Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 10:55, курсовая работа
Целью является изучение и анализ сущности социальной работы, рассмотрение социальной работы как формы практической деятельности, как учебной дисциплины и с точки зрения самостоятельной науки. Необходимо раскрыть само понятие социальной работы, и важнейших её компонентов. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач: – дать определение термину «социальная работа», раскрыть это понятие с точки зрения самостоятельной науки; – рассмотреть социальную работу как форму практической деятельности, уточнив её аспекты; – выявить какова же стратегия, смысл и цель социальной работы как учебной дисциплины; – установить, какие ключевые категории образуют содержательную характеристику социальной работы;
В этой связи особое значение имеет типологизации социальных служб в целях организации практической социальной работы. В основе классификации различных видов и форм работы могут лежать различные принципы (это в какой-то степени связано с наличием разных подходов к пониманию сущности и характера социальной работы как деятельности), но все они, в конечном счете, сводятся к следующему: работа с проблемой клиента; работа с другими службами, учреждениями, организациями.
Внутри этих двух форм в свою очередь идет классификация различных видов. Так, в первом случае можно говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, потеря работы, смерть близкого человека, инвалидность и т.п.): с другой – об особенностях клиента, т. к. в качестве клиента может выступать и индивид, и группа, в т ч. и общество как большая социальная группа.
Во втором случае, с одной
стороны, речь идет о сфере деятельности,
в процессе которой возникают
проблемы взаимодействия с другими
службами, учреждениями, ассоциациями
(например, сфера образования, здравоохранения,
быта и т.д.); с другой – о статусе
этих организаций (государственные, коллективные,
общественные, благотворительные, частные
и т.д.). Социальная работа это механизм,
который должен переводить потенциально
провозглашенные права в
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что смысл социальной работы – это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию. Как любая профессиональная деятельность она осуществляется специалистами по социальной работе.
1.3 Социальная работа в системе дисциплины
В 1991 г. в Российской Федерации была введена принципиально новая для нашей страны профессия – социальный работник. Специалистов в этой области готовят на курсах, в школах, лицеях, средних специальных учебных заведениях и вузах. Сеть высших учебных заведений, приступивших к подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе, неуклонно расширяется. Профильная направленность вуза предопределяет специализацию их выпускников. Ныне большая часть вузов готовит специалистов-организаторов социальной работы с населением, специалистов по работе с различными группами (безработными, молодежью, детьми, пожилыми и т.д.). Часть вузов готовит специалистов в области социально-медицинской помощи населению и по другим направлениям. В нашей стране уже начата подготовка социальных работников с медицинским профилем: бакалавры со специализацией «Социально-медицинские услуги населению». Примечательно, что эту профессию выбирают лица гуманного склада, чья сердобольность и чуткость необходимы для будущей работы. Они учатся, четко осознавая, что эта работа не сулит им сверхприбылей и богатства. Бакалавры социальной медицины будут оказывать социально-медицинскую помощь населению, т.е. они являются организаторами-консультантами, менеджерами социально-медицинской защиты пенсионеров, безработных, хронически больных людей, одиноких, многодетных, сирот, инвалидов, лиц, пристрастных к алкоголю и наркотикам, а также всех тех, кто попал в кризисную ситуацию экономического, социального или медицинского характера и чей доступ к медицине стал ограниченным.
Решением коллегии Комитета по делам семьи и демографической политики при Совете Министров РСФСР и Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы (от 13–05.91), введена организация подготовки кадров специалистов по социальной работе в вузах РФ.
Цель подготовки социальных
работников состоит в содействии
развитию и повышению качества преподавания
во всем мире, обучению и привитию навыков
практической социальной работы, оказанию
социальных услуг и разработке поли
гики в области социального
Социальная работа, возникнув
как общественное явление превратившись
затем в определенный социальный
институт, становится объектом познания,
проявляющегося на разных уровнях –
от обыденного до научно-теоритического.
В настоящее время наиболее отчетливо
наблюдаются два основных аспекта
в тенденции развития знаний (на
разных уровнях их проявления) в
области социальной работы. Первый
связан с эмоционально-
К началу 90-х годов 20 века
в научной литературе обозначилось
несколько моделей
Применяя на практике теории поведения и социальных систем, социальная работа проводится в той области, где люди взаимодействуют с окружающими их факторами. В социальной работе основополагающими принципами являются принципы прав человека и социальной справедливости (определение дано Международной федерацией социальных работников в июле 2000 г. в Монреале, Канада).
Стратегия же социальной работы заключается в изучении человека, его ценности, мира, индивидуальности и универсальности. На практике большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, её изменений под воздействием экономических, социально – психологических факторов. Формирование мира человека – сложный процесс познания, закрепления, творческого освоения мировоззренческих, идеологических, нравственных установок общества, процесс усвоения социальных качеств, знаний и умений, созданных обществом, на основе чего вырабатывается своё видение и оценка вещей [4, с. 89–90].
Степень социальной защиты населения
и его отдельных слоев
Что социальную работу можно рассматривать, как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук, как форму практической деятельности, и наконец, её рассматривают как учебную дисциплину. Социальная деятельность базируется на различных гуманитарных и демократических идеалах.
Итак, можно сказать, что социальная работа как дисциплина, появилась у нас в стране сравнительно недавно, но, несмотря на это, она набирает значительные темпы, направленные на увеличение численности социальных работников и повышении их квалификации.
1.4 Ключевые категории сущности социальной работы
Определение сущности социальной работы связано со следующими ключевыми категориями: социальная защита, социальная поддержка, социальное обслуживание, социальное обеспечение. Значения этих терминов образуют содержательную характеристику социальной работы.
В обыденном сознании, а
также в ряде нормативных актов
эти понятия нередко
1.4.1 Социальная защита
Феномен социальной защиты может
рассматриваться в широком и
узком смыслах. В первом случае социальная
защита представляет собой деятельность
государства и общества по ограждению
всех граждан от социальных опасностей,
недопущению нарушения
Основной путь осуществления социальной защиты – социальные гарантии – обязательства государства по отношению к тем или иным категориям населения. Действие гарантий предполагает компенсацию низкого социального статуса за счет увеличения правового статуса. Социальные гарантии строятся с учетом определенных признаков, дающих право на привилегированное использование общественных ресурсов. Так, получение того или иного правового статуса (беженца, безработного, инвалида, ребенка-сироты) дает ряд дополнительных возможностей. В таком случае возникает специальный правовой статус. Специальный правовой статус дает социальные гарантии со стороны государства в случае соответствия индивида определенным параметрам и прохождения процедур, предусмотренных законом. Примером могут служить дополнительные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (1996) данная категория лиц имеет дополнительные гарантии в сферах здравоохранения, образования, получения жилой площади и т.д. Для ряда категорий существуют гарантии на получение социальной помощи. В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ.
Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. Основные принципы социальной защиты, гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.
1.4.2 Социальная поддержка
Это обеспечение в денежной
или натуральной форме, в виде
услуг или льгот, предоставляемых
с учетом социальных гарантий, законодательно
установленных государством; совокупность
социальных услуг, медико-социальная,
социально-экономическая, социально-бытовая,
социально-психологическая, социально-педагогическая
и иная поддержка человека со стороны
государственных и
При уточнении значения категории социальная поддержка следует больше внимания уделить интерактивной стороне взаимоотношений между субъектом и объектом помощи. Проблема объекта становится стержнем, на котором удерживается социальная поддержка как деятельность конкретного социального работника с конкретным клиентом. Социальная поддержка направлена на то, чтобы помочь клиенту увидеть собственный смысл во взаимодействии с представителем социальной службы, построить собственную линию поведения, которая признается клиентом как значимая и необходимая для него.
1.4.3 Социальное обслуживание
Социальное обслуживание – деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ряде федеральных законов социальное обслуживание предлагается понимать как деятельность по удовлетворению потребностей различных категорий в социальных услугах – полезных действиях. В этом случае субъектами социальной работы используются кадровые и организационные (общественные) ресурсы.
Социальное обслуживание осуществляется в виде:
1) предоставления материальной
помощи (денежные средства, продукты
питания, средства санитарии и
гигиены, средства ухода за
детьми, одежда, обувь и др. предметы
первой необходимости, топливо,
3) предоставления социальных
услуг в стационарных
4) предоставления временного
приюта в специализированном
учреждении детям-сиротам и
5) организация дневного
пребывания в учреждениях
6) консультативной помощи
по вопросам социально-
7) оказания помощи в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям.
Социальное обслуживание
осуществляется бесплатно и за плату.
Бесплатное обслуживание могут получить:
граждане, не способные к самообслуживанию
в связи с преклонным возрастом,
болезнью, инвалидностью, не имеющие
родственников, которые могут обеспечить
помощь и уход, – если среднедушевой
доход этих граждан ниже прожиточного
минимума, установленного для региона,
в котором они проживают; лица,
находящиеся в трудной жизненно
ситуации и в связи с безработицей,
стихийными бедствиями, катастрофами,
пострадавшими в результате вооруженных
и межэтнических конфликтов; несовершеннолетние
дети, находящиеся в трудной