Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 09:57, реферат
Ежедневная практическая деятельность специалиста по социальной работе содействует улучшению жизни конкретного человека с помощью методов, отдельных техник, которые разрабатываются в соответствии с индивидуальными особенностями клиента и основываются на специфике трудной жизненной ситуации клиента. Социальная диагностика – интегративная технология, она включает в себя совокупность методов и приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать личностные ресурсы клиентов, резервные возможности социально! окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение yen хов в отношениях с людьми, самореализации в различных сфер (профессиональной, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных ситуаций.
Введение……………………………………………………………………...3
1.Анкетирование:понятие.виды ……………………………………………5
2.Основы анкетирования респондентов старшей возрастной группы …..8
2.1. Особенности и сложности анкетирования респондентов старшей возрастной группы ………………………………………………………….9
2.2. Анкета …………………………………………………………………12
Заключение ………………………………………………………………..18
Список использованых источников ……………………………………..2020
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Анкетирование:понятие.виды ……………………………………………5
2.Основы
анкетирования респондентов
2.1.
Особенности и сложности
2.2. Анкета …………………………………………………………………12
Заключение ………………………………………………………………..18
Список использованых источников ……………………………………..2020
Введение
Обратившийся за помощью в социальную службу человек с первых минут общения со специалистом ощущает заботу, участие, поддержку. Социальная работа предполагает сопровождение клиента до момента его выхода из трудной жизненной ситуации и представляет собой технологию, в основе которой – активизация потенциала клиента и резервных возможностей его окружения. На первом этапе работы проводится социальная диагностика. Социальная диагностика – это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.
Ежедневная практическая деятельность
специалиста по социальной работе содействует
улучшению жизни конкретного
человека с помощью методов, отдельных
техник, которые разрабатываются
в соответствии с индивидуальными
особенностями клиента и
1. Анкетирование:понятие.виды
Анкетирование – письменная форма
опроса, осуществляющаяся, как правило,
заочно, т.е. без прямого и
Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.
Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа и «паспортички», но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т. к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула – единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. В преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.
Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме «меню», шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.
Метод анкетирования – психологический вербально – коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета. Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно
с наименьшими затратами
Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных. [2;41]
Виды анкетирования:
По числу респондентов:
– индивидуальное анкетирование (один респондент);
– групповое анкетирование (несколько респондентов);
– массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов);
По полноте охвата:
– сплошное (опрос всех представителей выборки);
– выборочное (опрос части выборки);
По типу контактов с респондентом:
– очное (в присутствии исследователя-анкетёра);
– заочное (анкетёр отсутствует);
2.Основы анкетирования
респондентов старшей
Данные социологического
В практике социологических исследований возраст принято считать одной из основных детерминант, влияющих на мнения и реакции респондентов. Вместе с обществом, которое они изучают, исследователи принимают за данность суждения (а может быть - предрассудки?), что молодость - это одно, а старость - другое, что с возрастом люди меняются и пр. Бытовые понятия о возрасте предстают в формах регулярных шкал, организующих массивы собранных данных.
Чаще всего в социологических исследованиях применяют такую шкалу:
Возраст (полных лет):
18–24;
25–39;
40–54;
55 лет и старше.
Заслуживает внимания вопрос о границах между возрастами - он подведет нас к главной проблеме: где и кем проводится граница старости.18 лет - возраст совершеннолетия. Что касается 25 - и 40-летия, то практика исследований показала, что на первом из этих рубежей, как правило, заканчивается молодость, а на втором - то, что должно, наверное, называться «второй молодостью».
Окончание учебы в вузе, брак, рождение детей - события, меняющие статус человека, его отношение к самому себе и к миру: рубеж в 25 лет связан, прежде всего, с изменениями, происходящими в человеке или в нуклеарной семье. Рубеж сорокалетия, конечно, тоже зависим от внутрисемейных процессов, таких как взросление детей. Но в сегодняшней России в гораздо большей степени тут проявляется роль человеческих объединений более крупного масштаба, тех, что располагаются на уровне общества в целом.
2.1. Особенности и сложности анкетирования респондентов старшей возрастной группы
Манера поведения пенсионеров во время опроса, склонности и предпочтения, точность и аккуратность, тональность и степень категоричности высказываний, другие проявления индивидуальной тактики работы с анкетой довольно многообразны. Можно получить совершенно одинаковые ответы, продиктованные в одном случае небрежностью, в другом - нежеланием или неспособностью сосредоточиться, в третьем - осознанием сложности и противоречивости обсуждаемого вопроса. С другой стороны, одинаково осмысленные вопросы могут получать различные ответы.
Одной из причин расхождения ответов является индивидуально-психологические особенности каждого из респондентов, проявляющиеся в его ответах на анкетные вопросы и не имеющие непосредственного отношения к их содержанию.
Конечно, у социолога нет возможности
учесть все индивидуальные различия
и дифференцированно обращаться
к каждому респонденту: для этого
потребовалось бы как минимум
разработать для каждого
В данном пункте речь пойдет о проблемных
ситуациях, с которыми приходилось
сталкиваться при опросе пенсионеров
как отказы от участия в опросе;
тенденция к выражению
Выбрав место для проведения анкетирования - железнодорожный вокзал, социологическая группа центра Левада в апреле 2012 года. Опрос проводился по стандартной выборке, репрезентирующей все население РФ в возрасте 18 лет и старше (1 600 человек).(исследуемая возрастную категорию от 61 года и более) разделилась по выборке на три части, так как учитывались демографические признаки.
Отказы от участия в опросе. В нашем проведенном СИ стопроцентное участие в опросе являлось практически недостижимым идеалом: на пути встречались и не ответившие - труднодоступные, не желающие, неспособные ответить. Совершенно очевидно, что они наносили существенный ущерб репрезентативности ответов, усложняли процедуру опроса.
Явно выраженный отказ отвечать приводил к тому, что между потенциальным респондентами и нами как социологами отношения общения не возникали.
Тенденция к выражению согласия. В нашем опросе нередко отмечалась тенденция опрашиваемых соглашаться с предлагаемыми ответами независимо от их содержания и формы или с ориентацией преимущественно на форму. Это так называется «да» - тенденция. Она характерна для всех людей, но в различной степени (следует отметить, что некоторых, напротив, характеризует преимущественно «нет» - тенденция; важна сама обусловленность ответа не вопросом, а склонностью человека говорить «да» или «нет»). Проявляется эта тенденция в том, что пенсионеры гораздо легче соглашаются с каким-либо утверждением, чем отрицают его. Для того чтобы преодолеть или учесть эту тенденцию, в анкете обычно рекомендуется применять развернутые формулировки типа: « Вы больше придерживаетесь варианта «А» или больше придерживаетесь варианта «Б»? ».
Иногда с этой же целью используются
и контрольные вопросы в
Случайность в ответах.
Помимо специфических ошибок, сопровождающих
применение элементов инструментария,
существовал тот тип ошибок, которые
неспецифичны и могут возникать
в любых процедурах эмпирического
исследования; более того, общность
некоторых из них выходил за пределы
опросного метода. Одним из факторов,
порождающих такие