Население изменяется непрерывно.
Только за один час в России
рождается 156 человек, умирает 252, заключается
123 брака, расторгается 76, происходит множество
других изменений в структуре населения.
Таким образом, к вечеру одного дня население
уже совсем не такое, как было утром. Но
перепись обычно не проводится за один
день, для этого потребовалось бы очень
много переписчиков. Поэтому перепись
проводится в течение 7—10 дней, но все
сведения о жителях собираются по их состоянию
на один точный момент времени (обычно
0 часов первого дня переписи). Этот момент
называется моментом счета населения
либо критическим моментом переписи населения.
Установление критического момента переписи
позволяет получить как бы моментальный
снимок состава населения, свести все
данные о различных структурах населения
к одной общей его численности. Установление
критического момента также помогает
уменьшить возможность пропусков и двойного
счета людей. Родившиеся после критического
момента не учитываются переписью (даже
если они родились в первые же минуты первого
дня начала переписи). Напротив, люди, умершие
после критического момента, записываются
в переписные листы по полной программе,
так как на критический момент переписи
они были живы.
10. Централизованное руководство
проведением переписи. Перепись
населения — сложная, трудоемкая
и дорогостоящая операция, которая
проводится в сжатые сроки
и которую в силу ее чрезвычайной
важности нельзя провалить. Поэтому
проведение переписи населения
требует большой четкости и
слаженности многочисленного переписного
персонала. Для проведения переписей населения
в каждой стране обычно создается специальное
подразделение в органах государственной
статистики. В его функции входит методологическая
и техническая подготовка переписи населения,
организация ее непосредственного проведения,
обработка итогов и их публикация. Объем
работы так велик, что этому подразделению
приходится работать постоянно (конечно,
по мере приближения сроков переписи напряженность
работы существенно возрастает). В нашей
стране таким подразделением является
Управление переписей и обследований
Государственного Комитета Российской
Федерации по статистике.
2.3.
Программа переписи населения
Программа переписи населения — это
перечень вопросов, обращенных к населению.
Сумма ответов на вопросы программы и
образует ту информацию о составе населения,
ради получения которой перепись и проводится.
Обычно вопросы программы переписи приводятся
в специально предназначенном для этой
цели бланке, который может быть различной
формы, в зависимости от техники подсчета
полученных от населения ответов списочной
(т.е. один бланк на несколько человек)
или индивидуальной формы (бланк на одного
человека).
Программа переписи составляется
по определенным правилам и
с учетом определенных требований,
многие из которых обычны для
любого социологического исследования.
Желательно (но необязательно), чтобы
часть вопросов по содержанию
и редакции точно повторяла
аналогичные вопросы предыдущей
переписи, чтобы можно было измерить
произошедшие изменения в структуре
социально-экономических и демографических
характеристик населения. Необходимо
учитывать международные рекомендации
с тем, чтобы получить данные,
сопоставимые с аналогичными
международными. Программа разрабатывается
с учетом потребностей органов
управления, научных и общественных
организаций в необходимой информации.
При этом учитывается специфика
переписи населения, стоимость получения
информации именно путем переписи
населения, изучаются возможности сбора
равноценной информации путем проведения
выборочных обследований, менее масштабных
и дорогих, чем всеобщая перепись населения,
но более подробных.
Согласно международным рекомендациям
вопросы, включаемые в программу
переписи населения должны быть
такими, чтобы респонденты (т.е. опрашиваемые)
были способны дать на них
вполне правильные ответы: Иначе
говоря, вопросы не должны быть
затруднительными для большинства
опрашиваемых, не должны вызывать
страха у населения (иначе перепись
окажется под угрозой срыва). В
свою очередь, вопросы переписи
должны также учитывать общий
уровень грамотности населения,
этнические особенности, в том
числе народные обычаи и даже
предрассудки.
В переписях населения изучаются
следующие вопросы:
1) численность и размещение
населения по территории страны,
по городским и сельским типам
поселений, миграция населения;
2) структура населения по полу,
возрасту, брачному состоянию и
семейному положению;
3) структура населения по национальной
(этнической) принадлежности, родному
и разговорному языку, по гражданству;
4) распределение населения по
уровню образования, по источникам
средств существования, по отраслям
народного хозяйства (для имеющих
средства существования от экономической
деятельности), по занятиям и положению
в занятии (т.е. по социальному положению);
5) число и структура семей
по целому комплексу социальных
характеристик (однородные и смешанные
в социальном и этническом
отношении семьи и т. д.);
6) рождаемость (число рожденных
детей и живых из них на
момент переписи), пожелания и
планы в отношении будущего
деторождения;
7) жилищные условия населения.
Это вопросы, характерные для
наших отечественных, последних
по времени переписей населения.
В ряде стран возможны и
другие вопросы о физических недостатках,
об участии в прошлых войнах (с целью изучения
последствий войны для здоровья населения),
об уровне обеспеченности населения теми
или иными благами жизни и т. д. Наши переписи
пока еще бедны по объему собираемой информации.
В частности, мы уже никогда не узнаем,
как повлияла вторая мировая война на
смертность и здоровье нашего населения,
потому что ни в одной из послевоенных
отечественных переписей населения не
было вопроса об участии в этой войне.
3. Текущий
статистический учет событий естественного
движения населения
Учет событий естественного
движения населения — рождений,
смертей, браков и разводов —
основан на регистрации этих
событий. Первоначально потребность
в такой регистрации возникла
у западноевропейской церкви
для оформления оплаты верующими
совершения обрядов бракосочетания,
церковного расторжения брака, крещения
новорожденных и погребения умерших.
Никаких других целей церковь
не преследовала. Но постепенно
и государство стало проявлять
интерес к учету событий естественного
движения населения, и церковные
записи совершенных обрядов стали
использоваться для целей государственной
статистики. Постепенно государство
начало контролировать ведение
церковных регистрационных книг,
устанавливать правила, по которым
эти книги должны вестись духовенством.
С конца XVIII в. в Европе регистрация
событий естественного движения
населения начала переходить
от церковных к гражданским
органам (во Франции — с 1792 г.,
в Бельгии — с 1796, в Голландии
— с 1822, в Великобритании —
с 1837, в Италии — с 1865, в Испании
— с 1871, в Германии — с 1875 г.).
В России первые попытки
ввести церковную регистрацию
событий естественного движения
населения относятся еще к
середине XVII в. Позднее Петр I своим
указом от 14 апреля 1702 г. повелел
вести записи рождений и смертей
в приходских церквах Москвы
и представлять еженедельно ведомости
о числе крещений и погребений
в Патриарший Духовный приказ. В
1722 г. Петр I издал новый указ уже о повсеместном
ведении метрических книг для православного
населения. С этого времени и начинается
история текущего учета событий естественного
движения населения в России. Но — только
формально, потому что указы Петра I о ведении
метрических книг и тем более о присылке
ведомостей в центральные церковные органы
не везде исполнялись, никто их не обобщал
и не анализировал, ведомости, если и имелись
где-то, не публиковались, поэтому никто
о них не знал очень долго. Преемники Петра
никакой заботы об этой стороне общественной
жизни не проявили. Лишь при Екатерине
II усилиями выдающихся ученых — географа
Антона Фридриха Бюшинга (1724—1793) и историка
Августа-Людвига Шлёцера (1735—1809) были
разработаны в 1763—1764 гг. образцы отчетных
ведомостей, по которым приходские священники
обязывались представлять отчеты в Синод
с тем, чтобы оттуда они пересылались в
Академию наук. Соответствующий Указ был
подписан Екатериной II 29 февраля 1764 г.
Позднее были приняты соответствующие
законы о введении учета событий естественного
движения населения для неправославных
народов России: для лютеран — в 1764 г.,
для католиков — в 1826 г., для мусульман
— в 1828 г., для иудеев — в 1835 г. Однако долгое
время данные церковной регистрации были
относительно достоверными лишь для православного
населения, и то лишь к концу XIX в. и далеко
не по всей территории страны.
Новая история текущего учета
естественного движения населения
в России началась после большевистской
революции 1917 г. Уже 18 декабря 1917 г. был
издан декрет «О гражданском
браке, о детях и о введении
книг актов состояния». А еще
через месяц, декретом от 23 января
1918 г. (об отделении церкви от
государства), функции регистрации
актов гражданского состояния
были переданы из ведения церкви
гражданским органам: в городских
поселениях — специально созданным
для этого отделам (или бюро) записей
актов гражданского состояния (ЗАГС),
в сельских местностях — сельским
органам управления. Эта система
существует и сегодня.
Регистрация актов гражданского
состояния носит обязательный
характер, что подкрепляется выдачей
при регистрации в органах
ЗАГС свидетельств о рождении,
смерти, браке, разводе — документов,
имеющих юридическое значение
для их владельцев. Это сделано
специально, чтобы побудить граждан
к регистрации демографических
событий и тем самым обеспечить
полноту и качество учета. Сроки
и порядок регистрации актов
гражданского состояния, ответственность
за их нарушение установлены
законом «О порядке и сроках
регистрации рождений и смертей»,
принятым 27 июля 1936 г.
При регистрации демографических
событий записи актов гражданского
состояния в специальных книгах
производятся в двух экземплярах,
один из которых остается в
книге и хранится в архиве,
а второй передается в статистические
органы для обработки и обобщения
содержащихся в нем сведений.
Сведения, содержащиеся в актах
гражданского состояния, можно разделить
на две части. Одна часть —
сведения административного характера
(фамилия, имя, отчество субъекта
события, номера различных документов
и т.п.). Эти сведения не представляют
интереса для статистики и
в разработку не идут. Вторая
часть — сведения, которые имеют
статистическое значение. Например,
в акте о рождении указываются
такие характеристики новорожденного,
как пол, место рождения, каким
по счету у матери родился,
в одноплодных или многоплодных
родах и т.п., а также сведения
о родителях, такие как, их возраст,
национальность, брачное состояние,
место постоянного жительства, род
занятий и место работы. На
основе этих сведений можно
рассчитать показатели рождаемости
по возрасту матери и отца,
их брачному состоянию, национальности,
роду занятий, социальной группе,
территории проживания и др. Акт
о смерти содержит сведения
о поле и возрасте умершего,
месте его жительства, причине
смерти, национальности.
Однако эти сведения даже
в суммарном виде еще не
характеризуют интенсивности демографических
процессов. Объем демографических
событий зависит от численности
населения, которая эти события
продуцирует. Поэтому совокупности
демографических событий надо
сопоставить с соответствующими
им совокупностями населения (число
рождений — с числом женщин
определенного возраста и брачного
состояния, соответствующей национальности,
социальной группы, места жительства
и т.д., число умерших — с
численностью населения соответствующего
пола, возраста, национальности и
т. д.). Данные о численности и
составе населения дают переписи.
Таким образом, данные текущего
учета демографических событий
образуют неразрывное единство
с данными переписей населения.
При расчете демографических
показателей данные текущего
учета составляют числитель дроби,
а данные переписи — ее знаменатель.
Уже на этапе разработки программы
переписи населения учитываются
возможности взаимного использования
итогов переписи с данными
текущего учета.
4. Текущие
регистры (списки, картотеки) населения
Текущий учет населения ведется не только
статистическими, но и различными административными
государственными органами в виде списков
(картотек) населения. Эти картотеки создаются
для выполнения конкретных задач и обычно
охватывают не все население, а некоторые
его группы (жителей микрорайонов, категории,
подлежащие социальной опеке, и т. д.). Важно
отметить, что во всех этих регистрах числится
юридическое население, которое может
не совпадать полностью с фактическим
населением (наличным или постоянным,
как это определено в переписях населения).
Поэтому данные списков населения имеют
ограниченное применение. Но все же в определенных
случаях приходится пользоваться ими
и для статистического применения, причем
не только в демографических, но в социологических
полевых исследованиях.
Так, при проведении выборочного
социологического опроса мнений, людей
определенного возраста, состоящих в браке,
проживающих совместно с семьей, для построения
выборки приходится использовать сведения,
имеющиеся в домовых книгах. В них указывается
семейный состав и возраст жильцов дома.
Правда, потом, когда переписчики пойдут
по отобранным для опроса квартирам, может
оказаться, что в ряде случаев фактические
данные отличаются от указанных в домовых
книгах. Кто-то из числящихся успел умереть,
кто-то — развестись или уехать и т. п..
Таким образом, и в этом случае юридическое
население не соответствует фактическому.
Но все же как предварительная база для
отбора людей или семей списки юридического
населения полезны.