Анализ социально-экономических прав граждан в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование вопросов права в сфере социально-экономических прав человека и гражданина, раскрыть систему данной области права и теоритическое содержание в таких областях данного права как культура, здравоохранения, в жилищных вопросах и социального обеспечения.
Задачами данной работы являются: 1. Раскрыть, что же такое конституционные права гражданина в общих чертах, их классификацию; 2. Исследование теоретической части социально-экономических прав и его системообразующие признаки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Права и свободы граждан в Республике Беларусь
1.1 Понятие и природа конституционных прав и свобод граждан в Республике Беларусь……………………………………………………………...4
1.2 Классификация прав и свобод граждан в республике Беларусь…………...6

Глава 2. Анализ социально-экономических прав граждан в Республике Беларусь
2.1 Право на труд………………………………………………………………….8
2.2 Право на отдых………………………………………………………………12
2.3 Право собственности………………………………………………………...14
2.4 Право на охрану здоровья…………………………………………………...17
2.5 Право на благоприятную окружающую среду……………………………19
2.6 Право на социальное обеспечение……………………………………….....22

Заключение………………………………………………………………….…....24
Список использованных источников………………………………………..….25

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 53.05 Кб (Скачать файл)

 Вознаграждение за труд – это заработная плата. Совокупность вознаграждений, исчисляемых  в денежных единицах или натуральной форме, которые наниматель  обязан выплатить работнику за фактическое выполненную работу, а так же за периоды, включаемые в рабочее время, и   является заработной платой [2, с. 147].

 Трудовой кодекс определяет формы, системы и размеры оплаты труда в ст.63 [3, с.41]. Заработная плата выплачивается в денежных единицах Республики Беларусь. Замена денежной оплаты натуральной формой допускается только с согласия работника.

 Государство так же защищает несовершеннолетних.  Заработная плата за труд гражданам, не  достигшим 18 лет, при сокращенной  продолжительности  ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как и работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Труд несовершеннолетних работников, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным  расценкам, установленных для совершеннолетних работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению  с продолжительностью ежедневной  работы взрослых работников.

 Важной гарантией права  на труд является обеспечение  гражданину реального отдыха, способствующего  восстановлению его сил и работоспособности.  В соответствии с Конституцией в ст.43 право на отдых для работающих по найму обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха.

  Важным является тот  факт, что из ст.2 Конституции РБ, признающей человека высшей ценностью  общества и государства, вытекает  приоритет жизни и здоровья  работника по отношению к результатам  производственной деятельности  предприятий. И государство всячески  стремится защитить жизнь и улучшить условия работы трудящегося. Международная конвенция N 148 "О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах" от 20 июня 1977 г. устанавливает обязанность применения ее положений во всех отраслях экономической деятельности. Ст.4 этой конвенции обязывает национального законодателя определять меры, направленные на предупреждение и ограничение профессиональных рисков, вызываемых загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, а также на защиту от этих рисков. В соответствии с национальным законодательством предприниматели должны нести ответственность за неприменение предписанных мер в области охраны труда, а трудящиеся обязываются соблюдать правила техники безопасности, направленные на профилактику и ограничение профессиональных рисков, вызываемых загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, а также на защиту от них. В соответствием ст. 7 трудящиеся или их представители имеют право получать информацию, профессиональную подготовку и обращаться в соответствующие органы с предложениями для обеспечения защиты от профессиональных рисков в области охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии. При помощи совершенствования технических мер, применяемых к новым установкам или в процессе их проектирования, а также при помощи дополнительных организационных мер, наниматели обязаны устранять любой риск, вызываемый нарушением правил и норм в области охраны труда работающих. Если же применяемые меры не приводят к снижению травматизма и профессиональной заболеваемости, то наниматель обеспечивает трудящихся соответствующими средствами индивидуальной защиты, согласно ст. 9-10. Состояние здоровья трудящихся, которые подверглись или могут подвергнуться профессиональному риску, вызываемому нарушением правил и норм охраны труда на рабочих местах, константа, контролируемая через соответствующие промежутки времени на условиях и при обстоятельствах, определяемых компетентным органом власти. Такой контроль включает предварительное медицинское обследование перед приемом на работу и периодические осмотры, согласно тому, как это определено компетентным органом власти. Наемные трудящиеся не несут никаких расходов в связи с проведением контроля за состоянием охраны труда на производстве. Если нахождение трудящегося на рабочем месте, где он подвергается воздействию загрязнения воздуха, шума или вибрации, противопоказано с медицинской точки зрения, должны быть предприняты все необходимые меры, чтобы работник в соответствии с национальной практикой и условиями был переведен на другое место работы с сохранением прежнего дохода, по ст.11.

 

2.3 Право на  отдых

 Всеобщая декларация прав человека в ст. 24 провозглашает в качестве неотъемлемого права каждого человека право на отпуск и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

 Статья 43 Конституции  Республики Беларусь закрепляет  право трудящихся на отдых.  Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков и дней еженедельного отдыха [1, с. 13].

 Время отдыха –  это часть календарного времени,  в течение которого работник  в соответствие с законодательством  свободен от выполнения своих  трудовых обязанностей и вправе  использовать это время по своему усмотрению. Однако не все время, считающееся временем отдыха, работник использует непосредственно для отдыха (время проезда к месту работы и обратно, время домашнего труда и т.д.).

 Обеспечение государством  этого права гражданам очень  важно, т.к. благодаря ему трудящийся  восстанавливает затраченные во  время работы силы. Полноценный  отдых способствует профессиональной  трудоспособности, сохранению жизни и здоровья работников, что является  одной из важнейших задач государства.

 Основными признаками  отпуска являются:

1) освобождение работника от работы нанимателем, то есть временная приостановка трудового договора, оформленная приказом (распоряжением) нанимателя. Освобождение от работы отличает отпуск от других видов времени отдыха - выходных и праздничных дней, а также от периодов временной нетрудоспособности;

2) целевое назначение освобождения - отдых и иные цели;

3)  сохранение прежней работы.

 Критерием разграничения двух основных видов отпусков работников служит основание предоставления отпуска. Отпуск может предоставляться, во-первых, за работу у данного нанимателя в течение определенного срока и для отдыха, во-вторых, не за работу, а для удовлетворения иных социально значимых потребностей. По этому критерию отпуска делятся на: трудовые и социальные.

 Трудовой отпуск предоставляется  в связи с трудовой деятельностью  работника. Он предназначается  для отдыха, восстановления работоспособности,  укрепления здоровья, иных личных  потребностей работника. Среди  трудовых отпусков различаются  основной отпуск и дополнительные  отпуска.

 Социальные отпуска  предоставляются работникам в  целях создания благоприятных  условий для материнства, ухода  за детьми, образования без отрыва  от производства, удовлетворения  семейно-бытовых потребностей и  для других социальных целей.  К числу социальных отпусков  относятся следующие:

1) по беременности и родам;

2) по уходу за детьми;

3) в связи с обучением;

4) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

5) по уважительным причинам личного и семейного характера.

 Трудовой Кодекс Республики  Беларусь не использует термин  «нормирование» применительно ко  времени отдыха, но оно имеет  место. 

Законодательством о труде  предусмотрено пять видов времени  отдыха:

1) внутрисменный (в течение рабочего дня): перерыв для отдыха и питания, специальные перерывы;

2) межсменный – время после окончания рабочего дня (смены) до начала следующего рабочего дня (смены);

3) еженедельный – выходные дни;

4)  ежегодные нерабочие праздничные дни;

2.4 Право собственности

 Это одно из неотъемлемых, неотчужденных прав человека.

 Основными актами, регулирующие данный тип права, являются Конституция Республики Беларусь и  Гражданский кодекс Республики Беларусь. Согласно  Конституции Республики Беларусь ст. 44 государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственник  имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняется законом. Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством. Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц [1, с.13].

 В ст. 13 Конституции  Республики Беларусь предусмотрено  две формы собственности: государственная  и частная. Это норма Конституции  воспроизведена в ст. 213 Гражданского  кодекса  Республики Беларусь.

 Субъектами права государственной  собственности являются Республика  Беларусь и административно-территориальные  единицы.

 Субъектами права частной  собственности являются физические  лица и негосударственные юридические  лица.

 Согласно Конституции  Республики Беларусь права всех  собственников защищаются равным  образом.

 Гражданское законодательство  разделяет все гражданские права  на личные и обязательственные. Вещное право - одна из важнейших частей гражданского права, суть которого состоит в том, что субъект этого права удовлетворяет свои интересы, воздействуя на вещь, находящуюся в сфере его деятельности.

 Вещные права можно  разделить на 2 группы:

1) право собственности 

2) другие вещные права  (хозяйственного ведения, оперативного  управления)

Согласно ст.210 Гражданского Кодекса собственнику принадлежат  права владения, пользования и распоряжения своим имуществом [7, с. 116]. Собственник осуществляет свои правомочия собственной властью, в собственных интересах, по собственному усмотрению и независимо от других лиц.

 Право владения – это возможность осуществления фактического господства над вещью. Различают владения собственника и владения несобственника. Владение собственника имеет своим основанием право собственности и является законным. Владение несобственника может базироваться на определенном правовом основании. Тогда оно является законным. Титулом законного владения может быть акт законодательства, административный акт или договор. Владение несобственника, не имеющего правового основания, является незаконным (владение имуществом похищенным или иным способом выбывшее из владения собственника помимо его воли. Незаконное владение может быть добросовестным и недобросовестным. Добросовестным владельцем признается незаконный владелец, который не знал и не должен был знать о незаконности своего владения. Недобросовестный владелец – это тот, кто знал или должен был знать о незаконности своего владения.

 Право пользования  – это возможность осуществлять  эксплуатацию имущества, извлекать  из него полезные свойства, получать  плоды и доходы. Оно обеспечивает  удовлетворение потребностей людей.  Правомочие пользования имеет  собственник, однако оно может  осуществляться и не собственником  в силу акта законодательства, административного акта или договора. Владение и пользование обычно  осуществляются одним лицом и  совпадают во времени. В соответствии  с договором аренды земельного  участка, арендатор владеет и  пользуется участком. Однако владелец  не всегда имеет право пользования  имуществом, которым владеет. Например, хранитель не вправе без согласия  поклажедателя пользоваться переданной на хранение вещью, за исключением случаев, когда это необходимо для обеспечения ее сохранности и не противоречит договору.

  Право распоряжения  – это возможность определять  юридическую и фактическую судьбу  вещи. Правомочия распоряжения принадлежат  собственнику, субъекту права хозяйственного  ведения или оперативного управления. Это правомочие может повлечь  прекращение права собственности  в результате заключения договора, также собственник может употребить  или уничтожить вещь, если признает  это целесообразным, а также может  отказаться от права собственности.  Право распоряжения может принадлежать  и не собственнику на основе  договора с собственником  либо на основании закона (распоряжение имуществом недееспособного лица), по ст. 880, [7, с.394]. Без согласия собственника его имуществом может распорядиться судебный исполнитель. Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вред окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и законных интересов других лиц. На собственника возложены и определенные обязанности: он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, риск случайной гибели, случайной порчи или случайного повреждения имущества.

 

2.6 Право на  охрану здоровья

 Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов. Все государства должны нести ответственность за здоровье своих граждан и, хотя они не могут гарантировать всем хорошее здоровье, однако должны создать определенные условия для охраны и улучшения здоровья людей.

 Охрана здоровья граждан  — это совокупность мер политического,  экономического, правового, социального,  культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического  характера, направленных на сохранение  и укрепление физического и  психического здоровья каждого  человека, поддержание его долголетней  активной жизни, предоставление  ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья.

 Государство гарантирует  охрану здоровья каждого человека  в соответствии с Конституцией  Республики Беларусь и иными  законодательными актами президента  и правительства РБ, общепризнанными  принципами и нормами международного  права и международными договорами  Республики Беларусь.

 Государство обеспечивает  гражданам право на охрану  здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального  происхождения, должностного положения,  места жительства, вероисповедания,  принадлежности к общественным  объединениям, а также других  обстоятельств. Государство гарантирует  гражданам защиту от любых  форм дискриминации, обусловленной  наличием у них каких-либо заболеваний.  Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Информация о работе Анализ социально-экономических прав граждан в Республике Беларусь