примера он приводит ребенка, связанного с матерью первые годы жизни, связь первобытного человека с племенем и средневекового—с церковью и сословием, к которому тот принадлежит.
Освобождению от первичных
связей сопутствует процесс
развивается стремление
к свободе и независимости.
Для выяснения характера этого
стремления автор
Разрыв между процессом индивидуализации, который происходит автоматически и процессом развития личности, который сдерживается рядом психосоциальных причин, приводит, по Фромму, к сильному чувству изоляции, которое запускает в работу психические механизмы, названные автором механизмами бегства. Далее, сопоставляя степень развития инстинктов у животных и у человека, Фромм приходит к выводу о том, что человеческое существование и свобода неразделимы с самого начала, понимая под свободой негативную свободу от инстинктивной предопределенности действий. По Фромму, именно биологическое несовершенство человека привело к появлению цивилизации. Связь между человеком и свободой хорошо отражена в библейском мифе об изгнании из рая. Нарушение установленного порядка является, по сути, актом свободы—первым человеческим актом вообще. Таким образом, акт свободы (неподчинения) прямо связывается с началом человеческого мышления. Процесс развития свободы носит, по Фромму, диалектический характер: с одной стороны — это развитие человека, с другой—усиление изоляции, приводящее к росту чувства бессилия.
ГЛАВА 3. “СВОБОДА В ЭПОХУ РЕФОРМАЦИИ ”
Глава посвящена анализу психологического смысла главных доктрин протестантства. Автор показал, что новые религиозные доктрины были ответом на психологические запросы, возникшие в результате крушения средневековой социальной системы и зарождения капитализма. Основное внимание при анализе было обращено на проблему свободы в ее двойном смысле: было показано, что свобода от традиционных уз средневекового общества - хотя и давала индивиду новое чувство независимости - заставляла его ощутить одиночество и изоляцию, наполняла его сомнениями и тревогой, вынуждала его к новому подчинению и к лихорадочной, иррациональной деятельности.
В этот период возникает
новая концепция свободы,
Но хотя человек не был свободен в современном смысле, он не был при этом ни одинок, ни изолирован. Занимая определенное, неизменное и бесспорное место в социальном мире с самого момента рождения, человек был закреплен в какой-то структурированной общности; его жизнь была с самого начала наполнена смыслом, что не оставляло места сомнениям, они и не возникали.
Личность отождествлялась с ее ролью в обществе. Хотя в то время не существовало индивидуализма в современном смысле неограниченного выбора жизненных путей(эта свобода выбора в значительной мере абстрактна), зато было достаточно много проявлений конкретного индивидуализма в реальной жизни.
Средневековое общество
не лишало индивида свободы
уже потому, что "индивида" как
такового еще не существовало.
Человек еще был связан с
миром первичными узами; он
видел себя лишь через призму
своей общественной роли (которая
была в то же время и его
естественной ролью), а не в
качестве индивидуальной
Результатом прогрессирующего
разрушения средневековой
В эпоху Реформации
возникают лютеранство и
Информация о работе Анализ монографии Эрика Фромма «Бегство от свободы»