Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 11:59, курсовая работа
Цель настоящего исследования – провести анализ роли государства как субъекта как субъекта модернизации и управления обществом. Осуществление цели предполагает решение в курсовой работе следующих задач:
– определить точное значение ключевых терминов, связанных с темой работы («модернизация», «субъект управления» и др.) на базе существующих в современной науке теоретико-методологических подходов к социальным феноменам, обозначаемым этими терминами;
– подробно рассмотреть систему государственного управления и отношения, существующие в рамках этой системы;
– выявить роль государства как субъекта модернизации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
1. ДЕФИНИЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ…………………………………..5
2. ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ……..11
2.1 Понятие и необходимость государственного управления……………… ..11
2.2 Отношения в государственном управлении……………………………….14
2.3 Государственное управление как система…………………………………29
3 ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ…………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..40
Специфика системы государственного управления заключается также в том, что реализация ее функций, наряду с решением собственно управленческих задач, служит обеспечению государственной политической власти, поскольку именно она обладает монополией на издание законов и применение легитимного принуждения, без чего государственное управление невозможно.
Управленческие статусы субъектов различных уровней связаны с распределением политического пространства. Субъект высшего уровня функционирует в границах всего политического пространства. Региональный субъект действует в пределах региона; субъект местного самоуправления — в административно очерченных рамках местного сообщества. Дифференциация субъектов (органов управления) проявляется в структуре управляемого объекта. Сфера жизнедеятельности общества, связанная с общенациональными интересами, — объект центральных органов управления; сфера трудовой, политической и социокультурной деятельности, составляющая круг специфических, региональных интересов, — объект заботы региональных институтов; то, что связано исключительно с удовлетворением интересов местного сообщества, — предмет ведения органов самоуправления.
Системные взаимосвязи органов управления, поскольку они иерархизированы, образуют структуру в виде пирамиды, основание которой составляет множество органов местного самоуправления, а вершину — центральные институты власти и управления. Вертикаль власти “снизу” “доверху” — стержень такой структуры. Она может быть выражена жестко или мягко (пунктиром) в зависимости от типа политического режима.
Универсальные признаки системы государственного управления, сложившиеся в политической истории мирового сообщества, проявляются и модифицируются в многообразии признаков, специфических для каждого государства и частных отдельных сфер государственной жизни. Своеобразие систем отмечается во всем: в концептуальной основе, в характере и структуре управляющих субъектов и взаимосвязях между ними, в наборе управленческих функций, в их конкретном содержании, в принципах и методах управления. Неизменными остаются объективная необходимость бытия системы государственного управления, ее неразрывная связь с властью и основные элементы: управляющий субъект, управляемый объект и субъектно-объектные отношения.
Общая модель системы государственного управления не остается неизменной и в рамках одного и того же политического режима. В зависимости от характера приоритетных задач, решаемых государством на том или ином конкретном историческом этапе, изменяются цели системы и в целом стратегия государственного управления.
Итак, подытоживая вышесказанное, можно сделать следующий вывод. Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов осуществления властно-управленческого воздействия на общественную жизнедеятельность, выражаемого обычно в правовых формах, и включает организационные структуры государственного аппарата (государственные органы), систему государственной бюрократии (персонал государственной службы), совокупность реализуемых функций и используемый при этом комплекс методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п. Специфика системы государственного управления зависит от множества факторов: уровня развития социума, особенностей национальной культуры, конкретной исторической ситуации, задач первостепенной важности, стоящих перед государством и т.п.
В современных социальных науках термин «модернизация» имеет достаточно широкое значение, включая в себя любое приобретение обществом современного вида. В первой главе настоящего исследования мы обозначили две основных трактовки данного понятия: согласно одной из них, модернизация – переход от традиционного общества к индустриальному; согласно другой – достижение равноправного положения по отношению к так называемым «развитым» странам. Вне зависимости от конкретной интерпретации термина, очевидным является следующий факт – роль государства в процессе модернизации является весьма значительной, а, зачастую даже определяющей. Подробному доказательству и детализации этого тезиса будет уделено достаточное внимание в дальнейшем, а в данный момент важно отметить следующий факт: по сути дела, перманентное осуществление модернизации является одной из важнейших функций государства, элементом государственного управления, поскольку страна, отстающая в мировой экономической и технологической гонке, обречена на жалкое существование в качестве «сырьевого придатка». В принципе, такое положение дел отнюдь не ново в мировой истории: на протяжении всего существования человечества слабейшие в экономическом, военном, технологическом отношении государства становились лёгкой добычей сильнейших; но, в связи с резким ускорением темпов развития (иначе – убыстрением социального времени) эта проблема стала одной из актуальнейших в современном мире.
В истории Нового
Времени известно классическое
деление стран на три «эшелона
модернизации». Первый эшелон –
так называемые «страны
Для стран, вынужденных
идти по пути догоняющей
Модернизация по «этатистской» (иначе называемой «авторитарной») модели в различные исторические периоды была успешно осуществлена многими странам второго и третьего эшелона: Россией, Германией, Италией, Китаем, Японией, Кореей, Индонезией и т.п., что несомненно подтверждает исключительную роль государства в процессе догоняющей модернизации; в противоположность этому, модернизационный переход без государственного контроля не удалось осуществить ни одному государству, за исключением «пионеров» модернизации – «стран старого капитализма». Тем не менее, поскольку модернизация в современном быстро меняющемся мире, по сути дела, перманентна, даже государства, вошедшие в первый эшелон модернизации со временем были вынуждены усилить вмешательство государства в социально-экономическое развитие: так, уже в конце 19 – начале 20 столетия (при формировании монополистического капитализма) возникла необходимость государственного вмешательства в экономику и урегулирования усилившихся социальных противоречий. В настоящее время, ни одна из экономически развитых стран не обходится без государственного регулирования стратегически важных секторов экономики (например – связанных с развитием новейших технологий и военно-промышленным комплексом), а также – достаточно сильно развитого государственного сектора экономики. Это обусловлено тем простым фактом, что рыночная сила была, есть и будет не более, чем концентрированно выраженным стремлением к богатству и его символам, а «невидимая рука рынка» не в состоянии обеспечить целеустремлённое развитие национальной экономики и нуждается в дополнении «видимой рукой» — государственным регулированием. Наличие богатых природных ресурсов, физического и интеллектуального капитала наций является важным, но недостаточным условием процветания стран и народов, а их экономическое процветание в значительной мере определяется системой государственного правления.
Важнейшей формой участия государства в экономике и технологическом развитии является создание и функционирование государственного сектора, который основывается на принципах, отличающихся от принципов деятельности частных компаний. Он служит для компенсации принципиальной неспособности рыночного хозяйства решать такие общенациональные задачи, как развитие инфраструктуры, модернизация наукоёмкого производства, развитие науки и переподготовка кадров, бюджетное финансирование исследований и разработок с последующей поставкой их результатов во все сферы экономики.
Государственный сектор играет роль защитника национальных экономических и политических интересов от иностранной экспансии, компенсирует слабость национального капитала, ограждая развивающиеся и жизненно важные отрасли, а также отдельные регионы от их захвата иностранным капиталом. Он дополняет частное хозяйство в обстоятельствах недостаточной для него мотивации, выступает инструментом перераспределения национального продукта в решении общественно необходимых задач.
Государство выступало и выступает самым крупным собственником наукоёмкого производства и основным потребителем наукоёмких технологий. Без поддержки государства невозможно продвижение на мировые рынки не только оборонной техники, но и наукоёмкой продукции.
Итак, на основании вышеприведённых сведений, можно сделать следующий вывод. Государство, вне всякого сомнения, является основным субъектом процесса модернизации, как в экономически развитых странах, так и в странах, вынужденных идти по пути догоняющего развития (причём, в последних, роль государства намного более значительна). В развивающихся странах государство управляет всеми основными направлениями социально-экономических трансформаций, целью которых является осуществление модернизационного перехода; в развитых странах посредством государственного регулирования решаются многообразные задачи общенационального масштаба, за счёт чего социум сохраняет достигнутое высокое положение в мировом сообществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом, в настоящей работе нам удалось решить поставленные задачи. Была проведена чёткая дефиниция ключевых терминов с учётом важнейших современных теоретико-методологических подходов, подробно была рассмотрена система государственного управления и существующие внутри неё отношения, а также роль государства в процессе модернизации. На основании разнообразных источников мы пришли к выводу (соответствующем воззрениям сторонников концепции этатизма), что государство в современном мире является необходимым субъектом процессов модернизации и управления обществом; более того – в настоящее время осуществление перманентной модернизации является одной из важнейших функций государства, жизненно необходимых для социума.
В ходе написания контрольной работы мы столкнулись и с определёнными трудностями; в частности, многообразие теоретико-методологических подходов несколько затрудняло точную дефиницию ключевых понятий. К числу недостатков настоящего исследования можно отнести некоторую диспропорцию между второй и третьей главами, вызванную, впрочем, весьма значительным объёмом вопросов, нуждавшихся в рассмотрении в рамках второй главы. Следует также отметить, что структура системы государственного управления и характер взаимодействия внутри неё могли бы быть рассмотрены нами несколько более детально, но, к сожалению, ограниченность объёма работы не позволила это осуществить. Тем не менее, на наш взгляд, мы имеем достаточные основания считать цель настоящего исследования достигнутой.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Цит. по: Кобзаненко В.А. Государственное управление. М.: «Статус», 2002.