Анализ туристских услуг на примере Тверской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
- исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.

Файлы: 1 файл

актуальность темы.docx

— 33.49 Кб (Скачать файл)

Актуальность  темы исследования. Термин «туризм» с давних времен используется во многих языках. Это слово произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour) и первоначально означало ознакомительную поездку, которую совершали в 17-18 столетиях молодые дворяне. В 19 столетии такие поездки стали популярны среди других слоев населения. Целью поездок было знакомство туристов с чужими культурами. На протяжение столетий основное назначение туризма – это знакомство путешественников с другими странами, налаживание контактов и взаимопонимания с народами, их населяющими.

В развитых странах мира большая  часть валового национального продукта (свыше 70 %) производится в отраслях обслуживания. Существенную долю поступлений  обеспечивает туристский рынок. В странах  ЕС поступления от туризма составляют порядка 5,5 % ВВП. Бюджеты Турции, Кипра, Египта более чем наполовину пополняются  за счет туризма. Располагая богатым  историко-культурным потенциалом, туристский рынок в России является неконкурентоспособным, его развитие  происходит бессистемно. Он ориентирован в основном для людей с высоким уровнем дохода  и на выездной туризм, который является дополнительным дестабилизирующим фактором экономики, так как стимулирует отток капитала за границу. Туризм имеет не только экономическое, но и огромное социально-политическое значение, что предъявляет дополнительные требования к его развитию. В сфере туристского рынка тесно переплетаются интересы культуры и здравоохранения, безопасности и международных отношений, экономики и экологии, занятости и образовательного уровня населения. Решение важной социально-экономической задачи – повышение уровня благосостояния и качества жизни российских граждан – во многом определяется состоянием рынка туристских услуг. Следовательно, исследование этого сектора национальной экономики представляется важной и перспективной задачей.

Целью данной работы является изучение современного состояния  туристического рынка.

В соответствии с данной целевой  установкой были сформулированы основные задачи исследования:

- изучение теоретических  основ туристической деятельности;

- анализ состояния рынка  туристических услуг в России  и в Нижегородской области;

- исследовать стратегию  развития туризма в России  и в Нижегородской области.

Объектом исследования является современный туристический рынок России и Нижегородской области.

Предмет  исследования – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе функционирования российского и регионального рынка туризма.

Теоретические и  методологические основы дипломной работы.

Конъюнктура  туристического рынка всегда находится в центре внимания многочисленных зарубежных и российских исследователей,  консалтинговых  компаний  и  научных  центров.

В последнее десятилетие  уделяется большое внимание изучению проблем устойчивого экономического роста рынка туризма на уровне макропроцессов. Одновременно проводятся исследования на микроуровне, способствующие принятию эффективных корпоративных  решений в сфере стратегического  планирования деятельности туристических  компаний, оптимизации и реструктуризации их деятельности.

Проведенное автором исследование базировалось на фундаментальных теоретических  и научно-практических наработках в  области проблем туристический  отрасли, представленных в работах  российских и зарубежных ученых ? М. Б. Биржакова, А.Ю. Александровой, В.Г. Гуляева, Н.И.Волошина, М.В. Ефремовой, А.Д. Кауровой и д.р.

Методология исследования. В проведенном исследовании используются как общенаучные (системный подход, логический, статистический и сравнительный анализ) методы, так и методы диалектики общего и специфического, восхождения от абстрактного к конкретному, структурно-генетического анализа и синтеза, исторического подхода.

Количественный анализ проведен на основе экономико-статистических, математических и графических методов.

Структура дипломной  работы. Дипломная работа состоит из трех глав.

В первой главе раскрыта сущность туристического рынка, проанализирована классификация туризма, исследован механизм государственного регулирования  рынка туризма.

Во второй главе дана характеристика основных тенденций на российском рынке  туризма, исследовано состояние  туризма в Нижегородской области, охарактеризована деятельность отеля  «Акватория».

В третьей главе изучены  проблемы туристического рынка России, исследованы  пути достижения положительных изменений на российском туристическом рынке, охарактеризованы пути совершенствования функционирования на рынке туризма Нижегородской области в целом и отеля «Акватория» в частности.

В работе 28 приложений, 8 таблиц, 14 рисунков.

Список литературы состоит  из 26  источников.

Вариант 2

 

Актуальность исследования. В современных экономических  условиях, характеризующихся усиливающейся конкуренцией, изменением отраслевой структуры в регионах, туризм как сфера хозяйственной деятельности имеет огромное значение и ряд характерных особенностей. Туризм может обеспечить подъем экономики региона при создании эффективной системы регулирования данной отрасли. По прогнозам Всемирной туристской организации, число туристских прибытий к 2020 г. составит 1,6 млрд человек, мировые доходы от туризма в 2020 г. возрастут до 2 трлн долл.

В настоящее время Российская Федерация, несмотря на высокий туристский потенциал, занимает 59 место на мировом туристском рынке: ее доля составляет около 1,4% мирового туристского потока. По оценкам экспертов, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры в регионах принимать до 40 млн иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с туристскими, деловыми и частными целями составляет 7,4 млн человек, что не соответствует ее туристскому потенциалу.

Государственными актами Российской Федерации туризм признан  одной из приоритетных отраслей экономики страны. Вместе с тем на региональном уровне отсутствуют реальные механизмы формирования и развитияфынка туристских услуг: механизмы привлечения инвестиций в объекты туризма, сохраняются экстенсивные методы использования ресурсов, в том числе трудовых. Неразработанными остаются многие существенные в теоретическом и практическом отношении вопросы туристского маркетинга и рекламной деятельности.

В этих условиях необходима разработка новых подходов к формированию организационно-экономического механизма развития регионального рынка туристских услуг в интересах повышения эффективности его функционирования в системе национальной экономики страны.

Степень разработанности'проблемы. Значимость туризма в развитии экономик регионов России привела к активизации исследований по проблемам формирования туристского бизнеса, организации управления» туристской сферой, к оценке эффекта от развития туризма. Эти аспекты нашли отражение в трудах Ю. А. Александрова, А. В. Дроздова, Е. И. Ильиной, Г. А. Карповой, А. Т. Кириллова, Ю. В. Кузнецова, И. С. Марковой, Р: Ю. Поповой, В. Б. Сапру-новой и других авторов. Различные аспекты совершенствования управления в сфере предоставления услуг рассмотрены в трудах таких зарубежных ученых, как Г. Ассель, П. Дойль, Ф. Котлер, К. Лавлок, а также отечественных ученых, таких как Л: И. Ерохина, О.'М. Горелик, Е. В. Башмачникова, Ш. 3. Валиев, А. А. Нечитайло и др. Специфика экономических отношений, присущих туристскому рынку, а также отдельные проблемы использования его ресурсов, мотивации поведения потребителей, ценообразования услуг, налогообложения, кредитования и нормативно-правового обеспечения данного производства представлены в работах В. И. Азара, М. М. Амирханова, М. Б. Биржакова, Е. И. Богданова, В. С. Боголюбова, М. А. Бокова, О. И. Васильчук, Ю. А. Веденина, И. А. Глинкина, А. П. Дуровича, И. В. Зорина, Н. И. Кабушкина, Г. А. Карповой, В. А. Квартальнова, В. И. Котелкина, Л. И. Мухиной, М. С. Нудельма-на, В. С. Преображенского, Б. В. Смирнова, И. Т. Твердохлебова, К. Хаксеве-ра, К. Хуберта, А. Д. Чудновского и других.

Между тем анализ данных научных  школ позволил сделать вывод о  том, что отдельные аспекты развития туристского рынка на различных  уровнях и, особенно на региональном, отражены фрагментарно и недостаточно полно. Научные разработки по названному выше вопросу имеют описательный характер теоретических аспектов и не касаются практических рекомендаций и предложений. Мало внимания уделено вопросам анализа, организации и координации деятельности в рамках туристского сектора экономики региона, недостаточно раскрыты возможности реализации приемлемых для современных условий России форм и методов стратегического управления с целью развития регионального рынка туристских услуг. Это обусловило необходимость,проведения более глубоких исследований проблем, совершенствования механизмов развития рынка туристских услуг с учетом региональных особенностей и определило актуальность выбранной темы исследования; ее направленность.

Цель и задачиисследования. Целью диссертационной работы является разработка теоретических и практических рекомендаций по» формированию и развитию регионального рынка туристских услуг.

Поставленная цель логически предопределила решение следующих взаимосвязанных  задач:

- изучение категориального аппарата, процессов формирования и развития  рынка туристских услуг с учетом  особенностей регионального* уровня, а также определение состава  и структуры регионального рынка  туристских услуг с позиций  системного подхода и направлений  его совершенствования;

- разработка механизма развития  и регулирования регионального  рынка туристских услуг с учетом  приоритетных направлений социально-экономического  развития страны и регионов;

- построение модели управления  процессом предоставления туристских  услуг с четким разделением  федерального, регионального уровней  и уровня конкретного производителя туристской» услуги на основе выделения субъектов и объектов управления;

- выбор и обоснование системы  количественно-качественных показателей,  являющейся частью информационно-аналитического  обеспечения механизма регулирования  регионального рынка туристских  услуг, учитывающей особенности  регионального развития, позволяющей  определить уровень и тенденции  развития регионального рынка  туристских услуг, а также измерить  туристский потенциал региона;

- совершенствование подсистемы маркетинга региона на основе использования инструментов виртуального маркетинга и экономикоматематической модели поведения участников регионального рынка туристских услуг, направленной на развитие системы продвижения услуг в регионе.

Предметом исследования является проблема нормативно-правовых, социально-экономических  и организационных отношений, складывающихся в процессе формирования и развития регионального рынка туристских услуг.

Объектом диссертационного исследования выступает рынок туристских услуг  Самарской области.

Теоретическая, эмпирическая и методологическая1 база исследования. При написании диссертации за основы были взяты положения научных работ отечественных и зарубежных ученых. В рамках исследования применены теоретические разработки в области развития рынка туристских услуг, управления туризмом, системного анализа, экономико-математического моделирования, законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность туристской отрасли, государственные концепции, национальные и региональные программы и проекты по развитию туризма, справочные материалы, статистические данные, материалы международных, всероссийских и региональных научных симпозиумов и конференций, а также периодических изданий по теме исследования. Комбинация различных методологических подходов использована в целях обоснования концепции и общей логики диссертации.

Ход исследования был построен на совокупности общенаучных и экономических методов познания в соответствии с поставленными задачами и особенностями объекта исследования. Рассматриваемая в диссертации проблема изучена с помощью общенаучных методов: диалектика, индукция и дедукция, системный анализ и структурный синтез, абстрактно-логическое моделирование, методы экономико-математического, статистического анализа, а также методы экспертного анализа и др.

Эмпирическая база исследования, позволившая обосновать и получить достоверные результаты, основана на официальных данных федеральной, региональной и местной статистики, справочных и методических, отчетных и прогнозных сведениях по состоянию и развитию рынка туристских услуг.

Научные результаты, выносимые на защиту, состоят в разработке теоретических  и методических предложений и  рекомендаций по развитию регионального  рынка туристских услуг.

В* результате проведенного в диссертационной  работе исследования на защиту выносятся  следующие наиболее существенные результаты:

- упорядочен и идентифицирован  категориальный аппарат регионального  рынка туристских услуг со  стороны социально-экономического  и ресурсосберегающего подходов с учетом сравнительной оценки точек зрения зарубежных и отечественных авторов, а также выделена группа особенностей регионального развития, которую необходимо учитывать при исследовании рынка туристских услуг;

- разработана модель формирования  регионального рынка туристских  услуг с позиций системного  подхода, состоящая из основных  и вспомогательных компонентов,  направленная на устойчивое развитие  региона, позволяющая выделить  проблемные подсистемы регионального  рынка туристских услуг для  определения уровня использования  туристского потенциала региона;

- предложен оптимальный механизм  развития и регулирования^ регионального  рынка туристских услуг и выделены  основные факторы, влияющие на  развитие и формирование регионального  рынка туристских услуг, которые  необходимо также учитывать при  разработке программ социально-экономического  развития регионов;

- разработана трехуровневая  модель управления процессом  предоставления туристских услуг  с учетом особенностей федерального, регионального и микроуровней, социально-экономического развития, нормативно-правовой базы туристской отрасли, состоящая из подсистем: нормативно-правовой, объект управления и субъект управления;

Информация о работе Анализ туристских услуг на примере Тверской области